ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
________________________________________________________
Действие приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 на основании
Закона Томской области от 16 февраля 2011 года № 21-ОЗ
___________________________________________________________
________________________________________________________
Утратило силу на основании
Закона Томской области от 10 октября 2011 года № 241-ОЗ
__________________________________________________________
(с изменениями на 12 апреля 2011 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Томской области от 12 апреля 2011 года № 48-ОЗ
________________________________________________________________
Принят
постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 31.07.2003 № 745
Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области до 2010 года (с прогнозом до 2020 года)» согласно приложению.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Главы Администрации (Губернатора)
Томской области
В.В. Наговицын
Приложение к Закону Томской области
«Об утверждении областной целевой программы
«Совершенствование и развитие
автомобильных дорог Томской области
до 2010 года (с прогнозом до 2020 года)»
ПАСПОРТ
областной целевой программы «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области до 2010 года
(с прогнозом до 2020 года)»
Наименование | Областная целевая программа «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области до 2010 года (с прогнозом до 2020 года) ». |
Наименование, дата и номер решения о разработке программы | Приказ ФДС России № 81 от 02.04.1999 г. «О порядке подготовки и принятия решений по инвестициям в автомобильные дороги из федерального дорожного фонда Российской Федерации», техническое задание Томской областной Дирекции дорожного фонда и автомобильных дорог к договору № 09.02 от 02.09.2002 г. |
Государственный заказчик, директор программы | Администрация Томской области |
Разработчик программы | Томская областная Дирекция Дорожного фонда, инженерный дорожный центр «Индор», комитет по экономической политике Государственной Думы Томской области, Департамент энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации Томской области |
Основные цели и задачи программы, главные целевые показатели | Цель: достижение справедливого уровня обеспеченности дорогами Томской области и ее жителей, соответствующего ее долевому вкладу в социально-экономическое развитие Сибирского федерального округа и в целом Российской Федерации. Задачи: - совершенствование и укрепление межрегиональных транспортных связей; - повышение эффективности функционирования сети автомобильных дорог Томской области за счет развития и укрепления межрайонных транспортных связей и приведения в соответствие транспортно-эксплуатационных качеств дорог современным требованиям с учетом сложившегося и перспективного уровня их загрузки; - создание оптимальных дорожных условий для организации движения транзитного транспорта без загрузки улично-дорожной сети г. Томска посредством поэтапного формирования кольцевой автомобильной дороги; - совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью местного пользования, решения социальных проблем сельского населения. - создание условий для обеспечения единого экономического и транспортного пространства, свободы перемещения людей и товаров по территории области посредством модернизации и поэтапного развития сети автомобильных дорог, отвечающей интересам граждан, грузовладельцев и общества в целом; - качественные изменения в структуре сети автомобильных дорог общего пользования Томской области и увеличение ее протяженности; - снижение удельного веса автомобильных дорог низких категорий; - повышение безопасности дорожного движения и развитие дорожного сервиса; - снижение отрицательного воздействия на окружающую среду. |
Сроки и этапы реализации программы | Программа рассчитана до 2010 г. с прогнозом на период до 2020 г. Реализация программы осуществляется в 3 этапа: 2002-2005 г.г., 2006-2010 г.г., 2011-2020 г.г. |
Объемы финансирования программы | Для реализации намеченных Программой мероприятий по совершенствованию и развитию дорог Томской области на период 2002 - 2010 г.г., включающих строительство, реконструкцию, ремонт, содержание дорог и приведение сельских дорог в нормативное состояние, необходимы финансовые средства в объеме 19738,1 млн. руб. (прогнозные средства), в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации Программы протяжение сети автомобильных дорог Томской области к 2011 году возрастет на 327 км. Программой до 2011 г. предусмотрено строительство 63 мостов общей длиной 4537 п.м. и намечена реконструкция 464 км дорог общего пользования, приведение в нормативное состояние 1238 км сельских дорог. |
Система управления реализацией программы | Управление и оперативное руководство Программой осуществляется Администрацией Томской области. |
Система контроля за выполнением программы | Контроль за выполнением Программы осуществляет Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области. |
Томская область расположена на северо-востоке Западной Сибири. На западе Томская область граничит с Омской областью, на юге - с Новосибирской и Кемеровской областями, на востоке - с Красноярским краем и на севере - с Ханты-Мансийским автономным округом (ХМАО).
