ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области
"О выборах депутатов Государственной Думы
Томской области"
______________________________________
Утратил силу на основании
Закона Томской области от 20.06.03 г. № 70-ОЗ
______________________________________
Принят
решением
Государственной Думы
Томской области
от 9 октября 1997 года
N 566
Статья 1. Внести в Закон Томской области "О выборах депутатов Государственной Думы Томской области" следующие изменения и дополнения:
1. Часть 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации."
2. В статье 12 (часть 1, абзац 9) слово "предложением" заменить словом "представлением";
3. Абзац 2 части 1 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"Кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии определяются представительным органом местного самоуправления на основе предложений общественных объединений..." и далее по тексту;
4. В статье 28, в части 11 исключить абзац 1;
5. В статье 28, в части 11 абзац 3 изложить в следующей редакции:
"Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату на проведение предвыборной агитации. Решение о снятии кандидатом своей кандидатуры окружная избирательная комиссия доводит до сведения населения избирательного округа."
6. Последнее предложение части 4 статьи 38 изложить в следующей редакции:
"Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в данных выборах."
7. Статью 38 дополнить частью 5 следующего содержания:
"В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления."
8. Статью 39 изложить в следующей редакции:
"Статья 39. Избирательный бюллетень
1. Форма избирательного бюллетеня устанавливается Избирательной комиссией Томской области не позднее чем за 35 дней до дня выборов.
2. В избирательный бюллетень включаются все зарегистрированные по данному избирательному округу кандидаты в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства, основного места работы или службы, рода занятий, информации о том, кем выдвинут данный кандидат.
Принадлежность кандидата к общественному объединению указывается в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата.
Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения.
3. Текст избирательного бюллетеня по избирательному округу утверждается окружной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
4. Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением Избирательной комиссии Томской области и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюллетеней, изготовленных в порядке, установленном действующим законодательством, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей.
Избирательные бюллетени типография после выбраковки передает по акту членам Избирательной комиссии Томской области, разместившей в соответствии с действующим законодательством заказ на изготовление избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
5. Избирательная комиссия Томской области пересылает избирательные бюллетени окружным или территориальным (если на территории избирательного округа находится несколько муниципальных образований) избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
6. Участковые избирательные комиссии получают от окружных или территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением окружной избирательной комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.
Передача бюллетеней избирательным комиссиям производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения выборной документации. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.
7. Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются в правом верхнем углу двумя членами комиссии и заверяются печатью участковой избирательной комиссии. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех полученных ею избирательных бюллетенях. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются.
8. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружных избирательных комиссий вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах."
9. Статью 40 изложить в следующей редакции:
"Статья 40. Порядок голосования
1. Голосование проводится в назначенный день с 8 до 22 часов по местному времени.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации, плакаты, открытки-приглашения или иным образом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
2. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня выборов) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то выдаваемый ему избирательный бюллетень подписывается на лицевой стороне в правом верхнем углу двумя членами окружной комиссии и заверяется печатью окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или (при досрочном голосовании на избирательном участке) участковой избирательной комиссии. На место склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии и подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя.
Окружная избирательная комиссия составляет список проголосовавших избирателей, который вместе с запечатанными конвертами с бюллетенями передает по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплекта избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из окружной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно.
Запечатанный конверт с избирательными бюллетенями хранится у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении окружной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии - до дня голосования.
При создании в муниципальном образовании территориальной избирательной комиссии досрочное голосование за 15 - 4 дня до выборов осуществляется в территориальной избирательной комиссии с соблюдением требований, установленных в настоящей статье для досрочного голосования в окружной избирательной комиссии.
В случаях и порядке, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством, окружные избирательные комиссии вправе по согласованию с Избирательной комиссией Томской области принять решение о проведении досрочного голосования, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования в отдаленных и труднодоступных местностях на одном и более избирательных участках.
3. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. При опечатывании ящиков для голосования используются печати участковых избирательных комиссий. Опечатывание клейкой лентой запрещается. Перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно - в окружной (территориальной) и участковой избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей против соответствующих фамилий избирателей делается отметка "Проголосовал досрочно".
В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня по выборам депутатов Государственной Думы Томской области, указанные избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателя, зарегистрированного кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, доверенного лица кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя в получении бюллетеня" с указанием своей фамилии.
5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением избирателя, заполняющего бюллетень.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателя, зарегистрированного кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, доверенного лица кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней.
6. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустых квадратах справа от фамилии тех двух или одного кандидата, за которых он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный ящик для голосования.
7. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, то (если бюллетень не опущен избирателем в ящик для голосования) он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии этого избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
8. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре, в котором указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии членов комиссии к избирателю обращение подтверждается письменным заявлением. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, в заявление также должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей.
Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством (но не более трех) пронумерованных переносных ящиков для голосования, которое определяется решением вышестоящей избирательной комиссии.
Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись избирательные бюллетени. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра, указанного в части 8 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.
Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований настоящей статьи.
На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки в случае получения нового бюллетеня взамен испорченного.
Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается особая отметка "Голосовал вне помещения для голосования".
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а равно искажения волеизъявления избирателя.
В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избирательный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось.
Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
9. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих в помещении для голосования обязательны. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
10. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, иностранные (международные) наблюдатели, а также иные лица, перечисленные в части 1 статьи 10 настоящего Закона.
Наблюдатели имеют право находиться в помещении избирательного участка с момента его открытия и до окончания подсчета голосов, присутствовать при объявлении председателем участковой избирательной комиссии начала голосования, опечатывании ящиков для голосования, вскрытии конвертов с бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими избирателями, при вскрытии ящиков для голосования, при голосовании по месту жительства тех граждан, которые имеют право участвовать в выборах, но по уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.
Вмешательство наблюдателей в работу участковой избирательной комиссии не допускается.
В случае замеченных нарушений процесса голосования, подсчета голосов наблюдатель обязан обратиться к председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии с предложением об устранении нарушений. Заявление или жалоба наблюдателя подлежит рассмотрению участковой избирательной комиссией в установленном порядке.
В случае несогласия с действиями и решениями участковой избирательной комиссии, наблюдатель вправе обратиться в соответствующую окружную (территориальную) избирательную комиссию, осуществляющую контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующей территории.
11. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами."
10. Статью 41 изложить в следующей редакции: