ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
_________________________________________________________
Утратило силу на основании
Решения Томской Городской Думы от 27 февраля 2007 года N 377
_________________________________________________________
_______________________________________________
Финансирование целевой программы приостановлено с 1.01.05 г. по 31.12.05 г.
на основании Решения Томской городской Думы от 22.03.05 г. № 842
_______________________________________________
В целях улучшения качества очистки сточных вод канализационными очистными сооружениями, снижения степени негативного воздействия на окружающую среду и природные процессы
Томская городская Дума РЕШИЛА:
1.Утвердить целевую отраслевую программу "Развитие канализационных очистных сооружений г. Томска. Строительство узла обработки осадков сточных вод на 2004-2008 годы" согласно приложению.
2.Исполнение мероприятий целевой отраслевой программы "Развитие канализационных очистных сооружений г. Томска. Строительство узла обработки осадков сточных вод на 2004-2008 годы" обеспечить финансированием из средств бюджета г. Томска.
3.Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования.
4.Контроль исполнения настоящего решения возложить на комитет по социально-экономическому развитию города Томской городской Думы (А.Г. Федоров).
Председатель Мэр города Томска
Томской городской Думы
____________Н.А. Николайчук ___________А.С. Макаров
Приложение
к решению Томской городской Думы
от 16 ноября 2004 г. № 769
ЦЕЛЕВАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЕ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ г. ТОМСКА. «СТРОИТЕЛЬСТВО УЗЛА ОБРАБОТКИ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД»
Наименование программы Дата принятия ре- шения о разработке программы Заказчик программы Основные разработчики программы Куратор программы Цель программы Сроки и этапы реализации Исполнители основных мероприятий Объемы и источники финансирования | Развитие КОС г. Томска. «Строительство узла обработки осадков сточных вод» Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Томска Департамент ЖКХ г. Томска, ООО «НОПСВ». Директор Департамента ЖКХ г. Томска Валитов Р. Х. Повышение качества очистки сточных вод, улучшение экологии окружающей среды. 2004- 2008 г. г. Определятся по результатам конкурса Всего сметная стоимость 74 887,3 тыс. руб. Фактическое освоение на 01.01.2004 г. - 7 207,0 тыс. руб. за счет средств инвестиционной составляющей тарифа. Потребность в финансировании всего - 67 680,3 тыс. руб., в т.ч. 40 180,3 тыс. руб. - бюджет города, 27 500,0 тыс. руб., - инвестиционная составляющая тарифа. В т.ч. 2004 г. - 8592,0 тыс.руб, из них - 5 500,0 тыс. руб. инвестиционная составляющая тарифа, 3 092,0 тыс. руб. - городской бюджет. 2005 г - 14 184,3 т.р., в т.ч. 5 500 т.р. - инвестиционная составляющая тарифа, 8 684,3 т.р. - городской бюджет. 2006 г. - 16 224,5 т.р., в т.ч. 5 500 т.р. - инвестиционная составляющая тарифа, 10 724,5 т.р. - городской бюджет. 2007 г. - 13 961,7 т.р., в т.ч. 5 500 т.р. - инвестиционная составляющая тарифа, 8 461,8 т.р. - городской бюджет. 2008 г. - 14 717,7 т.р., в т.ч. 5 500 т.р. - инвестиционная составляющая тарифа, 9 217,7 т.р. - городской бюджет. |
Технико-экономическое обоснование.
Первая очередь канализационных очистных сооружений (КОС) г. Томска была запущена в работу в апреле 1982 года как один из цехов Томского химического завода. В 1994 году сооружения переданы в состав муниципальной собственности г. Томска в связи с отсутствием финансовой возможности ТНХК должным образом эксплуатировать их.
В настоящее время КОС эксплуатируются ЗАО «Нейтрализация, очистка промышленных сточных вод» по договору аренды с департаментом недвижимости администрации г. Томска.
ООО «НОПСВ» выполняет муниципальный заказ администрации г. Томска по очистке сточных вод.
В настоящее время в процессе очистки сточных вод образуются следующие виды отходов:
1. Крупные загрязнения, задерживаемые на решетках, вывозятся на полигон токсичных отходов. Осадок, задерживаемый в песколовках, характеризуется большой зольностью, хорошо отдает воду и распространяет неприятный запах, в настоящее время с помощью гидроэлеваторов из песокловок перекачивается в илонакопители в виде песковой пульпы влажностью 99,9%.
2. Осадок, задерживаемый в первичных отстойниках (сырой осадок). Характеризуется небольшой зольностью, плохо отдает воду и при хранении распространяет неприятный запах. В настоящее время с помощью насосов перекачивается в илонакопители в виде студенистой суспензии влажностью 95%.
3. Осадок, образующийся на сооружениях биологической очистки - избыточный активный ил. Характеризуется небольшой зольностью, плохо отдает воду и при хранении распространяет неприятный запах. В настоящее время самотечной сетью из аэротенков отводится в илонакопители в виде хлопьевидной биомассы влажностью 99,64%.
