ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА


РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2003 года № 345

О "Городской отраслевой программе установки приборов учета и регулирования тепловой энергии в учреждениях социальной
сферы на 2003-2005 гг."

В целях экономии бюджетных средств, направляемых на оплату потребляемых учреждениями социальной сферы энергоресурсов,

Томская городская Дума Р Е Ш И Л А:

1.Утвердить "Городскую отраслевую программу установки приборов учета и регулирования тепловой энергии в учреждениях социальной сферы на 2003-2005 гг." согласно приложению.

2. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.

3.Контроль исполнения решения возложить на комитет по социально-экономическому развитию города Томской городской Думы (А.Г. Федоров).


Председатель                                   Мэр города Томска

Томской городской Думы

_____________А.Н. Николайчук                    _____________А.С. Макаров

     Приложение
     к решению Томской городской Думы
     от 25.марта .2003г. № 345



ГОРОДСКАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА УСТАНОВКИ ПРИБОРОВ УЧЕТА И
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА 2003- 2005 годы



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.1

Регистрационный номер программы

  

1.2

Полное наименование программы

Городская отраслевая программа установки приборов учёта и регулирования тепловой энергии в учреждениях социальной сферы на 2003-2005 годы.

1.3

Цель программы:

Экономия бюджетных средств по оплате потреблённых энергоресурсов в учреждениях социальной сферы

1.4

Муниципальный заказчик программы:

Администрация города Томска, Томская городская Дума.
Россия, 634050, Томск-50, пр. Ленина, 73,

1.5

Руководитель программы:

Заместитель мэра по социальным вопросам -
Подкатов Владимир Иванович
Россия, 634050, Томск-50, пр. Ленина, 73
Тел. (3822) 52-68- 69

1.6

Головной разработчик:

Отдел социальной сферы Комитета по социальной политике и труду, отдел муниципального сектора  департамента экономики администрации г. Томска.
Председатель комитета - Коваленко Виктор Васильевич
Россия, 634050, Томск-50, пр. Ленина, 73,
 тел./факс (3822) 52-68-94

1.7

Сроки реализации программы:

2003-2005 годы

1.8

Финансирование программы:

Бюджет города Томска.
Средства инвесторов, погашаемые из средств бюджета, полученных в результате экономии тепловых ресурсов при установке приборов учёта тепла.

1.9

Контроль  исполнения программы

Комитет по социальной политике и труду
Председатель комитета - Коваленко Виктор Васильевич
Россия, 634050, Томск-50, пр. Ленина, 73,
тел./факс (3822) 52-68-94

1.10

Технический надзор

УМП «Центр муниципального заказа»
Директор Титова Елена Ивановна
г.Томск, Московский тракт,19/1, тел. 53-04-63



II.    Анализ проблемы.

Исполнение лимитов потребления тепловой энергии учреждениями социальной сферы, финансируемыми за счет средств бюджета г.Томска, в натуральном выражении за 2001 год составили:

- по департаменту образования - 36937 Гкал.;

- по управлению здравоохранения  - 56483 Гкал.;

- по управлению культуры - 4101 Гкал.;

- по департаменту по делам молодежи, спорту и туризму - 3306,6 Гкал.;

- по департаменту социальной защиты населения - 2140,8 Гкал.;

- по управлению образования Кировского и Советского округов - 64873,3 Гкал.;

- по управлению образования Ленинского и Октябрьского округов - 81354 Гкал.

Итого: 249195,7 Гкал., что в стоимостном выражении составляет 52601,6 тыс.руб. в ценах 2001 года.

Потребление тепловой энергии в целом по учреждениям социальной сферы, за исключением управления образования Кировского и Советского округов, в натуральных показателях не превышает утвержденных лимитов и составляет за  2001 год по учреждениям образования - 82%, здравоохранения - 61%, культуры - 72 %, спорта -  86%, социальной защиты - 95% .

В управлении образования Кировского и Советского округов потребление тепловой энергии идет с превышением лимитов в 1,16 раза за счет аварийных ситуаций в ряде учреждений, потерь по трассам и ошибок при планировании лимитов.

                 Ожидаемая стоимость коммунальных услуг для социальной сферы города  на 2002 год составит в действующих тарифах 174 млн.300 тыс. рублей, что в 2,9 раза выше стоимости этих услуг в 2000 году и в 1,6 раза стоимости коммунальных услуг 2001 года.

