Недействующий


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 мая 2000 года № 15-ОЗ


О начальном профессиональном образовании в Томской области

(с изменениями на 10.04.01 г.)

_______________________________________________

Документ  с изменениями, внесенными

Законом Томской области от 10.04.01 г. № 26-ОЗ

_______________________________________________

_________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Томской области от 7.02.06 года № 19-ОЗ
____________________________________________________________________


Принят
решением
Государственной Думы
Томской области
от 27.04.2000 г. N 513


Раздел 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования Закона


1. Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы государственной поддержки начального профессионального образования и профессиональной подготовки на территории Томской области.

2. Настоящий Закон преследует цель проведения единой государственной политики в подготовке квалифицированных кадров рабочих и служащих, направленной на получение желающей частью населения Российской Федерации начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

3. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка как необходимые компоненты непрерывного образования являются одним из основополагающих факторов его развития, рассматриваются как основные источники подготовки квалифицированных рабочих и служащих для экономики области.


Статья 2. Понятие начального профессионального образования и профессиональной подготовки


1. Под начальным профессиональным образованием понимается целенаправленный процесс обучения, воспитания и подготовки работников, квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в интересах личности, общества и с учетом социально - экономического развития Томской области. Начальное профессиональное образование может сопровождается получением среднего (полного) общего образования.

2. Под профессиональной подготовкой понимается процесс, направленный на ускоренное приобретение трудовых навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Профессиональная подготовка не предполагает повышения общеобразовательного уровня обучающихся.


Статья 3. Задачи Закона Томской области в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки


Задачами Закона Томской области в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки являются:

- определение региональной политики в сфере начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом условий для ее реализации и специфики в Томской области;

- определение компетенции Государственной Думы Томской области, Администрации Томской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

- обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации на реализацию потребности в профессиональных образовательных услугах;

- обеспечение правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы профессионального образования в Томской области;

- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки, а также правовое регулирование их отношений в данной области.


Раздел 2. Политика в области начального
профессионального образования и профессиональной
подготовки в Томской области


Статья 4. Основные задачи в области политики начального профессионального образования и профессиональной подготовки


Основными задачами в области региональной политики начального профессионального образования и профессиональной подготовки являются:

- сохранение и развитие потенциала начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Томской области;

- создание условий для развития личности в процессе получения начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

- формирование источника подготовки квалифицированных кадров (рабочих и служащих).


Статья 5. Направления реализации задач в области политики начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Томской области


Направлениями реализации задач в области политики начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Томской области являются:

1. Учет возможностей различных источников финансирования и установление определенного объема средств, выделяемых на начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку, в бюджете Томской области.

2. Внедрение нормативов расчетов бюджетов государственных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

3. Использование различных источников финансирования государственных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом реализуемых профессиональных образовательных программ.

4. Осуществление дифференцированной, личностно ориентированной, социальной поддержки учащихся в период обучения и при трудоустройстве.

5. Регионализация системы начального профессионального образования, ее интеграция с системой среднего профессионального образования и профессиональной подготовки и на этой основе оптимизация сети государственных учебных заведений, их специализация по видам профессиональных образовательных программ.

6. Создание условий для обучения подростков с отклонениями в развитии, инвалидов, подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и обеспечение финансирования их обучения по нормативам, установленным для данных типов образовательных учреждений.


Раздел 3. Система начального профессионального
образования и профессиональной подготовки
в
Томской области


Статья 6. Система начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Томской области


1. Система начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Томской области представляет собой:

- совокупность системы преемственных профессиональных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сеть учебных заведений начального профессионального образования и профессиональной подготовки независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов;

- государственный орган управления начальным профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, подведомственные ему учреждения и организации.

2. Региональная система начального профессионального образования и профессиональной подготовки состоит из учебных заведений начального профессионального образования и профессиональной подготовки областного подчинения, учреждений, организаций федерального подчинения, учреждений, организаций совместного подчинения, а также отраслевых органов управления.