Территория области занимает площадь 317 тыс. км2. Численность населения области составляет 1047 тысяч человек (по данным переписи). В ее составе 16 сельских районов, 6 городов, из них 4 города областного подчинения, 1 поселок городского типа, 177 сельских администраций (округа), 616 сельских населенных пунктов. Средний возраст населения области 35 лет.
Томская область является одной из 16-ти территорий, входящих в состав Сибирского федерального округа. Сравнительный анализ социально-экономического положения территорий показывает, что Томская область занимает:
-по площади - 7 место,
- по населению - 8 место,
- по сбору Территориального дорожного фонда - 7 место,
- по протяженности сети дорог общего пользования на 1000 жителей - 14 место,
- по протяженности дорог на 1000 км территории - 14 место.
Сравнительные показатели субъектов Сибирского федерального округа представлены на рис.1
Основу экономического потенциала Томской области составляет нефте- и газодобыча, лесное хозяйство, химическое и приборостроительное производство, научно-образовательный комплекс. По запасам торфа область занимает первое место в России. Объем промышленной продукции в 2002 году составил 41368,4 млн. рублей, что на 11% больше, чем в 2001 году.
Природные и производственные ресурсы Томской области способствуют успешной адаптации к требованиям рыночной экономики. Область располагает богатыми запасами нефти и газа, каменного угля, руд черных и цветных металлов, разнообразного химического сырья, лесными ресурсами. Основные отрасли промышленности: электороэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая. На севере области (Каргасокский, Александровский районы) велики запасы месторождений нефти, газа, торфа. Перспективны для дальнейшей разработки Мыльджинское, Средневасюганское газоконденсатные месторождения. Общие запасы нефти исчисляются 470 млн. т, газа - 310 млд. м.
При общей протяженности границ Томской области с соседними территориями в 3082 км, существует лишь 4 транспортные связи по дорогам общего пользования:
протяженность границы с ХМАО - 823 км (1* транспортная связь: “Стрежевой - Нижневартовск”, примечание: связь с ХМАО можно считать условной, поскольку круглогодичный проезд по территории Каргасокского района не обеспечен.),
с Красноярским краем - 825 км (связей нет),
с Кемеровской областью - 416 км (2),
с Новосибирской областью - 799 км,
с Омской областью - 219 км (связей нет).
Кроме того, сельскими дорогами область связана с другими субъектами Российской Федерации - 17 связей.
Таблица 1. Наличие связей Томской области с другими субъектами РФ
Наименование района | Субъект РФ | Кол-во связей | в том числе по покрытиям | ||
а/б | гравийное | грунтовое | |||
Томский | Новосибирская область | 1 |
|
| 1 |
Кожевниковский | Новосибирская область | 6 | 1 | 1 | 4 |
Зырянский | Кемеровская область | 4 | 4 | ||
Тегульдетский | Красноярский край | 2 | 2 | ||
Александровский | ХМАО | 1 | 1 | ||
Всего связей | 21 (2) | 4 (2) | 3 | 14 |
Примечание: - связь условная.
Отсутствие устойчивого транспортного сообщения, как между районами области, так и между областями Западно-Сибирского региона является сдерживающим фактором в развитии экономики Томской области.
