ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА


РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2003 года № 340

О целевой отраслевой программе "Развитие системы социального обслуживания
 семей с детьми, нуждающихся в особой  заботе государства
 на 2003-2005 годы"

(с изменениями на 24.05.05 г.)

____________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

Решением Томской гоодской Думы от 24.05.05 г. № 910

Решением Томской городской Думы от 17.12.03 г. № 535

____________________________________________

В целях реализации Федерального закона от 24.10.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", осуществления комплексных мер по социальной поддержке семей с детьми, нуждающихся в помощи государства,

Томская городская Дума Р Е Ш И Л А:

1.Утвердить  целевую отраслевую программу "Развитие системы социального обслуживания семей с детьми, нуждающихся в особой заботе государства на 2003-2005 годы" согласно приложению.

2. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации. Текст целевой отраслевой программы "Развитие системы социального обслуживания семей с детьми, нуждающихся в особой заботе государства на 2003-2005 годы" разместить на сайте Томской муниципальной информационной библиотечной системы  www.library.tomsk.ru.

3.Контроль исполнения настоящего решения возложить на комитет по социально-экономическому развитию города (А.Г. Федоров).

Председатель                                   Мэр города Томска

Томской городской Думы

_____________Н.А. Николайчук                         __________А.С. Макаров

Приложение
к решению Томской городской Думы
от « 18 » марта 2003 г. № 340

Целевая программа
департамента социальной защиты населения администрации города Томска
«
Развитие системы социального обслуживания семей
с детьми, нуждающихся в особой заботе государства,
на 2003-2005 годы»


ПАСПОРТ

отраслевой целевой программы
департамента социальной защиты населения администрации города Томска
«Развитие системы социального обслуживания семей с детьми, нуждающихся в особой заботе государства,
на 2003-2005 годы»



Наименование программы

 

«Развитие системы социального обслуживания семей с детьми, нуждающихся в особой заботе государства, на 2003-2005 годы»

Заказчик

Администрация города Томска

Основные разработчики программы

Департамент социальной защиты населения администрации города Томска, отдел по проблемам семьи, материнства и детства

Цель   программы

Профилактика социального неблагополучия в  семьях с детьми.

Исполнители основных мероприятий

Департамент социальной защиты населения администрации города Томска, отдел по проблемам семьи, материнства и детства,

Муниципальные учреждения: социальные приюты «Луч», «Друг», «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Приют Огонек», некоммерческие организации и общественные объединения города Томска (по согласованию).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- снижение количества дисфункциональных семей;

- расширение перечня  предоставляемых бесплатных социальных услуг семье и детям;

-развитие партнерских отношений между муниципальными и общественными структурами.

Источник и объем финансирования

Всего по программе -   5463,26 тыс. руб.,

Контроль за исполнением программы

Первый заместитель мэра города Томска по социальным вопросам Н.В. Диденко

Директор департамента социальной защиты населения администрации города Томска

Н.Н. Белова


Введение


Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к формированию тревожных тенденций, в центре которых оказываются дети. Среди них:

- резкий рост показателей дезадаптации детей, ранней алкоголизации и наркомании, аморального поведения, противоправных действий;

- возрождение детской беспризорности как социального явления;

-  рост социального сиротства.

По статистике,  на сегодняшний день в городе Томске 1343 ребенка находится в социально опасном положении, 872 состоит на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Значительная часть детей попала в разряд «ничьих».   

Родительская семья не только не выполнила по отношению к ним предназначенных ей функций, но и сама стала фактором, деформирующим процесс их социального и индивидуального развития.

Важнейшим инструментом для организации целенаправленной профилактической работы с семьями и детьми является долгосрочная  программа, построенная на принципах адресного оказания социальных услуг, учитывающая социально-экономические особенности и специфику города Томска, а так же потребности семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
посредством программы


В городе Томске действует 3 социальных учреждения для несовершеннолетних: социальные приюты «Друг», «Луч», социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Приют Огонек», рассчитанные в общей сложности на 120 мест. Ежегодно в учреждениях проходят реабилитацию до 550 детей из неблагополучных семей. Социальные учреждения берут на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, утративших семейные связи; детей, оставшихся без попечения родителей, без постоянного места жительства, без средств к существованию. Кроме того, одной из основных функций учреждений является профилактическая работа с семьями. В результате целенаправленной деятельности, до 60% детей, поступающих в социальные учреждения, возвращаются в родные семьи. Однако, количество имеющихся в городе Томске социальных служб, предоставляющих услуги семьям с детьми, недостаточно.

