ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
(с изменениями на 21.09.04 г.)
_______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Решением Томской городской Думы от 21.09.04 г. № 731
Решением Томской городской Думы от 31.08.04 г. № 719
Решением Томской городской Думы от 29.06.04 г. № 671
_______________________________________________
В соответствии с п.36 решения Томской городской Думы от 16.03.2004г. № 585 "О бюджете города Томска на 2004г." и Приложением № 10 к нему, Уставом г.Томска
Томская городская Дума РЕШИЛА:
1. Отменить Приложение к решению Томской городской Думы от 17.02.2004г. № 572 "О Целевой программе на 2004г. "Развитие общественного самоуправления в г.Томске".
2. Утвердить Целевую программу на 2004г. "Развитие общественного самоуправления в г.Томске" согласно Приложениям № 1, 2.
3. Администрации г.Томска (Макаров А.С.) осуществлять финансирование Целевой программы на 2004г. "Развитие общественного самоуправления в г.Томске" согласно Приложению № 2.
4. Настоящее решение официально опубликовать в средствах массовой информации.
5. Контроль исполнения настоящего решения возложить на контрольно-правовой комитет Томской городской Думы (Т.И. Бычкова).
Председатель Мэр города Томска
Томской городской Думы
_________________ Н.А. Николайчук __________________ А.С. Макаров
Приложение №1 к решению
Томской городской Думы
от 20 апреля 2004г. № 635
Целевая программа на 2004 год
«Развитие общественного самоуправления в г. Томске».
Содержание
Паспорт программы 1
Введение 3
Основные цели и задачи программы 4
Итоги развития форм общественного самоуправления в 2003 году 4
Перспективы развития общественного самоуправления в 2004 году 6
Эффективность реализации программы 7
Система организации контроля за исполнением программы 7
Основные объемы финансирования программы на 2004 год (Приложение № 2)
Паспорт программы
Наименование программы
«Развитие общественного самоуправления в городе Томске».
Основания для разработки программы:
ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996
ФЗ «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.
Закон Томской области № 32-03 от 20.07.2000 г. «О территориальном общественном самоуправлении в Томской области»;
Устав г. Томска;
Положение «О порядке разработки и реализации целевых программ в городе Томске» № 40 от 18 января 1999 г.;
Положение «О муниципальном социальном заказе для некоммерческих организаций в г. Томске» № 176 от 20 октября 1999г.;
Положение «О территориальном общественном самоуправлении», утвержденное решением Томской городской Думы № 115 от 06.10.98 г.;
Положение «О порядке наделения органов территориального общественного самоуправления отдельными муниципальными полномочиями органами местного самоуправления», утвержденное решением Томской городской Думы № 90 от 20 декабря 2001 г.
Заказчики программы - Администрация г. Томска и Томская городская Дума.
Разработчик программы - Департамент по вопросам местного самоуправления и международной деятельности администрации города Томска.
Исполнители программы: Администрация г. Томска, объединенная администрация Кировского и Советского округов г. Томска, объединенная администрация Ленинского и Октябрьского округов г. Томска, некоммерческие организации города Томска.
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской городской Думы от 31.08.04 г. № 719, - см. предыдущую редакцию).
Цели и задачи программы:
развитие общественного самоуправления в г. Томске,
оптимизация расходов бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к решению социально-экономических проблем города,
демонополизация управления городским хозяйством за счет наделения органов территориального общественного самоуправления отдельными полномочиями органами городского самоуправления;
вовлечение жителей города в управление жилищным фондом, повышение их заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережном к ним отношении, организацию благоустроительных работ.
юридическая и организационно-правовая помощь по созданию товариществ собственников жилья в домах существующей застройки
Механизм реализации Программы.
Заказчиками Программы являются администрация города Томска и Томская городская Дума. Департамент по вопросам местного самоуправления и международной деятельности администрации города Томска обеспечивает реализацию Программы.
Механизм реализации Программы включает в себя:
- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения;
- методические, технические и информационные мероприятия;
- реализацию Программы на конкурсной основе;
- широкое привлечение внебюджетных средств.
При реализации Программы бюджетные средства предоставляются в формах: субвенций, субсидий, в том числе на выделение грантов физическим и юридическим лицам и оказание материальной поддержки, средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по договорам, бюджетных кредитов.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляют администрация г. Томска и Томская городская Дума, которые по мере необходимости уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей и др.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы департаментом вносятся предложения об изменении объема и сроков их реализации.
По решению Мэра г. Томска результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях администрации г. Томска.
Реализация Программы будет освещаться в средствах массовой информации.
Сроки и этапы реализации Программы.
2004 г
Контроль за реализацией Программы.
Текущий контроль осуществляется правовым, контрольным комитетами администрации города, ее структурными подразделениями при подготовке проектов постановлений и распоряжений. В течение отчетного периода по итогам реализации Программы за квартал, полугодие и год контроль осуществляется Томской городской Думой.
