Стоимость основных фондов коммунального комплекса Томской области оценивается величиной более 21 млрд. рублей. В соответствии с нормативом отчислений на капитальный ремонт (4-5 % от стоимости основных фондов) ежегодно в объекты технической коммунальной инфраструктуры должен вкладываться примерно 1 млрд. рублей. Фактически на эти цели из разных источников направляется не более 600 - 650 млн. рублей в год, то есть на 35-40 % меньше нормативной величины.
В результате хронического недоремонта современное состояние объектов коммунальной инфраструктуры области характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования (для большинства объектов процент износа составляет от 40 % до 70 %). При этом, от 18 % до 73 % инженерных коммуникаций области отслужили нормативный срок.
Следствием высокой степени износа оборудования являются сверхнормативные потери в сетях, низкий коэффициент полезного действия энергооборудования, повышенная аварийность. В 2005 году количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов по сравнению с 1988 годом выросло в 5 раз.
В создавшихся условиях вопросы технической политики, внедрения новых технологий и материалов, энергосбережение отодвигаются на последний план. Основной задачей коммунального комплекса становится обеспечение минимально необходимой устойчивости (прохождение очередного отопительного сезона без больших аварий).
Основная причина недостаточного финансирования ремонтных работ и модернизации оборудования состоит в том, что тарифы на коммунальные ресурсы являются экономически обоснованными отчасти формально. Амортизационные отчисления занижены из-за отсутствия реальной оценки имущества, в тарифах не в полном объеме учитываются затраты на эксплуатацию значительного числа объектов, которые не оформлены в муниципальную собственность в установленном порядке, то есть являются бесхозяйными. Отсутствие обоснованных программ развития коммунальной инфраструктуры поселений не позволяет рассчитывать на инвестиционную составляющую. Кроме того, немаловажное значение имеют сиюминутные политические интересы местных органов власти, заключающиеся в ограничении роста тарифов в выборный период. Но главный фактор не позволяющий установить действительно экономически обоснованные тарифы - низкий уровень доходов населения.
Дотационность большинства местных бюджетов вынуждает руководителей органов местного самоуправления рассматривать областной бюджет как основной, а часто и единственный, финансовый источник восстановления или реконструкции муниципального коммунального имущества. При этом:
инвестиционная привлекательность проектов модернизации коммунального имущества, возможность использования иных источников финансирования обычно даже не рассматривается;
в условиях угрозы аварийной ситуации строительство или реконструкция объектов часто проводятся без необходимой технической документации, в результате чего в процессе строительства существенно возрастает стоимость работ. В итоге при отсутствии средств для окончания строительства объект из года в год работает как незавершенный, без документации о готовности к эксплуатации;
отсутствуют экономические стимулы эффективного использования бюджетных средств.
Коммунальный комплекс ежегодно требует увеличения средств для своего функционирования. Параллельно с этим обостряются негативные тенденции - рост степени износа основных фондов, числа аварийных ситуаций и инцидентов, платежей потребителей за коммунальные ресурсы. Стало очевидным, что нормализация ситуации невозможна без изменения традиционных подходов, сложившихся в коммунальном комплексе области и опирающихся на бюджетное финансирование.
Качественные изменения названных тенденций могут быть достигнуты комплексом мероприятий, направленных на устойчивое развитие отрасли на основе коммерческих инвестиций. Такие масштабные изменения принципов развития отрасли целесообразно реализовать в рамках областной целевой программы.