                 При этом фактический объём потребления в натуральном выражении в 2002 году по сравнению с 2000 годом увеличился:

электроэнергии - в 1,2  раза
 тепловой энергии - в
1,3 раза

                                  водоснабжения - в 1,3 раза
                                  водоотведения - в
1,2 раза

Ввиду постоянного роста  цен на энергоносители, затраты на них и в социальной сфере многократно увеличились:

         Ежегодный рост тарифов повысил долю коммунальных услуг в расходах учреждений социальной сферы г. Томска в 2000 году с 8,2%. до 16,2% в 2002 году, т.е. почти в 2 раза.

         Основной статьёй расходов на коммунальные услуги, согласно отчётным данным учреждений, являются расходы на оплату поставок тепловой энергии.

          В 2003 году расчётная стоимость этих услуг составит  примерно 135 млн. 750 тысяч  рублей.

        Тенденция к дальнейшему повышению энергозатрат в ближайшей перспективе сохранится: Государственная политика в области цен на энергоресурсы заключается в том, чтобы в перспективе сравнять внутренние и мировые цены на газ (увеличатся в 7 раз), нефть и нефтепродукты, электроэнергию и уголь (увеличатся в 2...4 раза). Это неизбежно приведет к дальнейшему повышению оплаты энергоресурсов »
  Анализ экономии тепловой энергии, произведённый департаментом экономики, показал, что установка одного прибора учёта снижает затраты энергоресурсов примерно на 15%.

В настоящее время из 71 общеобразовательного учреждения только 31 имеют приборы учета тепловой энергии. Из 70 учреждений дошкольного образования - только 5. В учреждениях дополнительного образования и коррекционных школах приборы учета тепловой энергии отсутствуют.

Из 33 учреждений здравоохранения только в 13 установлены теплосчетчики.

Из 6 учреждений социальной защиты населения только 2 учреждения имеют приборы учета тепла. Только 4 учреждения культуры из 27 имеют счетчики учета тепловой энергии.

Из 11 спортивных учреждений только в двух установлены приборы учета тепла.

Примерный перечень объектов социальной сферы, где требуется установка приборов учета и регулирования тепла прилагается (приложение 1).

Фактическое потребление тепловой энергии за 2001 год учреждениями социальной сферы составило 249195 Гкал, в т.ч. расчётным путём выставлено 191938 Гкал или 77%.

Потребление тепловой энергии учреждениями социальной сферы г. Томска в год составляет 254319 Гкал. (исходя из среднегодового за период 2000-2002г.). Из них 195826 Гкал будет выставлено расчётным путём.

           Годовая экономия тепловой энергии  от установки приборов учёта в натуральном выражении составит примерно 29374 Гкал (195826*15%=29374)

           Практика показывает, что эффективность экономии ресурсов достигается при комплексном применении приборов учёта и систем погодного регулирования.

Экономия тепловой энергии  от установки систем погодного регулирования даёт от 10 до 25% .

Общая  минимальная экономия  от установки узлов регулирования и учёта тепловой энергии в учреждениях социальной сферы составит в год около 25% или 48956 Гкал ( 195826*25%)

Поэтому установка приборов учета тепла в учреждениях социальной сферы остается актуальной задачей.


III. Cпособы реализации

Исходя из вышеназванных цифр, стоимость установки приборов учета тепла в оставшихся учреждениях социальной сферы  обойдётся городскому бюджету примерно в 43,0 млн. рублей. Ориентировочная средняя стоимость установки одного прибора учета и регулирования - 200 тыс.рублей, согласно оценки экономической целесообразности внедрения автоматизированных узлов управления тепловой энергии на объектах образования г.Томска (справка прилагается, приложение №2).

Приобретение приборов учёта и регулирования,  в настоящее время, за счёт средств городского бюджета, не представляется возможным.

На сегодняшний день на рынке г.Томска действуют следующие специализированные предприятия, выполняющие весь комплекс работ по оснащению зданий энергосберегающим оборудованием: ООО «Тепломер», ООО «Конто», ООО «Регион-Инвест»,ООО «НПО ВЭСТ», ООО «КронА» ЗАО «Кей Си Групп», ООО «Ценнер-Сибирь», ООО «Приборы учёта», ООО «Сигма»

Стоимость комплексов автоматического регулирования и учёта теплоносителя,  предлагаемых вышеназванными фирмами значительно отличается в зависимости от производителя.

          Предлагаемые различными производителями комплексы для автоматического регулирования и учёта параметров теплоносителя, отличаясь не существенными деталями, имеют примерно одинаковый состав комплектующих.

          Стоимость установки тепловых узлов  таких производителей как фирмы  Danfoss, Honeywell, T&A, Zenner предлагаемое ЗАО «Кей Си Групп», ООО «Ценнер-Сибирь», ООО «Сигма» таких узлов колеблется от 150 до 450 тыс. рублей.

