ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 3 февраля 2003 года № 13-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы "Переселение граждан
Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год"


Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год» согласно приложению.


     Статья 2.
Распределение финансовых средств, предусмотренных Программой, между муниципальными образованиями осуществляется Главой Администрации (Губернатором) Томской области.


     Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
      В. М. Кресс


   Приложение


Областная целевая программа «Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год»



Паспорт областной целевой программы
«Переселение граждан Томской области из ветхого
и аварийного жилищного фонда на 2003 год»

Наименование программы

Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003год

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Распоряжение Главы Администрации Томской области от 25.12.2001 № 552-р

Государственный заказчик программы

Администрация Томской области


Основные разработчики программы


Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Томской области


Цели и задачи программы


Основной целью программы является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. Основными задачами программы являются: подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания; выполнение обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время  жилищным фондом, непригодным для проживания.


Сроки реализации программы


2003 год

Перечень основных мероприятий

1.     Составление реестров ветхих и аварийных зданий, разработка муниципальных программ расселения ветхого и аварийного жилищного фонда, формирование нормативной правовой базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан.

2.     Разработка схем и механизмов привлечения внебюджетных ресурсов; привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации программы.

3.     Разработка и внедрение схем оптимального использования освободившихся в результате переселения зданий, сооружений и земельных участков.

4.     Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания.

Исполнители программы

Органы исполнительной власти Томской области; органы местного самоуправления (по согласованию); заинтересованные  организации (по согласованию).

Объем и источники финансирования

Потребность в финансовых ресурсах - 195 млн. руб.

из них

– 50 млн. руб. - федеральный бюджет (прогноз)

– 25 млн. руб. - областной бюджет;

-  120 млн. руб. - местный бюджет, внебюджетные источники (прогноз)


Ожидаемые конечные результаты


- Снижения объемов ветхого и аварийного жилищного фонда на 2,3 %;

- улучшение городской среды за счёт  комплексного освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда

Система организации и контроля

Государственная Дума Томской    области

Администрация Томской области

 

1 . Содержание проблемы и обоснование необходимости
 её решения программными методами

Общая  площадь  ветхого и аварийного жилья в Томской области, по данным статистики, составляет  900,2 тыс. кв. м.  (Приложение 1). За десять лет (1990-2000 годы) увеличение ветхого и аварийного жилья составило 150%. Суммарная площадь аварийных и ветхих жилых помещений более чем в 4 раза превышает объём годового ввода в действие жилых домов в области за счёт всех источников финансирования.  

Ветхие  и  аварийные дома имеются  во всех муниципальных образованиях области. Их  площадь распределена неравномерно, показатель ветхого жилья приходящегося на одного жителя, проживающего на территории муниципального образования, изменяется от 0,1 до 6 кв. м./чел.

Проживающие  в  ветхих  и аварийных  домах  граждане, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма  жилого помещения  удовлетворительного  качества.

Общая потребность в финансовых ресурсах по Томской области на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья составляет около 8100 миллионов рублей (в ценах 2002 года), в 2003 году  - 195 миллионов рублей.

2. Основные цели и задачи программы

1. Основными целями и задачами программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются:


– обеспечение жильём граждан, проживающих  в условиях, непригодных для постоянного проживания, благоустроенным жильём не ниже нормы жилой площади установленной на территории Томской области;


– обеспечение условий снижения темпов роста ветхого и аварийного жилищного фонда посредством постепенной ликвидации существующего аварийного жилищного фонда.

2. В  рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи.

1) Нормативно-правовые:


– разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой  им государственной помощи;     


– обеспечение выполнения обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только поддержания технического состояния  жилищного фонда, но и его восстановления в случае полного или значительного физического износа и аварийного разрушения;


– формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.

2). Финансового обеспечения:


– привлечение внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения переселяемых граждан жилыми помещениями благоустроенными применительно к условиям населенных пунктов и отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям;


– привлечение средств организаций, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов реконструкции ветхих  аварийных зданий или застройки земельных участков, освобождаемых в результате сноса ветхого и аварийного жилья.


– финансирование программы из областного бюджета в первую очередь  тех муниципальных образований, которые смогли привлечь к решению проблемы существенные ресурсы на местном уровне путём консолидации всевозможных внебюджетных источников финансирования.  

3) Организационного обеспечения:


– обеспечение взаимосвязи  программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с другими реализуемыми  на территории области программами  и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.

2. Программа переселения граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда включает в себя два уровня решения проблемы переселения:

1). Областной уровень.

Программа  определяет масштаб проблемы и сроки её решения, потребность в финансовых ресурсах в разрезе муниципальных образований, меры  и  пути предоставления финансовой поддержки из областного бюджета для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

2). Уровень муниципального образования.

Муниципальные программы содержат:


– конкретные  планы действий органов местного самоуправления;


– пообъектные планы расселения ветхих и аварийных объектов;


– систему привлечения внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного  жилищного фонда;


– организационную схему системы эффективного управления поступающими на программные цели бюджетных и внебюджетных средств;


– данные об объектах строительства, реконструкции и вторичного рынка жилья, планируемых для использования в целях реализации программы  переселения.


3. Сроки и этапы реализации программы

Программа переселения граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривает комплекс мероприятий на 2003 год.

Создание методических, организационных и правовых условий для реализации  основных задач программы:


– разработка методических основ технической экспертизы и инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда;  


– проведение технической экспертизы и инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда с классификацией этих зданий по категориям: здания, восстановление которых невозможно; здания, восстановление которых технически возможно, но экономически нецелесообразно; здания, восстановление которых технически возможно и экономически целесообразно;


– формирование нормативной базы, определяющей порядок и условия предоставления жилья переселяемым гражданам;


– установление очерёдности сноса и/или реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очерёдности переселения граждан;


– обеспечение выполнения обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только поддержания технического состояния  жилищного фонда, но и его восстановления в случае полного или значительного физического износа и аварийного разрушения;


– разработка и конкурсный отбор для финансирования инвестиционных проектов реконструкции ветхих и аварийных жилых зданий, а так же проектов комплексной застройки территорий, освобождающихся в результате сноса аварийных и ветхих зданий (в первую очередь территорий, имеющих высокую градостроительную ценность).

Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 году осуществляется путём финансирования достройки жилья высокой степени готовности и покупки вторичного жилья, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям жилых помещений.

4. Система программных мероприятий

В  соответствии  с поставленными целями и задачами система  программных мероприятий по реализации программы  включает в себя работу по трём направлениям:


– правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (Приложение №2);


– финансово-инвестиционное обеспечение программы и практическая деятельность  по  переселению граждан в благоустроенное жилье;


– разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного  и  ветхого  жилищного  фонда.

1. Правовое и  методологическое обеспечение

Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует определения чётких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые  на  сегодняшний  день четко не определены.

Методика по оценке непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания утверждается Главой Администрации (Губернатором) Томской области.

Критерии отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному едины в масштабах области.

При разработке программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья выделяются две категории домов и помещений, непригодных для проживания:


– дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;


– дома  и помещения, которые не могут быть восстановлены или их восстановление  экономически нецелесообразно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»