Недействующий

О Стратегии сокращения бедности на территории Томской области (с изменениями на 21.04.04 г.) (утратил силу)


 Приложение 1

     Утверждена

распоряжением Главы
Администрации (Губернатора)
области
от 20.11.2003 № 804-р


Стратегия
сокращения бедности на территории
Томской области


Стратегия сокращения бедности (именуемая далее - Стратегия) определяет цель, задачи и приоритетные направления сокращения уровня бедности на территории Томской области.

I. Характеристика проблемы

Экономика Томской области, начиная с 1999 года, характеризуется позитивными изменениями. Основные макроэкономические показатели 2002 года в сопоставимой оценке c 1998 годом возросли на одну треть. При этом уровень бедности на территории области практически не изменился. Около четверти населения региона (23,3%) живет за чертой бедности.

Бедность - это явление, присущее всем без исключения обществам. Оно характеризует негативное состояние социума, его групп и отдельных граждан, отсутствие возможностей и условий развития человеческого потенциала - стратегического ресурса социально-экономического развития общества. Единых методологических подходов к определению понятия «бедность» не существует.

Методика Государственного комитета Российской Федерации по статистике основана на абсолютном подходе к определению уровня бедности, который строится на соотношении денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Данный подход не позволяет оценить все факторы, влияющие на уровень и структуру бедности.

С целью определения категорий населения, имеющих наивысший риск переступить черту бедности, а также доминирующих групп населения среди бедных, очагов географической концентрации бедности, степени охвата нуждающегося населения социальными программами и услугами проведено обследование 4 тысяч домохозяйств во всех муниципальных образованиях области. Результаты обследования позволили комплексно изучить проблему бедности и оценить благосостояние граждан не только по уровню денежных доходов, но и с учетом жилищных условий, наличия движимого и недвижимого имущества, товаров длительного пользования, доступности получения социальных услуг (например, образовательных и медицинских) (приложение 1).

Интегральная оценка уровня бедности позволяет распределить муниципальные образования области по 4 группам в зависимости от рейтинговых значений показателей бедности (таблица 1):

Таблица 1

Распределение муниципальных образований в соответствии с интегральной оценкой уровня бедности

Благополучные города и районы

Относительно благополучные районы

Относительно неблагополучные районы

Неблагополучные районы

 

г. Кедровый
г. Северск
г. Стрежевой
г. Томск

Томский
Тегульдетский
Первомайский
Каргасокский
Александровский

Кожевниковский
Шегарский
Кривошеинский
Парабельский
Молчановский

Зырянский
Бакчарский
Чаинский
Колпашевский
Асиновский
Верхнекетский


В основе определения уровня бедности по лишениям (депривации) лежат три основных фактора (таблица 2):

- недостаток денежных доходов;

- низкое качество жилья;

- ограниченный доступ медицинских услуг.

Таблица 2

Группировка неблагополучных районов по основным факторам, обусловливающим уровень бедности по лишениям (депривация)

Недостаток денежных доходов

Низкое качество жилья

Ограниченный доступ медицинских услуг

Бакчарский
Кривошеинский

Верхнекетский
Тегульдетский

Асиновский
Молчановский


По результатам социологического обследования сформирован портрет бедности на территории Томской области (график 1):

График 1