Статья 7. Профессиональные образовательные программы


1. Профессиональные образовательные программы призваны обеспечить последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Профессиональные образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности.

К ним относятся программы:

- профессиональной подготовки;

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования.

2. Программы профессиональной подготовки преследуют решение следующих задач:

- ускоренное приобретение навыков для выполнения работы, группы работ, на конкретном рабочем месте;

- создание условий для удовлетворения потребности высвобождающейся и незанятой части населения, а также выпускников средней школы в трудоустройстве.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно - производственных мастерских, учебных участках, в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки у физических лиц (специалистов), прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

3. Программы начального профессионального образования имеют целью подготовку работников квалифицированного труда на базе основного общего образования с последующим получением среднего (полного) общего образования.

Начальное профессиональное образование может быть получено в государственных и негосударственных профессиональных училищах, на первой ступени обучения в профессиональных лицеях, техникумах и иных учреждениях профессионального образования данного уровня, а также в средних общеобразовательных школах, имеющих соответствующие лицензии и аккредитации.

4. Программы среднего профессионального образования имеют целью подготовку работников повышенной квалификации, специалистов среднего звена на базе общего среднего (полного) или начального профессионального образования.

Среднее профессиональное образование может быть получено в профессиональных лицеях.

5. Профессиональные образовательные программы для подростков с задержкой развития, инвалидов, дезадаптированных и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением реализуются специальными учреждениями профессионального образования, созданными в установленном порядке.


Статья 8. Образовательный стандарт начального профессионального образования и профессиональной подготовки


В Томской области применяются государственные образовательные стандарты начального профессионального образования и профессиональной подготовки, состоящие из федеральных и областных компонентов. Стандарты определяют обязательный минимум содержания профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Федеральные компоненты стандарта обеспечивают преемственность начального профессионального образования и профессиональной подготовки во всех типах и видах образовательных учреждений, имеющих лицензию, аттестованных в установленном порядке и прошедших государственную аккредитацию.


Статья 9. Формы получения начального профессионального образования и профессиональной подготовки


С учетом потребностей и возможностей личности профессиональные образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях всех форм собственности в следующих формах: в очной, очно - заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения начального, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки.

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно - заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Раздел 4. Управление системой начального
профессионального образования и профессиональной
подготовки в Томской области


Статья 10. Основной принцип управления системой начального профессионального образования и профессиональной подготовки


Управление системой начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Томской области строится на основе сочетания государственных, муниципальных и общественных начал при развитии самоуправления и академической автономии профессиональных образовательных учреждений и индивидуальных предпринимателей, занятых образовательной деятельностью.


Статья 11. Государственное управление региональной системой начального профессионального образования и профессиональной подготовки


Государственное управление региональной системой начального профессионального образования и профессиональной подготовки в Томской области осуществляет соответствующий орган Администрации Томской области, действующий на основе Положения, утверждаемого Главой Администрации (Губернатором) Томской области.


Статья 12. Компетенция Государственной Думы Томской области в сфере начального профессионального образования и профессиональной подготовки


В компетенцию Государственной Думы Томской области в сфере начального профессионального образования и профессиональной подготовки входит:

1. Определение в областном бюджете расходов на начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку.

2. Утверждение областных целевых программ развития начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом социально - экономических, этнических, демографических, культурных, экологических и других региональных особенностей Томской области.

3. Установление, в соответствии с действующим законодательством, льгот по платежам в областной бюджет.

4. Установление гарантий, видов и норм материального обеспечения обучающимся, воспитанникам, а также педагогическим работникам образовательных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки в рамках своей компетенции.

5. Утверждение областных нормативов с учетом федеральных нормативов финансирования государственных учреждений начального профессионального образования и профессиональной подготовки, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника при утверждении областного бюджета.

6. Решение иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению Государственной Думы Томской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»