По статистическим данным в городе Томске проживает 120,6 тыс. детей в возрасте до 18 лет. В соответствии с социальными нормативами и нормами, утвержденными Распоряжением правительства РФ от 3.07.96 г. № 1063, при такой численности детского населения в городе Томске должно работать не менее 32 учреждений социально-реабилитационной направленности, в том числе:

- не менее 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- не менее 10 социальных приютов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- не менее 2 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- не менее 10 территориальных центров социальной помощи семье и детям.

В условиях жесткого финансирования перспектив на открытие новых учреждений практически нет. При этом, рост количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличивает потребность в расширении спектра предоставляемых социальных услуг.

Все больше семей не могут себе позволить направить своих детей в кружки, секции, оздоровительные летние лагеря или организовать семейный отдых. Семья сегодня становится жертвой переживаемых страной кризисов и переоценок. Сложные процессы адаптации семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям вызвали необходимость принципиальной коррекции социальной политики, переориентации ее на семью как основной субъект развития.

Назрела необходимость в развитии существующих подходов и направлений семейной политики - социальному обслуживанию семей. Решение данной задачи возможно посредствам создания условий для открытия новых отделений на базе действующих социальных учреждений для несовершеннолетних, развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, расширения спектра предоставляемых бесплатно социальных  услуг семьям с детьми, развивая партнерские отношения с общественными организациями.

Цели и ожидаемые результаты программы


Основная цель программы - профилактика социального неблагополучия в семьях с детьми.

          Поставленная цель будет достигаться посредствам решения следующих задач:     

- создания условий для внедрения и развития новых форм работы с семьей и детьми на базе социальных учреждений для несовершеннолетних города;

- развития механизма муниципального социального заказа для НКО по решению социальных проблем, на основе создания партнерских отношений;

- совершенствования механизмов оказания адресной социальной помощи;

- привлечения дополнительных инвестиций на развитие системы социального обслуживания семей и детей.

В результате исполнения программных мероприятий, долгосрочным результатом станет установление партнерских отношений между муниципальными и общественными структурами, расширение спектра  предоставляемых бесплатных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в особой заботе государства и, как следствие, стабилизация и снижение  уровня безнадзорных и беспризорных детей в городе Томске а также семей, находящихся в социально опасном положении.

Основные направления реализации программы

Реализация поставленных задач программы будет осуществляться по следующим направлениям:

I. Организационно-методические мероприятия по предупреждению социального
сиротства, выявлению, устройству и охране прав несовершеннолетних,
 нуждающихся в особой заботе государства

В данном блоке предусматривается проведение ежегодных социологических исследований, что позволит изучить общественное мнение и оценить эффективность принимаемых административных мер, провести своевременную корректировку программных мероприятий. Результаты исследования помогут при планировании работы.

Ведение  банка данных о безнадзорных и беспризорных детях  входит в обязанности департамента социальной защиты населения как муниципального оператора (постановление мэра города Томска от 20.09.2002 г. № 367). Использование в работе данного банка данных позволит определить круг нуждающихся в социальных услугах.

Создание информационного банка данных о научных учреждениях, организациях, занимающихся вопросами семьи и детей, позволит привлечь к сотрудничеству максимальное количество организаций.

Привлечение дополнительных инвестиций предполагается посредством участия департамента социальной защиты населения администрации города совместно с подведомственными учреждениями в грантовых программах по социальной защите населения и развития социального партнерства с коммерческими религиозными, общественными организациями. В 2002 году из различных Фондов было привлечено более 551 тыс. рублей, на проведение обучающих семинаров для сотрудников социальных учреждений, дополнительных развивающих занятий с детьми, на проведение городских праздников  и мероприятий.

Освещение в средствах массовой информации вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, положительного опыта организации обслуживания семей с детьми позволит привлечь внимание общественности к проблемам семей с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении.

II. Развитие системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения
несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе государства


В целях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений для несовершеннолетних города Томска, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 г.  № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», по Программе планируется открыть:

- отделения дневного пребывания на базе МУ «СРЦН «Приют Огонек», «Социальный приют Луч», «Социальный приют Друг»,  рассчитанные на 10 мест каждое. Отделения предназначены для реализации в дневное время, с 9.00 до 18.00 часов, индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направляемых органами социальной защиты населения:

- из многодетных и неполных семей,

- оставшимся без попечения родителей (под опекой),

- состоящим на учете в КДН, ПДН;

- из семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения;

- из семей, находящихся в социально опасном положении;

- из семей, беженцев и вынужденных переселенцев и др.

