Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области до 2010 года (с прогнозом до 2020 года)" (с изменениями на 12 апреля 2011 года)


6. Ресурсное обеспечение программы

6.1. Потребности в финансовых ресурсах


Основными источниками финансирования программных мероприятий являются Федеральный бюджет и областной бюджет.

При разработке программы рассмотрены варианты прогноза доходов областного бюджета предназначенных для ведения работ по содержанию и развитию дорожного хозяйства: при сложившемся уровне финансирования; при уровне финансирования, обеспечивающем полное удовлетворение потребностей; при снижении уровня финансирования развития дорожной сети. В результате был выбран более реальный вариант при сложившемся уровне финансирования. Финансирования дорожных работ на 2002 - 2003 годы предусмотрено в соответствии с реальными объемам.

Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется на основании ежегодно заключаемого договора между Министерством транспорта Российской Федерации и Администрацией Томской области.

Общие потребности в финансовых ресурсах по периодам выполнения программы развития и совершенствования сети автомобильных дорог Томской области представлены в таблице 9.

Направления расходов финансовых средств при строительстве и реконструкции представлены в таблице 10.


Таблица 9. Показатели потребности в финансовых ресурсах

№ п/п

Наименование

Финансовые ресурсы, млн. руб. (цены 2002 г.)

1 этап
2001-2005

2 этап

2006-2010

3 этап
2011-2020

Всего
2001 - 2020

1.

Строительство и реконструкция

- федеральные дороги и мосты
- территориальные дороги и мосты


380,
3641,5


215,0
6742,7


-
6102,3


595,0
16496,5

Итого

4021,5

6967,7

6102,3

17091,5

 в том числе из федерального бюджета (прогноз)
из областного бюджета

2116,6

1904,9

2806,2

4161,5

2663,9

438,4

7586,7

9504,8

2.


Ремонт
- федеральные дороги и мосты
- территориальные дороги и мосты


28,2
2175,8


28,2
2809,7


62,1
3538,0


118,5
8523,5

Итого

2204,0

2837,9

3600,1

8642,0

 в том числе из федерального бюджета (прогноз)
из областного бюджета

-

2204,0

-

2837,9

-

3600,1

-

8642,0

3.

Содержание
- федеральные дороги и мосты;
- территориальные дороги и мосты


15,2
1128,9


16,7
1172,6


38,4
1202,1


70,3
3503,6

Итого

1144,1

1189,3

1240,5

3573,9

 в том числе из федерального бюджета (прогноз)
из областного бюджета

-
1144,1

-
1189,3

-
1240,5

-
3573,9

4.

Приведение сельских дорог в нормативное состояние, итого


588,7


784,9


2573,7


3947,3

в том числе из федерального бюджета (прогноз)
из областного бюджета

294,3

294,4

392,5

392,4

1275,6

1298,1

1962,4

1984,9

5.

Всего по Томской области

- федеральные дороги и мосты
-     территориальные дороги и мосты
-     сельские дороги

7958,3
423,4
6946,2
588,7

11779,8
259,9
10735
784,9

13494,1
100,5
10842,4
2573,7

33232,2
783,8
28523,6
3947,3

из федерального бюджета (прогноз)

из областного бюджета

2410,9
5547,4

3198,7
8581,1

3939,5
9577,1

9549,1
23705,6


Примечание: Ежегодные объемы финансирования корректируются в зависимости от предусматриваемых Законом Томской области «Об областном бюджете» на очередной год.

Таблица 10. Расходы финансовых средств при строительстве и реконструкции

Этап реализации

Расходы, млн.руб. (цены 2002 г.)

Инвестиции

НИОКР

(0,5%)

Научно-тех. сопр.

(1,3%)

Прочие

(3%)

Всего

1 этап (2002 - 2005 г.г.)

4003,3

22,0

54,7

126,2

4206,2

2 этап (2006 - 2010 г.г.)

5656,8

29,7

77,2

178,3

5942,0

3 этап (2011 - 2020 г.г.)

6610,0

34,7

90,3

208,3

6943,3

Всего за период 2001 - 2020 г.г.

