По состоянию на 1 января 2005 года деятельность предприятия характеризуется как убыточная и финансово-неустойчивая, имеется задолженность перед поставщиками, бюджетами различных уровней (см. приложение №1). Анализ финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса. Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности оборотных активов собственными источниками средств ниже уровня нормативных значений, что говорит об отсутствии возможности своевременно платить по своим долгам. Существует проблема дефицита наиболее ликвидных активов-свободных денежных средств. Возможность восстановления платежеспособности в ближайшие шесть месяцев у предприятия отсутствует, платежеспособность предприятия в долгосрочной перспективе так же можно признать неудовлетворительной не смотря на то, что в структуре источников средств предприятия преобладает собственный капитал, существует проблема дефицита собственного оборотного капитала. Учитывая высокий удельный вес кредиторской задолженности во внешних источниках средств предприятия, можно говорить о том, что основным источником финансирования хозяйственной деятельности является задержка платежей кредиторам. Соответственно существует риск утраты предприятием финансовой устойчивости и сохранения права владения предприятием в долгосрочной основе (см. приложение №2).
Следует отметить, что в условиях перехода к адресному финансированию льгот в соответствии с Федеральным Законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ финансово-хозяйственная деятельность УМП «ТТУ» в 2005 году ухудшится в результате снижения поступлений от перевозки льготных категорий граждан со 103,0 млн. руб. в 2004 году, до 2,8 млн. руб., планируемых в 2005 году от реализации социальных проездных билетов.
В целях выполнения рекомендаций рабочих групп созданных по поручению Главы (Губернатора) Администрации Томской области и Мэра г. Томска на предприятии проведено ряд мероприятий, направленных на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч.
- Передача непрофильных активов предприятия (отдел общественного питания, общежитие, инженерные сети (колодцы)).
- Оптимизация численности кадрового персонала предприятия (281 чел.); Сокращение издержек производства позволило предприятию в 1 квартале 2005 года значительно уменьшить кредиторскую задолженность, в т.ч. долгосрочную на сумму 3,9 млн. руб., или. 100%.
Вывод: В настоящее время ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» имеет все предпосылки для перехода к следующему этапу финансового оздоровления предприятия, а именно -реорганизации.
SWOT-анализ ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление»
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Наличие оснащенных производственных баз. 2.Наличие профессионального кадрового состава, с большим опытом работы. | 1.Высокий износ подвижного состава, путей, контактных опор. |
Потенциальные возможности | Угрозы |
1 .Участие в целевых программах. | 1 .Банкротство муниципального предприятия. 2.Изменение на рынке стоимости э/энергии. 3.Дальнейшее снижение пассажиропотока в случае не принятия мер по формированию транспортной сети маршрутов движения с предоставлением приоритета электрическому транспорту. |
3. Основные цели и задачи программы