Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год» согласно приложению.
Статья 2. Распределение финансовых средств, предусмотренных Программой, между муниципальными образованиями осуществляется Главой Администрации (Губернатором) Томской области.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
В. М. Кресс
Областная целевая программа «Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год»
Наименование программы | Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003год |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Распоряжение Главы Администрации Томской области от 25.12.2001 № 552-р |
Государственный заказчик программы | Администрация Томской области |
|
|
|
|
|
|
Перечень основных мероприятий | 1. Составление реестров ветхих и аварийных зданий, разработка муниципальных программ расселения ветхого и аварийного жилищного фонда, формирование нормативной правовой базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан. 2. Разработка схем и механизмов привлечения внебюджетных ресурсов; привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации программы. 3. Разработка и внедрение схем оптимального использования освободившихся в результате переселения зданий, сооружений и земельных участков. 4. Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания. |
Исполнители программы | Органы исполнительной власти Томской области; органы местного самоуправления (по согласованию); заинтересованные организации (по согласованию). |
Объем и источники финансирования | Потребность в финансовых ресурсах - 195 млн. руб. из них – 50 млн. руб. - федеральный бюджет (прогноз) – 25 млн. руб. - областной бюджет; - 120 млн. руб. - местный бюджет, внебюджетные источники (прогноз) |
| - Снижения объемов ветхого и аварийного жилищного фонда на 2,3 %; - улучшение городской среды за счёт комплексного освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда |
Система организации и контроля | Государственная Дума Томской области Администрация Томской области |
Общая площадь ветхого и аварийного жилья в Томской области, по данным статистики, составляет 900,2 тыс. кв. м. (Приложение 1). За десять лет (1990-2000 годы) увеличение ветхого и аварийного жилья составило 150%. Суммарная площадь аварийных и ветхих жилых помещений более чем в 4 раза превышает объём годового ввода в действие жилых домов в области за счёт всех источников финансирования.
Ветхие и аварийные дома имеются во всех муниципальных образованиях области. Их площадь распределена неравномерно, показатель ветхого жилья приходящегося на одного жителя, проживающего на территории муниципального образования, изменяется от 0,1 до 6 кв. м./чел.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилого помещения удовлетворительного качества.
Общая потребность в финансовых ресурсах по Томской области на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья составляет около 8100 миллионов рублей (в ценах 2002 года), в 2003 году - 195 миллионов рублей.
1. Основными целями и задачами программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются:
– обеспечение жильём граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, благоустроенным жильём не ниже нормы жилой площади установленной на территории Томской области;
– обеспечение условий снижения темпов роста ветхого и аварийного жилищного фонда посредством постепенной ликвидации существующего аварийного жилищного фонда.
2. В рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи.
1) Нормативно-правовые:
– разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
– обеспечение выполнения обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только поддержания технического состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае полного или значительного физического износа и аварийного разрушения;
– формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
2). Финансового обеспечения:
– привлечение внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения переселяемых граждан жилыми помещениями благоустроенными применительно к условиям населенных пунктов и отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям;
– привлечение средств организаций, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов реконструкции ветхих аварийных зданий или застройки земельных участков, освобождаемых в результате сноса ветхого и аварийного жилья.
– финансирование программы из областного бюджета в первую очередь тех муниципальных образований, которые смогли привлечь к решению проблемы существенные ресурсы на местном уровне путём консолидации всевозможных внебюджетных источников финансирования.
3) Организационного обеспечения:
– обеспечение взаимосвязи программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с другими реализуемыми на территории области программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.
2. Программа переселения граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда включает в себя два уровня решения проблемы переселения:
1). Областной уровень.
Программа определяет масштаб проблемы и сроки её решения, потребность в финансовых ресурсах в разрезе муниципальных образований, меры и пути предоставления финансовой поддержки из областного бюджета для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
2). Уровень муниципального образования.
Муниципальные программы содержат:
– конкретные планы действий органов местного самоуправления;
– пообъектные планы расселения ветхих и аварийных объектов;
– систему привлечения внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
– организационную схему системы эффективного управления поступающими на программные цели бюджетных и внебюджетных средств;
– данные об объектах строительства, реконструкции и вторичного рынка жилья, планируемых для использования в целях реализации программы переселения.
Программа переселения граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривает комплекс мероприятий на 2003 год.
Создание методических, организационных и правовых условий для реализации основных задач программы:
– разработка методических основ технической экспертизы и инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда;
– проведение технической экспертизы и инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда с классификацией этих зданий по категориям: здания, восстановление которых невозможно; здания, восстановление которых технически возможно, но экономически нецелесообразно; здания, восстановление которых технически возможно и экономически целесообразно;
– формирование нормативной базы, определяющей порядок и условия предоставления жилья переселяемым гражданам;
– установление очерёдности сноса и/или реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очерёдности переселения граждан;
– обеспечение выполнения обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только поддержания технического состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае полного или значительного физического износа и аварийного разрушения;
– разработка и конкурсный отбор для финансирования инвестиционных проектов реконструкции ветхих и аварийных жилых зданий, а так же проектов комплексной застройки территорий, освобождающихся в результате сноса аварийных и ветхих зданий (в первую очередь территорий, имеющих высокую градостроительную ценность).
Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 году осуществляется путём финансирования достройки жилья высокой степени готовности и покупки вторичного жилья, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям жилых помещений.
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы включает в себя работу по трём направлениям:
– правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (Приложение №2);
– финансово-инвестиционное обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
– разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
1. Правовое и методологическое обеспечение
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует определения чётких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые на сегодняшний день четко не определены.
Методика по оценке непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания утверждается Главой Администрации (Губернатором) Томской области.
Критерии отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному едины в масштабах области.
При разработке программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья выделяются две категории домов и помещений, непригодных для проживания:
– дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
– дома и помещения, которые не могут быть восстановлены или их восстановление экономически нецелесообразно.