16270,1

86,4

222,2

512,8

17091,5


6.2. Потенциал предприятий области по выпуску дорожно-строительных материалов и конструкций, по строительству и содержанию дорог


Успешная реализация целей, определенных Программой, невозможна без решения важнейших проблем, стоящих перед производственными предприятиями дорожной отрасли.

Для строительства дорог необходимы большие объемы строительных материалов при высоком их качестве. Учитывая, что в стоимости строительной продукции от 30 до 50 % занимает стоимость материалов и конструкций, для области чрезвычайно актуально развитие предприятий по производству строительных материалов. В первую очередь следует способствовать созданию новых и реконструкции действующих предприятий по добыче инертных материалов. В стоимости материалов подавляющая часть средств расходуется на их транспортировку, поэтому необходимо по возможности развивать хозяйства по добыче строительных материалов, приближенные к потребителям. Наиболее важной проблемой, которая возникнет и потребует решения - это качественное и полное соблюдение природоохранных мероприятий.

Не менее важна проблема создания в области новых предприятий или цехов на действующих заводах ЖБК по производству готовых строительных конструкций для отрасли.

Необходимо также непрерывное переоснащение и обустройство большинства заводов по приготовлению бетонов - асфальтобетонов и цементобетонов для дорожного строительства более совершенными смесителями и другими агрегатами.

Современное производство, ориентированное на перспективу, немыслимо без современной техники и технологий. Через ужесточение требований по соблюдению строительных норм и стандартов, конкурсы, торги и тендеры, необходимо проводить селекцию, и побуждать подрядные организации на техническое перевооружение. Наиболее остро как в области, так и в России, стоит проблема отсутствия техники для качественного уплотнения земляного полотна. В среднем сейчас работает около 50% техники с продленным сроком действия, которая должна быть списана еще в 2001 году. Имеющийся в дорожном хозяйстве области парк дорожно-строительной техники характеризуется многомарочностью машин и оборудования, физически и морально устарел. Поэтому первоочередной задачей является как повышение технического уровня машин и механизмов, так и приобретение новой техники.

В перспективный период необходимо также решить проблему комплектации современными машинами по ремонту и содержанию дорог, осуществить мероприятия по созданию условий для внедрения в строительную практику новых, качественных и нетрадиционных материалов и технологий (использование синтетических нетканых материалов, модифицированных битумов, решетчатых оснований в дорожных одеждах и т.д.).

В настоящих условиях необходимы меры по поддержанию и возрождению системы профессиональной подготовки кадров для отрасли. Если потребность в инженерных кадрах восполняется выпускниками Томского дорожного техникума и специалистами Томской государственной архитектурно строительной академии, то подготовка кадров по рабочим специальностям практически не решается. Возрождение профессионально технического образования возможно только в случае финансирования его посредством отчислений в специальные фонды предприятиями и организациями.

Подготовка специалистов рабочих профессий может быть решена в рамках фирм, специализирующихся на профессиональном обучении, через центры занятости. В этом случае параллельно решались бы проблемы ликвидации безработицы, профессиональной ориентации, переселенцев и т.д.

Перспектива снижения роста безработицы может быть частично разрешена созданием системы общественных работ на дорогах, что также создает дополнительные потребности по ускоренным курсам обучения простейшим профессиональным навыкам.

Томская область практически не имеет на своей территории месторождений каменных материалов. Единственный карьер «Камень» позволяет добывать камень и получать щебень разных фракций для нижних слоев дорожных одежд. В тоже время на территории области значительные запасы песка и гравийно-песчаной смеси.

С 1996 г. организациям независимо от форм собственности обеспечен равноправный доступ на рынок подрядных работ на основе конкурсной системы в соответствии с действующим законодательством.

В последние годы практически все крупные объекты строительства и реконструкции дорог и мостов были распределены на конкурсной основе (мостовой  переход  через  р.Чулым -  Мостоотряд-101 ТФ ОАО “Сибмост”, строительство обхода с.Парабель - ОАО “Томскэкскавация”, ремонт асфальтобетонного покрытия “Черная речка - Кисловка” - Светленское ДРСУ).