Автомобильная сеть Томской области в настоящее время недостаточно развита и по своему техническому состоянию не способна в полной мере обеспечить условия для развития экономики, социальной сферы, укрепления межрегиональных связей и обороноспособности страны. В условиях становления рыночных отношений и реформирования экономики и социальной сферы коренным образом изменяются традиционные взгляды, критерии эффективности развития территорий. В частности, транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Развитие транспорта является первым необходимым условием преодоления отсталости, и только с созданием эффективной транспортной системы появляется возможность территориального разделения труда, углубления и расширения товарного обмена. При этом процесс формирования и развития транспортной сети в регионе должен соответствовать следующим принципам:
социально-территориальной справедливости, понимаемой как гарантия транспортной доступности для населения социальных благ, роста и экономии свободного времени;
снижения степени неопределенности (риска) хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов. При этом важно сокращение удельных затрат времени на поездки, как пассажирские, так и грузовые, в которых время доставки лимитировано;
повышения безопасности движения, в части, которая зависит от дорожной сети.
2.1. Состояние дорожной сети и дорожного хозяйства
Специфика развития транспортной инфраструктуры области определена природно-климатическими и экономико-географическими условиями, а также исторически обусловленной периферийностью региона по отношению к стратегическим автомобильным и железнодорожным магистралям. В силу указанных обстоятельств важное экономическое значение имеют все основные виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный.
Обеспеченность населения и хозяйствующих субъектов средствами транспортной инфраструктуры в Томской области ниже, чем в Западной Сибири и России (Рис. 1, 2).
Проводимая экономическая реформа вызвала значительные изменения в сфере транспортного обслуживания потребителей. Децентрализация системы управления и снабжения привела к образованию хозяйствующих субъектов, нуждающихся в перевозке небольших партий грузов без промежуточных перевалок и централизованного складирования, т.е. непосредственно от производителя до потребителя. Отсюда значительно выросла потребность в услугах автомобильного транспорта и четкой работе автомобильных дорог, в том числе в межрегиональном сообщении.
Транспортные перевозки в области осуществляются всеми видами транспорта. При этом степень транспортной обслуживаемости различных районов области неодинакова.
Транспортную сеть области на 1 января 2003 года составляют 346 км железнодорожных путей общего пользования, 4469 км автомобильных дорог общего пользования, 5195 км внутренних водных путей, 5588 км трубопровода (Табл. 2). Из всей протяженности автомобильных дорог общего пользования почти четверть - грунтовые. До настоящего времени около 37% населенных пунктов области не имеют связи по дорогам с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования.
Таблица 2. Протяжённость транспортных коммуникаций Томской области
км (на конец года)
Вид транспортных коммуникаций | Годы | ||||||||
1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Автомобильные дороги | 4204 | 4347 | 4358 | 4500 | 4505 | 4507 | 4523 | 4514 | 4469 |
Автомобильным транспортом осуществляется 54 % всех перевозок грузов и 46% перевозок пассажиров (Рис.3).
За 2001 год автомобильным транспортом перевезено 26,9 млн. тонн. С 1997 года наблюдается медленный рост объемов грузовых автомобильных перевозок: на 1 - 2% в год.
Остальной объем перевозок грузов приходится на железные дороги, речной, трубопроводный и воздушный транспорт. (Табл. 3)
Основные по массе грузы, ввозимые в область по железным дорогам - каменный уголь, минеральные и строительные материалы. Во внутриобластных перевозках и в вывозимых грузах основной объем занимают лесоматериалы. В перспективный период значительного роста объема перевозок по железным дорогам не предполагается.
Таблица 3. Основные показатели работы транспортных систем Томской области
Показатели | Ед. | Годы | ||||||||
1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |||
Объёмы перевозок грузов | млн. т |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Всего | 105,1 | 63,8 | 47,5 | 44,3 | 43,4 | 43,4 | 47,3 | 50,2 | ||
Объёмы перевозок грузов по видам транспорта на 1 жителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Всего | 83,9 | 59,09 | 44,19 | 41,19 | 40,4 | 40,1 | 44,4 | 47,2 | ||
Грузооборот по видам транспорта |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Всего | 35568 | 32295 | 29174 | 28484 | 24538 | 27055 | 25584 | 26966 | ||
Объём внегородских перевозок пассажиров по видам транспорта Автомобильный |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Всего | 8,4 | 6,4 | 4,1 | 3,7 | 3,4 | 4,3 | 4,6 | 4,3 |