Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы"

4. Ресурсное обеспечение программы

     4.1. Финансовое обеспечение программы


Реализация программы предполагает концентрацию средств бюджетов всех уровней в установленном законом порядке, а также привлечение внебюджетных средств.

Бюджетные средства будут использоваться для преодоления так называемого инновационного разрыва, когда необходимо перейти от лабораторного макета к промышленным образцам с отработанной технологией и технической документацией. На этом этапе риски вложения частных средств еще очень велики, производственники слабо заинтересованы в постановке производства продукции, которая не апробирована на рынке, а ученые не могут, да и не хотят превращать научную разработку в коммерческий продукт. Успех инновационного проекта определяется тремя основными факторами: коммерческим потенциалом научной разработки, наличием взаимовыгодных отношений между разработчиками и производственниками и квалификацией команды, реализующей проект. Бюджетные средства предоставляются в соответствии с действующим законодательством победителям конкурсов  инновационных проектов, проводимых Администрацией Томской области в целях развития инновационной деятельности в Томской области.

После завершения стадии создания промышленных образцов начало производства должно обеспечиваться внебюджетными средствами. К внебюджетным средствам относятся: собственные средства предприятий, заемные средства, прямые инвестиции, в том числе иностранные, а также средства внебюджетных фондов и программ.

В итоге реализация каждой инновационной цепочки от идеи до производства осуществляется в основном за счет частных инвестиций (не менее 70% всех затрат), в том числе иностранных.

4.2. Нефинансовые формы государственной поддержки в рамках реализации программы

Для успешной реализации программы важное значение имеют следующие нефинансовые формы государственной поддержки инновационной деятельности:

- информационное обеспечение участников инновационной деятельности;

- представление интересов организаций Томской области на выставках, конференциях и иных мероприятиях с участием органов государственной власти;

- содействие в покупке производственных площадей перспективными инновационными предприятиями;

- деятельность по координации взаимодействия ученых и производственников;

- участие в формировании крупных инновационных проектов и содействие в поиске инвестиций для этих проектов;

- содействие в создании специализированных фондов для поддержки инновационной деятельности, включая венчурные фонды.


     4.3. Кадровое обеспечение программы


Важнейшей частью реализации программы является кадровое обеспечение. В подготовке кадров для областной инновационной программы важную роль будет играть Президентская программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой с 2000 года ежегодно проходит обучение группа из 15-20 человек по специальности «Инновационный менеджмент». В 2002 году Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства совместно с Академией Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации провел курсы повышения квалификации по программе «Основы коммерциализации интеллектуальной собственности», которые успешно закончили 84 представителя науки и высшей школы г. Томска. Планируется дальнейшее ежегодное проведение краткосрочных курсов по данной программе. Начиная с 2003 года в Западно-Сибирском филиале Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства на базе Томского государственного университета будет осуществляться подготовка специалистов по специальности «Управление качеством» и «Прикладная информатика в экономике» с преподаванием ряда курсов по инновационному менеджменту.

4.4. Вовлечение активов предприятий в реализацию программы

Реализация программы будет опираться прежде всего на существующие активы малых и средних  предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию на основе разработок организаций Томского научно-образовательного комплекса. Однако, по мере усиления инновационной активности производственных предприятий по введению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, по мере повышения инновационной культуры их менеджмента производственный потенциал, на котором базируется реализация программы, будет расширяться. Кроме того, планируется привлечь неэффективно используемые активы государственных предприятий, выставляемые на продажу, для достижения целей, поставленных в программе.