       Оборудование тепловых узлов отечественного и совместного производства, предлагаемое ООО «Регион-Инвест», ООО «Тепломер», ООО «Конто», ООО «КронА», «Приборы учёта» обходится в от 100 до300 тыс. рублей.

           Значительная разница в стоимости обусловлена  техническими параметрами систем теплоснабжения (объём  систем теплоснабжения, максимальная тепловая нагрузка, диаметры тепловых вводов, перепад давления в системе отопления), а так же характеристикой систем регулирования (одноконтурное - управление системой отопления, двухконтурное - управление системой отопления и подогревом ГВС)

         Следовательно, полную стоимость  программы установки узлов учёта и регулирования тепловой энергии в учреждениях социальной сферы города, а так же сроки её окупаемости можно установить после обследования систем отопления и горячего водоснабжения учреждений.

Эффективность реализации программы может быть увеличена за счет привлечения средств инвесторов. Так, инвестор за счет собственных средств устанавливает на объектах социальной сферы г.Томска счетчики тепловой энергии и приборы регулирования и в дальнейшем организует их эксплуатацию в течение периода окупаемости своих средств.  Расчет за установленные приборы производится из бюджета города только за счет экономии средств от оплаты за тепловую энергию. Обязательным условием данной программы является дальнейшее техническое обслуживание установленных приборов учета и регулирования инвестором на длительный период (определяется условиями конкурса) за счет средств бюджета города.

IV. Основные цели и задачи проблемы

Цель программы:     -   экономия бюджетных средств по оплате

потреблённых    энергоресурсов.             
Задачи программы:     -    рациональное использование энергоресурсов;         

- активизация работы подведомственных учреждений и повышение их ответственности по экономии энергоресурсов;

- использование полученной экономии за счет установки приборов учета тепловой энергии на их приобретение и установку и на мероприятия по энергосбережению.

V. Этапы и механизм реализации программы.


1. Утверждение Томской городской Думой проекта программы по оснащению учреждений социальной сферы г. Томска узлами учёта и регулирования тепловой энергии.

2. Выбор заказчиком программы на конкурсной основе  инвесторов - подрядчиков (организаций занимающихся пуско-наладочными работами, монтажом и обслуживанием комплексов регулирования и учёта теплоносителя)  данной программы.

3. Составление проектно-сметной документации по оснащению учреждений социальной сферы г. Томска узлами учёта и регулирования тепловой энергии.

4. Заключение договоров между департаментами, управлениями и учреждениями социальной сферы с победителем конкурса - инвестором по исполнению программы на установку приборов учета  и их последующей эксплуатации.  Обязательным условием договора является  их заключение на долгосрочный период.

5. Согласование инвестором технических параметров, договоров на поставку тепловой энергии и сроков установки тепловых узлов с тепловой инспекцией.

6. Установка инвестором приборов учёта и регулирования;

7. Ежемесячное составление акта между заказчиком и инвестором о фактически потреблённой тепловой энергии в учреждениях социальной сферы;

8. Ежемесячный расчёт заказчика с инвестором. Обязательным условием оплаты по договору является оплата из средств,  полученных от экономии за тепловую энергию. Экономия определяется как разница между среднеарифметической величиной фактически потребленной энергии данным учреждением за предшествующие 3 года и фактически потребленной энергией за текущий период эксплуатации с установленными приборами.

9. Передача приборов учета и регулирования тепла от инвестора заказчику, а также   документации по их эксплуатации  по окончании договорного срока производится в соответствии с актом передачи и условиями договора при техническом надзоре УМП «Центр муниципального заказа».

10.  По итогам работы за период, определенный договором, при взаимовыгодных условиях договор с инвестором на  установку  приборов учёта и регулирования тепловой энергии в других учреждениях социальной сферы может быть продлён после принятия соответствующего решения Томской городской Думы.

Ответственный исполнитель: руководители департаментов и управлений социальной сферы и инвестор.

Срок исполнения:

с момента утверждения программы Томской городской Думой до конца  2004 года  - установка и обслуживание в 8 учреждениях социальной сферы (приложение №2).

Источник финансирования: средства инвестора и средства городского бюджета г. Томска.

Размер финансирования:

-2003-2004 г.г. - 1305600 рублей - инвестор.


VI.    Заключение.

Ожидаемая экономия бюджетных средств от внедрения приборов учета и регулирования составит до 30% от суммы платежей за тепловую энергию по этим учреждениям.

Необходимость принятия данной программы в условиях все более нарастающего  дефицита бюджета очевидна, так как коммунальные платежи являются самой затратной частью расходов бюджета, в которой значительную долю составляют платежи за теплоэнергию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»