В итоге в илонакопители поступают сильнообводненные осадки (песковая пульпа и избыточный активный ил). Так как осадок и илонакопителе на 70-75% состоит из органического вещества, оно интенсивно перегнивает, загрязняя при этом отстоянную воду азот-и-фосфоросодержащими веществами. Отстоянная вода, возвращаемая в голову очистных сооружений, в свою очередь загрязняет сточную воду. Кроме того, объем существующих илонакопителей ограничен, осадки, образовавшиеся в течение 20 лет, складируются в илонакопителе, емкость которого на данный момент заполнена на 80%.
В целях исправления сложившейся ситуации в 2003 году выполнен проект узла обработки осадков сточных вод, с использованием оборудования немецкой фирмы «Вестфалия - Сепаратор». Ввод данного узла позволит обезвоживать активный ил до максимально возможной степени 70% влажности, что обеспечит складирование обезвоженного осадка в течение 19 лет. Ввод данного узла обработки осадков позволит существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду:
-уменьшается вероятность поступления загрязнений в подземные воды;
-снижается вероятность аварийного переполнения емкостей;
-прекращается процесс интенсивного гниения остатков, превращающих емкости мокрого складирования в источник заразы для птиц и животных;
-уменьшаются площади для складирования;
-появляется возможность дальнейшего использования обезвоженного осадка в народном хозяйстве.
Цели программы
Экологические: комфортность жизни человека, его здоровье, зависят от качества окружающей среды, которое определяется не только природными факторами, но и степенью воздействия человеческого общества на природные процессы. Особенно это актуально для города Томска, где качество природной среды во многом зависит от снижения негативного воздействия человека на природные условия, что диктует необходимость регулярной оценки состояния окружающей среды, соблюдения определенных норм воздействия на природу, внедрения передовых технологий и природоохранных мероприятий, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению болезнетворных микроорганизмов и т.д.
Социальные: планируемые для выполнения мероприятия с использованием передовых технологий и оборудования, позволят уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду, что позволит повысить качество жизни, как для населения окрестных населенных пунктов, так и для персонала предприятия ООО «НОПСВ».
Экономические: для привлечения инвестиций в природоохранные мероприятия согласно п. VIII «Инструкции по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», предусмотрены льготы природопользователям, внедряющим эти мероприятия, возможно полное или частичное освобождение от платы за загрязнение среды и размещение отходов при соблюдении природоохранных требований и установленных нормативных показателей выбросов.
План мероприятий по реализации программы
Строительство узла обработки осадков должно выполняться по строгому графику в связи с тем, что сроки возведения здания илоуплотнения должны быть жестко «привязаны» к срокам поставки оборудования из Германии, так как монтаж оборудования будет производиться фирмой-изготовителем.
№ п/п | Наименование объекта | Сметная стоимость (тыс. руб.) | В т.ч. по годам (тыс. руб.) | |||||||
Фактическое освоение на 01. 01. 2004 г. | 2004 г | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
1 | Узел обработки осадков сточных вод | 74 887,3 | 7 207,0 | 8 592,0 | 14 184,3 | 16 224,3 | 13 961,8 | 14 717,7 | ||
В т.ч. средства бюджета города | 40 180,3 | 3 092,0 | 8 684,3 | 10 724,5 | 8 461,8 | 9 217,7 | ||||
Инвестиционная составляющая тарифа | 34 707,0 | 7 207,0 | 5 500,0 | 5 500,0 | 5 500,0 | 5 500,0 | 5 500,0 |
Проектно-сметная документация, изготовленная разработчиком ООО «Институт диспетчерского управления энергетических систем» (ИДУЭС, г.Новосибирск), предусматривает строительство следующих сооружений:
-песковые площадки, где дренажная вода удаляется через гравийный колодец каркасной металлической конструкции с фильтрующим заполнителем из гравия;
-иловая насосная станция, где размещаются насосы для перекачки воды и осадка;
-технологические резервуары - 3 шт. для смешения осадков сжатым воздухом;
-сооружения илоуплотнения - камеры смешения и выпуска осадка, илоуплотнители;
-цех механического обезвоживания осадка с помощью декантеров АД 1220 (2 рабочих). Двухэтажное кирпичное здание со стальным каркасом с размерами в плане 15 х 12 м, высота этажа - 4,8 м;
-технологические коммуникации: трубопровод избыточного ила, выполняется из асбестоцементных труб диаметром 500 мм. Способ прокладки коммуникаций - подземный. Водоснабжение, водоотведение, отопление, вентиляция и электроснабжение предусмотрены от существующих инженерных коммуникаций ООО «НОПСВ».
Проектно-сметная документация прошла экспертизу:
-в Управлении Главгосэкспертизы России по Томской области (Экспертное заключение №24-0201-03/ТГЭ-0138);.
