Мостовые сооружения являются составной частью улично-дорожной сети города, и от их состояния зависит пропускная способность транспортных потоков на улицах и дорогах. Большинство мостов и других транспортных сооружений на улицах и дорогах г.Томска имеют возраст более 20 лет, поэтому требуют тщательного ухода, содержания и проведения соответствующего ремонта.
На мостовые сооружения отсутствует требуемая техническая документация, полнота которой позволит реально оценить состояние мостовых сооружений. Полная информация о техническом состоянии мостовых сооружений и автоматизированный банк данных по ним позволят оперативно принимать технические решения по каждому искусственному сооружению, планомерно назначать сроки ремонтов и рационально использовать, выделяемые бюджетные средства.
На стадии эксплуатации мостовых сооружений большое значение имеют текущее содержание и профилактические ремонты. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что чем меньше затраты на содержание и планово-предупредительные ремонты, тем значительнее возрастают впоследствии затраты на ремонт.
Многие мостовые сооружения и водопропускные трубы имеют большой срок эксплуатации, построены по старым нормам и технологиям и не подвергались капитальному ремонту. Ошибочной являлась концепция «вечности» железобетонных мостов за счёт существовавшей теории упрочнения железобетонных конструкций во времени, однако практика доказала ошибочность этих представлений. К наиболее распространенным повреждениям несущих конструкций относятся разрушения защитного слоя бетона от агрессивных воздействий, размораживание его. Из-за неудовлетворительного содержания нарушается работа гидроизоляции, разрушаются деформационные швы, вода с хлоридами попадает на несущие конструкции опор и опорные части, что может привести к их заклиниванию и разрушению пролётных строений в зимнее время.
Важным моментом в жизнедеятельности мостовых сооружений является пропуск тяжёлых транспортных средств, которые всё чаще появляются на улицах и дорогах г.Томска в виде фургонов как отечественных, так и иностранных.
Мостовые сооружения, запроектированные и построенные по старым нормам не имеют запаса грузоподъемности на пропуск современных большегрузных автомобилей, поэтому требуют постоянного контроля за их состоянием.
Учитывая, что мостовые сооружения г.Томска имеют длительный срок эксплуатации без текущего и капитального ремонта, и нет документации об их техническом состоянии и грузоподъемности, составлена настоящая программа по обследованию технического состояния и капитальному ремонту мостовых сооружений на ближайшие годы. Выполнение данной программы позволит повысить пропускную способность и комфортность движения транспорта по улично-дорожной сети г.Томска.
В таблице 1 приведены данные о сроках эксплуатации сооружений.
Анализ сроков эксплуатации мостовых сооружений на улично-дорожной сети г.Томска
Таблица 1
Срок | До 10 лет | 10-15 лет | 15-20 | 20-30 | Свыше 30 |
Количество | 2 | 1 | 1 | 6 | 9 |
В таблице 2 приведена информация о физическом износе искусственных сооружений улично-дорожной сети г.Томска.
Процент физического износа сооружений
Таблица 2
№ п/п | Процент | Количество | Рекомендуемые мероприятия |
1 | 5-10 | 2 | текущий ремонт |
2 | 25-30 | 5 | капитальный ремонт |
3 | 30-50 | 10 | капитальный ремонт |
4 | >50 | 2 | капитальный ремонт |
Примечание: Физический износ рассчитан по методике расчётного прогнозирования срока службы мостовых сооружений, утвержденной Министерством транспорта от 18.04.2001г.
Анализ уровня физического износа сооружений показывает, что практически все сооружения на улицах и дорогах г.Томска имеют износ более 25-30%, при котором требуется проведение капитального ремонта.