В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы включает в себя работу по трём направлениям:
– правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (Приложение №2);
– финансово-инвестиционное обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
– разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
1. Правовое и методологическое обеспечение
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует определения чётких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые на сегодняшний день четко не определены.
Методика по оценке непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания утверждается Главой Администрации (Губернатором) Томской области.
Критерии отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному едины в масштабах области.
При разработке программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья выделяются две категории домов и помещений, непригодных для проживания:
– дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
– дома и помещения, которые не могут быть восстановлены или их восстановление экономически нецелесообразно.
Исходя из этого, на основании муниципальных программ расселения из ветхого и аварийного жилищного фонда составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов) в регионе, уточняется объём такого жилья, численность проживающего в нём населения, и соответственно уточняются объемы финансирования.
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства. Реализация программ каждого из муниципальных образований области должна включать формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Основными позициями данных документов являются следующие положения:
– граждане, имеющие одно и единственное жильё в муниципальном или государственном ветхом и аварийном жилищном фонде и проживающие в нём на условиях социального найма, должны иметь право на получение бесплатного жилья в соответствии со ст. 96 Жилищного Кодекса РСФСР;
- граждане, имеющие в ветхом или аварийном жилищном фонде частные (приватизированные) квартиры, имеют право на первоочерёдное получение на праве собственности равноценного, бесплатного жилья в пределах нормы предоставления жилых помещений либо иной компенсации органами местного самоуправления либо организациями осуществляющими снос дома;
- граждане, имеющие в ветхом или аварийном жилищном фонде частные (приватизированные) квартиры, имеют право передать это жильё в государственную или муниципальную собственность и получить бесплатное жильё в пределах нормы предоставления жилых помещений на условиях социального найма;
– граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, желающие получить жильё большей площади, обязаны оплатить разницу между рыночной стоимостью желаемого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
– очерёдность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очерёдностью сноса того или иного ветхого строения; очерёдность сноса строений, отнесённых к ветхим, определяется, в первую очередь, требованиями плана развития территории.