-в Главном Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Томской области (Заключение №0910), утвержденное приказом Главного Управления от 05. 12. 2003 г. №0910/3).
-в Томском государственном архитектурно-строительном университете Заключение по проекту «Узел обработки осадков сточных вод на очистных сооружениях канализации г. Томска».
-в Государственном учреждении Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Томске (Санитарно-эпидемиологическое заключение №706 от 05. 05. 2004 г.).
Кроме того, имеются заключения департаментов финансов и экономики, правового комитета, в целом положительные с замечаниями по оформлению.
Исполнители программных мероприятий (подрядчики для выполнения строительно-монтажных работ) будут определены на конкурсной основе в установленном порядке. Осуществление технического надзора за проведением работ поручается УМП «Городское жилищное хозяйство».
Механизм реализации программы
В марте 2002 года на совещании с участием первого заместителя Главы Администрации (Председателя Правительства) В. В. Наговицына было принято решение о строительстве узла обработки осадков сточных вод с использованием оборудования немецкой фирмы «Вестфалия-Сепаратор».
В апреле 2002 года подписан контракт № UТ «01-698» - 2002 года на поставку в 2006 году оборудования для обезвоживания осадка на сумму 549 779 Евро. В 2003 году разработана проектно-сметная документация на строительство узла обработки осадков, сметная стоимость которой составляла в ценах на 01. 07. 2002 года 59,21 млн. руб.
16.09.2002 г. ЗАО «НОПСВ» выставлен аккредитив в «Номокс-банк» г.Москвы в счет частичной уплаты оборудования в сумме 137 444,75 Евро (4,35 млн.руб.). На данную сумму ЗАО «НОПСВ» был оформлен кредит банка с погашением его до 16.08.2003 г.
Следующий платеж по условиям договора - 20.08.2004 года в сумме 137 444,75 Евро. Поставка оборудования будет осуществлена 20.02.2006 года. К этому сроку необходимо закончить строительно-монтажные работы цеха, чтобы можно было приступить к монтажу оборудования, после чего ЗАО «НОПСВ» на условиях лизинговых услуг фирмы «Вестфалия-Сепаратор» равными тремя долями по 96 704,27 Евро через каждые полгода будет перечислять средства фирме в счет окончательного расчета за оборудование.
Механизм дальнейшей реализации проекта состоит в следующем: при наличии гарантии финансирования срочно проводится конкурс на выполнение строительно-монтажных работ, заключается договор с выигравшим конкурс предприятием. Начинается производство СМР согласно «Плану мероприятий по реализации проекта строительства узла обработки осадков сточных вод ООО «НОПСВ».
Координатором всех действий по реализации программных мероприятий выступает ООО «НОПСВ», также предприятие несет все затраты по приобретению оборудования, исполняя условия контракта. Так 20.08.2004 г. ООО «НОПСВ» обязано оплатить за оборудование 137 444,75 Евро, что по настоящему курсу составляет около 5,5 млн. руб. Собственных источников предприятие не имеет, это приводит к необходимости привлечения заемных средств (кредита банка).
Потребность в финансовых средствах для реализации программных мероприятий, источники финансирования.
Общая сметная стоимость проекта в ценах на 01.09.2004 г. - 74 887,3 тыс.руб., освоено средств - 7 207,0 тыс.руб, потребность средств на реализацию программы - 67 680 тыс.руб.
Так как предусмотренные программные мероприятия относятся к разряду капитальное строительство, собственных средств предприятия (инвестиционная составляющая тарифа - 27500,0 тыс.руб.) на данные работы не достаточно, поэтому планируется привлечение для этих целей средств городского бюджета (40 180,3 тыс.руб).
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация программных мероприятий имеет важное природоохранное значение, строительство узла обработки осадков позволит обеспечить улучшение качества очищаемых стоков за счет исключения поступления дополнительных загрязнений из илонакопителей. Кроме того, складирование сухого осадка также является положительным фактором, оказывающим влияние на окружающую среду:
-уменьшается вероятность поступления загрязнений в подземные воды;
-снижается вероятность аварийного переполнения емкостей;
-снижается интенсивность процессов гниения остаточного активного ила, превращающего емкости мокрого складирования в источник заразы для птиц и животных;
-уменьшаются площади под складирование сырого осадка;
-появится возможность дальнейшего использования обезвоженного осадка в народном хозяйстве.
Контроль за исполнением программы
Заказчиком работ по выполнению программных мероприятий выступает Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Томска. По его поручению УМП «Городское жилищное хозяйство» заключает договоры подряда с предприятиями, выигравшими конкурс, производит технический надзор за выполнением программных мероприятий, ведет приемку выполненных работ, представляет отчет о выполнении в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, Департамент экономики и Департамент финансов Администрации города Томска.
Председатель Мэр города Томска
Томской городской Думы
______________Н.А.Николайчук ___________А.С.Макаров