Перспективы реализации Стратегии напрямую зависят от:
степени использования и развития имеющегося у Города Томска социальноэкономического потенциала;
развития имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ;
интенсивности инновационных процессов в экономике и социальной сфере;
динамики производительности труда и эффективности поддержки предпринимательства.
В зависимости от качественного состояния этих факторов выделено два сценария социальноэкономического развития Города Томска в долгосрочной перспективе: эволюционный и инновационный.
СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2030 ГОДА | ||||
Эволюционный | Инновационный | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ: | ||||
Направление I. ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГОРОЖАН | ||||
Образование | ||||
Расширение доступности дошкольного образования за счет строительства новых зданий, капитального ремонта бывших зданий дошкольных учреждений, а также переоборудования помещений в зданиях общеобразовательных школ в пределах имеющихся финансовых средств. | Обеспеченность детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях и обеспечение стопроцентной доли школьников, занимающихся в первую смену за счет: | |||
Культура | ||||
Сохранение традиционных форм культурного-досугового обслуживания | Поступательное развитие и модернизация сферы культуры и искусства по всем основным направлениям деятельности. | |||
Физическая культура и спорт | ||||
Содержание в нормативном состоянии объектов физической культуры и спорта. | Строительство новых объектов физической культуры и спорта, реконструкция существующих спортивных сооружений, использование современных материалов и методов для локальной модернизации | |||
СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2030 ГОДА | ||||
Эволюционный | Инновационный | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ: | ||||
Развитие системы физкультурноспортивной деятельности по месту жительства, поддержка института | спортивной инфраструктуры, в том числе повышающей уровень пожарной и иной техногенной безопасности объектов физической культуры и спорта. | |||
Молодежная политика | ||||
Сохранение в молодежной политике акцента на предупреждение негативных тенденций в молодежной среде посредством осуществления комплекса мероприятий, направленных на преодоление интереса молодых людей к объединению в группы антисоциальной направленности, | Создание эффективной системы информирования молодежи о многообразии программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни в обществе (здоровье, образование, жилье, карьера, семья и пр.). | |||
Направление II. КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА | ||||
Городское пространство | ||||
Корректировка Генерального плана муниципального образования "Город Томск" на основе градостроительной политики и принципов планирования территории, направленных на создание Томской агломерации. | Создание на территории Томской агломерации высокоорганизованной экономической, социальной и территориальной системы, привлекательной для жизни и работы населения. | |||
СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2030 ГОДА | ||||
Эволюционный | Инновационный | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ: | ||||
Жилье | ||||
Целенаправленная работа по ликвидации аварийного и ветхого жилья и стабилизация его доли в общем объеме жилищного фонда Города Томска на достигнутом уровне. | Удовлетворение потребности горожан в жилье эконом - класса при постепенном отказе от строительства многоэтажных домов с упрощенной планировкой и типовыми архитектурными решениями, широким применением гибких и недорогих технологических и архитектурных решений, способных удовлетворить самый широкий круг потребителей. | |||
Коммунальная инфраструктура | ||||
Поэтапное повышение качества | Развитие коммунальной инфраструктуры темпами, обеспечивающими реализацию перспективных планов в сфере жилищного и промышленного строительства. | |||
Потребительский рынок | ||||
Сохранение территориальных | Территориальная доступность предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания современных форматов для населения каждого микрорайона. | |||
Дорожное хозяйство и транспорт | ||||
Ликвидация очагов аварийности и решение основных задач по созданию разветвленной улично-дорожной сети, обеспечивающей эффективную работу грузового и общественного транспорта в | Развитие радиально-полукольцевой формы транспортного каркаса Города Томска и превращение ее радиально-кольцевую посредством строительства дополнительных хордных соединений периферийных районов Города Томска, которые позволят разгрузить | |||
СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2030 ГОДА | ||||
Эволюционный | Инновационный | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ: | ||||
условиях роста автомобилизации. | центральную часть города. | |||
Экология | ||||
Комплексное озеленение территории Города Томска. | Создание новых городских природных зон (парков, скверов), формирующих экологичную среду проживания. | |||
Направление III | ||||
Экономика | ||||
Сохранение темпов экономического роста и основных тенденций, сложившихся в экономике Города Томска в 2005-2012 годы, при ускоренном развитии отдельных сфер экономики (образовательный и химический кластеры, информационнокоммуникационные технологии). | Интенсивное развитие строительной индустрии, деревообработки, жилищно-коммунального | |||
Уровень жизни | ||||
Рост средней заработной платы в реальном секторе экономики Города Томска", прежде всего, в обрабатывающей промышленности, будет служить основой для дальнейшего повышения уровня среднедушевых доходов горожан. | Устойчивый рост и диверсификация структуры экономики Города Томска увеличит спрос на высококвалифицированный труд. | |||
СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2030 ГОДА | ||||
Эволюционный | Инновационный | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ: | ||||
Мероприятия по реализации "майских" указов Президента РФ 2012 года обеспечат значительный рост заработной платы работников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальных услуг. | секторы экономики (торговля, строительство, транспортная и энергетическая инфраструктура), внедрению механизма социальных контрактов. | |||
Муниципальные ресурсы | ||||
Консервация сложившихся тенденций в системе управления муниципальной собственностью и динамике доходов от ее использования. | Активное вовлечение в хозяйственный оборот земельных ресурсов. Оптимизация объема и структуры имущества муниципального образования "Город Томск"; повышение эффективности его использования; постепенное снижение расходов на его содержание. | |||
ПРЕИМУЩЕСТВА СЦЕНАРИЕВ: | ||||
Ориентация в первую очередь на собственные силы и ресурсы и, как следствие, слабая зависимость от внешней среды, включая стратегии внешних партнеров. | Наряду с эффективным использованием всех имеющихся у городского сообщества ресурсов акцент на привлечение внешних бюджетных и частных инвестиций, обеспечивающих масштабное внедрение производственных, образовательных, культурных, организационных и иных инноваций в экономику и социальную сферу Города Томска. | |||
РИСКИ СЦЕНАРИЕВ: | ||||
Риски данного сценария заключаются в его локальной ориентированности, "реактивном" характере осуществляемых мер, слабой заинтересованности бизнеса в реализации планируемых проектов. | Значительный объем инновационных разработок может повлечь риск их невостребованности. Длительный временной период внедрения инновационного продукта, может служить препятствием для широкого применения инноваций в экономике Города Томска. При модернизации ряда промышленных предприятий возможно |
Таким образом, оба сценария предусматривают улучшение качества жизни населения и условий для ведения в Городе Томске бизнеса. В то же время, в рамках инновационного сценария предполагается ускоренное создание качественно новых характеристик городской среды.
Значения целевых показателей и индикаторов достижения стратегических целей сформированы в условиях инновационного сценария.