Автомобильная сеть Томской области в настоящее время недостаточно развита и по своему техническому состоянию не способна в полной мере обеспечить условия для развития экономики, социальной сферы, укрепления межрегиональных связей и обороноспособности страны. В условиях становления рыночных отношений и реформирования экономики и социальной сферы коренным образом изменяются традиционные взгляды, критерии эффективности развития территорий. В частности, транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Развитие транспорта является первым необходимым условием преодоления отсталости, и только с созданием эффективной транспортной системы появляется возможность территориального разделения труда, углубления и расширения товарного обмена. При этом процесс формирования и развития транспортной сети в регионе должен соответствовать следующим принципам:
социально-территориальной справедливости, понимаемой как гарантия транспортной доступности для населения социальных благ, роста и экономии свободного времени;
снижения степени неопределенности (риска) хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов. При этом важно сокращение удельных затрат времени на поездки, как пассажирские, так и грузовые, в которых время доставки лимитировано;
повышения безопасности движения, в части, которая зависит от дорожной сети.
2.1. Состояние дорожной сети и дорожного хозяйства
Специфика развития транспортной инфраструктуры области определена природно-климатическими и экономико-географическими условиями, а также исторически обусловленной периферийностью региона по отношению к стратегическим автомобильным и железнодорожным магистралям. В силу указанных обстоятельств важное экономическое значение имеют все основные виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный.
Обеспеченность населения и хозяйствующих субъектов средствами транспортной инфраструктуры в Томской области ниже, чем в Западной Сибири и России (Рис. 1, 2).
Проводимая экономическая реформа вызвала значительные изменения в сфере транспортного обслуживания потребителей. Децентрализация системы управления и снабжения привела к образованию хозяйствующих субъектов, нуждающихся в перевозке небольших партий грузов без промежуточных перевалок и централизованного складирования, т.е. непосредственно от производителя до потребителя. Отсюда значительно выросла потребность в услугах автомобильного транспорта и четкой работе автомобильных дорог, в том числе в межрегиональном сообщении.
Транспортные перевозки в области осуществляются всеми видами транспорта. При этом степень транспортной обслуживаемости различных районов области неодинакова.
Транспортную сеть области на 1 января 2003 года составляют 346 км железнодорожных путей общего пользования, 4469 км автомобильных дорог общего пользования, 5195 км внутренних водных путей, 5588 км трубопровода (Табл. 2). Из всей протяженности автомобильных дорог общего пользования почти четверть - грунтовые. До настоящего времени около 37% населенных пунктов области не имеют связи по дорогам с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования.
Таблица 2. Протяжённость транспортных коммуникаций Томской области
км (на конец года)
Вид транспортных коммуникаций | Годы | ||||||||
1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Автомобильные дороги | 4204 | 4347 | 4358 | 4500 | 4505 | 4507 | 4523 | 4514 | 4469 |
Автомобильным транспортом осуществляется 54 % всех перевозок грузов и 46% перевозок пассажиров (Рис.3).
За 2001 год автомобильным транспортом перевезено 26,9 млн. тонн. С 1997 года наблюдается медленный рост объемов грузовых автомобильных перевозок: на 1 - 2% в год.
Остальной объем перевозок грузов приходится на железные дороги, речной, трубопроводный и воздушный транспорт. (Табл. 3)
Основные по массе грузы, ввозимые в область по железным дорогам - каменный уголь, минеральные и строительные материалы. Во внутриобластных перевозках и в вывозимых грузах основной объем занимают лесоматериалы. В перспективный период значительного роста объема перевозок по железным дорогам не предполагается.
Таблица 3. Основные показатели работы транспортных систем Томской области
Показатели | Ед. | Годы | ||||||||
1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |||
Объёмы перевозок грузов | млн. т |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Всего | 105,1 | 63,8 | 47,5 | 44,3 | 43,4 | 43,4 | 47,3 | 50,2 | ||
Объёмы перевозок грузов по видам транспорта на 1 жителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Всего | 83,9 | 59,09 | 44,19 | 41,19 | 40,4 | 40,1 | 44,4 | 47,2 | ||
Грузооборот по видам транспорта |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Всего | 35568 | 32295 | 29174 | 28484 | 24538 | 27055 | 25584 | 26966 | ||
Объём внегородских перевозок пассажиров по видам транспорта Автомобильный |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Всего | 8,4 | 6,4 | 4,1 | 3,7 | 3,4 | 4,3 | 4,6 | 4,3 |
… данных не имеется.
- без ведомственного транспорта.
Водный транспорт в области занимает важное место. Основной водной магистралью области является река Объ. Судоходны также ее притоки: Томь, Чулым, Кеть, Тым, Васюган, Парабель. Основные виды грузов - строительные материалы, продовольственные товары, техника, уголь и нефтепродукты. Специфика работы речного транспорта (сезонность работы, дороговизна его содержания и эксплуатации) как и показатели падения перевозок грузов и пассажиров являются причинами отрицательных показателей его работы.
Воздушный транспорт области осуществляет в основном пассажирские перевозки, объем грузовых перевозок незначителен. В условиях сильной заболоченности, сурового климата, сравнительно короткого навигационного периода, при отсутствии железных и неразвитости сети автомобильных дорог воздушный транспорт имеет большое значение для северных районов. На рассматриваемый перспективный период значительного роста работы воздушного транспорта не произойдет.
Трубопроводный транспорт области представлен в основном магистральными нефтегазопроводами, транспортирующими сырую нефть и газ к местам их переработки и потребления в области и за ее пределами. В дальнейшем с введением в эксплуатацию новых месторождений углеводородного сырья следует ожидать развития этого вида транспортных коммуникаций, однако на объемы перевозок грузов автомобильным транспортом это не отразится. Более того, освоение новых месторождений окажет дополнительную нагрузку на дорожную сеть. Трубопроводным транспортом за 2001 год отправлено 18,6 миллионов тонн грузов, что составляет 132,9% к уровню 1995 года и - 114,1% к уровню 2000 года
В области за 2001 год инвестиции, направленные на развитие транспорта, составили 1787,2 миллионов рублей (13,6% от общего объема инвестиций по всем отраслям экономики). Наибольший объем инвестиций был направлен на развитие шоссейного хозяйства - 269,7 миллионов рублей (15 % от общего объема инвестиций, направленных на развитие транспорта) и трубопроводного транспорта - 1488,8 миллионов рублей (83,3 %). Наименьший объем инвестиций направлен на развитие автомобильного хозяйства - 11,5 миллионов рублей (0,6 %).