Главе Администрации
(Губернатору)
Томской области
В.М. Крессу
Об итогах законотворческой деятельности Администрации Томской области в 2004 году и предложениях по реализации права законодательной инициативы Главы Администрации (Губернатора) Томской области в 2005 году
Законотворческая деятельность Администрации Томской области в 2004 году осуществлялась в соответствии со сводным планом, утвержденным распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 30.01.2004 № 55-р. В Государственную Думу Томской области направлено в качестве законодательной инициативы Главы Администрации (Губернатора) Томской области 168 проектов нормативных правовых актов, что на 23% больше, чем в 2003 году. Среди них: 131 законопроект, 30 проектов постановлений Государственной Думы Томской области. Подготовлено 7 проектов законодательных инициатив в Федеральное Собрание Российской Федерации.
Активизация законотворческой деятельности Администрации Томской области прежде всего была связана с изменением бюджетного и налогового законодательства, проведением административной реформы, разграничением полномочий между уровнями власти, развитием местного самоуправления и монетизацией льгот.
Основная тяжесть по разработке принципиально новой правовой базы в условиях трансформации правового поля легла на плечи Департамента финансов, Департамента экономики Департамента социальной защиты населения, Комитета по государственно-правовым вопросам и Комитета экономико-правовой экспертизы. Значительное количество законопроектов, связанных с реформой местного самоуправления, подготовлены Департаментом по работе с муниципальными образованиями области.
В 2004 году положено начало становлению новых отношений с Государственной Думой Томской области. На контроль Губернатору ставятся все предложения, замечания и вопросы депутатов. В Государственную Думу Томской области направляются обстоятельные ответы с информацией о принятых мерах, изложением позиции Администрации Томской области по существу поставленных вопросов. Эта информация регулярно публикуется в бюллетенях Государственной Думы Томской области. Вопросы, требующие длительного решения, остаются на контроле.
Неотъемлемой частью законотворческой деятельности Администрации Томской области стало налаживание деловых контактов с Федеральным Собранием Российской Федерации. Структурными подразделениями Администрации Томской области подготовлено и направлено в Государственную Думу Российской Федерации 230 отзывов и заключений на проекты федеральных законов (из них отклонено 47 (21,0%,), а по 40 законопроектам (17,4%) высказаны замечания). Отзывы и заключения готовятся своевременно и высокопрофессионально, с привлечением заинтересованных специалистов. К сожалению, они не всегда принимаются, а порой просто игнорируются федеральным центром.
В то же время нам не удалось своевременно привести законодательство Томской области в соответствие с Федеральным законом № 95-ФЗ. Не были разработаны проекты, связанные с закреплением полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, планированием земель сельскохозяйственного назначения, поддержкой национально-культурных автономий, изучением национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
По-прежнему сказываются недостатки в планировании разработки новых законопроектов. В Государственную Думу Томской области своевременно не были представлены 35 проектов (44,9%), предусмотренных планом. По различным причинам не были востребованы 11 разработанных законопроектов (изменение федерального законодательства, не прошли согласования и по другим причинам); 23 законопроекта (29,5% от числа запланированных) не были завершены в 2004 году (потребовались более длительные сроки разработки, 5 вопросов сняты с разработки по просьбе исполнителей). Часть из них актуальны и перенесены на 2005 год. Среди них: Концепция конкурентоспособности, Концепция повышения качества жизни населения Томской области, Концепция развития малого предпринимательства, ОЦП «Рыба», «Дикоросы», законопроекты «О здравоохранении в Томской области», «Об информационной безопасности в Томской области», «О порядке формирования жилищного фонда социального использования».
Департамент здравоохранения Администрации Томской области разработал 7 программ, но они не представлялись в Государственную Думу Томской области из-за отсутствия средств на финансирование. В их числе программы, разработка которых предусматривалась планом (иммунопрофилактика населения, оснащение лечебных учреждений медицинским оборудованием). В 2004 году не была представлена к рассмотрению программа ликвидации ветхого и аварийного жилья. Затянулась доработка программы «Развитие АПК Томской области до 2010 года».
Законопроекты «О внесении изменений в Закон Томской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» и «О внесении изменения в Закон Томской области «О транспортном налоге» были отклонены депутатами. Актуальность данных законопроектов не вызывает сомнения, а причиной их отклонения, на наш взгляд, явилась слабая подготовка докладчиков и недостаточное обоснование необходимости принятия.
Слабое участие в законотворческой деятельности принимают: Департамент государственной службы и административной реформы, Департамент по информационной политике и работе с общественностью, Департамент потребительского рынка, Департамент государственного заказа и ценовой политики, Департамент модернизации и экономики ЖКХ, Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса, Департамент по социально-экономическому развитию села.
В декабре 2004 года - феврале 2005 года в Администрации области проведена работа по формированию предложений по законотворческой деятельности на 2005 год. Предложения структурных подразделений обобщены в примерном сводном плане. В его основе, наряду с уставными и регламентными вопросами, предусмотрена разработка законопроектов по стратегическим направлениям развития Томской области, поручениям Главы Администрации (Губернатора) Томской области и решениям Государственной Думы Томской области и согласительной комиссии.
Но значительная часть этого плана связана с приведением законодательства Томской области в соответствие с новым федеральным законодательством (95-ФЗ, 131-ФЗ, 122-ФЗ, 199-ФЗ и др.). Абсолютное большинство этих вопросов связаны с реформированием местного самоуправления, административной реформой и разграничением полномочий.
Проект примерного сводного плана реализации предложений по законотворческой деятельности на 2005 год прилагается.
Председатель Комитета по работе
с представительными и законо-
дательными органами власти И. Гедимин
19.02.2005