Источники финансирования.
Бюджет города Томска, собственные средства общественных организаций (ОО) и органов территориального общественного самоуправления (ОТОС), средства спонсоров.
Ожидаемые основные результаты реализации Программы.
Укрепление «третьего сектора» в г. Томске, развитие территориального общественного самоуправления, решение городских социально-экономических проблем при активном участии общественных организаций и органов ТОС.
Развитие некоммерческих организаций в г. Томске, включая органы ТОС.
Снижение социальной напряженности в обществе в результате создания с минимальными затратами новых рабочих мест, оказания реальных социально-бытовых услуг, вовлечение жителей города в управление городским хозяйством, в том числе жилищным фондом.
Развитие механизмов сотрудничества ОТОС и муниципальных предприятий коммунального хозяйства в процессе решения жилищно-коммунальных проблем по месту жительства.
Программа предполагает разработку и реализацию комплекса организационных мероприятий по поддержке и развитию форм общественного самоуправления, что позволит:
- создать нормативно-правовые условия для формирования эффективной системы общественного самоуправления;
- разгрузить службы и предприятия местного самоуправления от части функций, передаваемых ОТОС;
- сосредоточиться органам местного самоуправления на задачах координации и экономического регулирования;
- отработать систему развития общественной инициативы населения;
- сформировать инвестиционную политику поддержки общественных инициатив;
- способствовать получению социальных услуг различным категориям населения;
- создать дополнительные рабочие места без крупных капитальных вложений;
- увеличить число ОТОС в городе;
- включить творческий потенциал ОО и ОТОС к реализации других городских программ;
- создать благоприятные организационно-финансовые условия для образования товариществ собственников жилья
Введение
Предлагаемая целевая программа является продолжением целевой программы на 2003г. «Развитие общественного самоуправления в г. Томске» и способствует дальнейшему построению гражданского общества. Всем уже понятно, что не все зависит от власти, очень многое зависит от самих российских граждан и определяется их степенью ответственности, зрелостью политических партий, общественных объединений, гражданской позицией всех составляющих частей общества, их взаимодействия.
«Третий сектор» выполняет очень важные социальные функции в развитии и распространении таких ценностей, как индивидуальная и групповая свобода выбора, разнообразие, чувство общности, гражданская активность и ответственность. Уже не один год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, работа с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.
Органы ТОС могут и должны участвовать в процессе осуществления реформы ЖКХ. Инициативы, реализуемые по месту жительства, включают ранее не использованные резервы соседского сообщества, являющиеся экономической основой деятельности органов ТОС и ОО, что ведет к экономии бюджетных средств и развитию инициативных групп, деятельность которых опирается в основном на собственные ресурсы.
Органы ТОС и ОО, работая непосредственно с людьми, наиболее эффективно реализуют инициативу населения, направляя ее в социально-полезное русло. Они решают социальные проблемы по месту жительства, привлекая потенциал населения. Результатом этого процесса становится снижение социальной напряженности за счет упорядочения взаимоотношений населения с органами власти и управления, а также за счет адаптации структуры потребностей индивида и семьи к новым условиям.
Опыт показал, что результативность деятельности органов ТОС и ОО в значительной степени зависит от отношения к ним администрации города там, где выстраиваются взаимовыгодные партнерские отношения, улучшается социальный климат, снижается количество жалоб и обращений граждан.
Общественно-полезная деятельность населения, направленная на решение жизненно важных проблем, нуждается в организационной и финансовой поддержке. На данном этапе целесообразно поддерживать эти инициативы, которые с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой - должны быть увязаны с программами ведомств и служб города.
С этой целью необходимо в бюджетном финансировании предусмотреть инновационный поток, направляемый не по линии ведомств, а через настоящую Программу для выявления, подготовки и профессионализации людей, которые склонны и фактически занимаются организацией процессов проявления и поддержки общественных инициатив населения.
Структура и содержание настоящей целевой программы сформированы на основании имеющегося в г. Томске опыта деятельности органов ТОС и ОО. Программой предусмотрены мероприятия, касающиеся всех форм общественного самоуправления. На уровне департамента по вопросам местного самоуправления и международной деятельности осуществляется координация взаимодействия служб и ведомств администрации, органов ТОС и ОО. Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию программы, используются как стимулирующий фактор. С помощью минимальной бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала ОО и ОТОС в интересах решения социальных проблем города.
Основные цели и задачи программы
Программа на 2004 год разработана с целями:
n формирования благоприятных условий для обеспечения прав жителей г. Томска на участие в городском самоуправлении и самоорганизацию по месту жительства;
n использования большого потенциала общественных организаций в условиях недостатка финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов в бюджетных учреждениях.