В период пребывания в отделении (продолжительность  реабилитации устанавливается от 3-х до 6  месяцев, в зависимости от результатов) несовершеннолетним оказывается медико-психолого-педагогическая помощь, предоставляется питание, организуются коррекционные и развивающие занятия. Для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий в домашних условиях, поддержки семей в решении проблем их самообеспечения и реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций педагогами учреждений ведется патронаж семей, дети которых находятся в отделении.

Работа  отделения направлена на профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитию и укреплению семьи. Прогнозируемая цифра охваченных социальной помощью и поддержкой отделением дневного пребывания составит до 160 семей в год.

семейные воспитательные группы на базе МУ «СРЦН «Приют Огонек», «Социальный приют Друг». По Программе планируется определить в семейные воспитательные группы 10 воспитанников. Реализовать право ребенка воспитываться в семье, где ему могут обеспечить необходимое развитие, призвана замещающая семья - семейная воспитательная группа. В семье у ребенка, оставшегося без попечения родителей, быстрее проходит социальная адаптация, значительно улучшаются успехи в учебе, прививаются навыки ведения домашнего хозяйства. Несовершеннолетний, оставаясь воспитанником учреждения, находится в семейной воспитательной группе до его дальнейшего жизнеустройства. С воспитателем семейной воспитательной группы, после прохождения специальной подготовки на базе учреждения, заключается трудовой договор. Оплата труда производится в размере 1 ставки по 12 разряду ЕТС  на группу из трех воспитанников. Учреждение обеспечивает ребенка питанием, медикаментами, обувью, одеждой и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с нормами, установленными для воспитанников интернатных учреждений.

Содержание одного ребенка в год составляет:

- в семейной воспитательной группе 43,3 тыс. руб.;

- в социальном учреждении для несовершеннолетних - 55,08 тыс. руб.

При определении 10 воспитанников в семейные воспитательные группы экономия средств городского бюджета  составит 117,8 тыс. руб. в год.

Расширение перечня социальных  услуг, предоставляемых семьям, находящимся в социально-опасном положении, возможно посредством привлечения к сотрудничеству некоммерческих организации, активизации взаимодействия муниципальных социальных учреждений и некоммерческих организаций путем проведения конкурсов на предоставление муниципального социального заказа.  Конкурс организуется и проводится в соответствии с положением «О муниципальном социальном заказе для некоммерческих организаций в городе Томске», принятым решением Томской городской Думы от 20.10.1999 № 176. По Программе запланировано проведение ежегодных общегородских конкурсов на предоставление муниципального социального заказа для некоммерческих организаций на социально значимые темы («Поддержка семей, находящихся в социально опасном положении», «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних города Томска», «Оказание социальных услуг детям-инвалидам» и др.). Проведение конкурсов позволит повысить эффективность расходования средств городского бюджета на социальные нужды.

По Программе предусмотрено ежегодное оздоровление 150 воспитанников из социальных учреждений для несовершеннолетних в загородных лагерях, так как несовершеннолетние, поступающие в социальные учреждения для несовершеннолетних, длительное время находились в состоянии психического и физического перенапряжения, слабости, переутомления, недостаточного питания, имеют низкий иммунный статус и слабую сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям. Приобретение путевок за счет средств федерального бюджета.

Рассматривая труд как эффективное средство воспитания детей, подготовки их к самостоятельной жизни в социуме и учитывая, что труд, в который включаются подростки, должен быть трудом производительным, гарантирующим подростку приобщение к общественно-полезной деятельности, применение приобретенных навыков и знаний в жизни, а также получение заработной платы. По Программе предполагается организация временной  занятости, в каникулярное время,  40 подростков в возрасте от 14 до 18 лет на базе социальных учреждений города Томска (в «Томский городской центр социального обслуживания населения» - 25 человек, социальные приюты «Луч», «Друг», «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Приют Огонек» - по 5 человек). В приоритетном порядке будут трудоустроены несовершеннолетние из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подростки из семей безработных граждан, многодетных, неполных, малообеспеченных и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и органах социальной защиты населения. Оплата труда несовершеннолетних производится за счет средств федерального бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»