ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА


РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2001 года № 78

Об утверждении концепции "Основные направления информатизации
 муниципалитета г. Томска на 2001-2004г.г.


В целях создания условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой,

Томская городская Дума РЕШИЛА:

1.   Утвердить концепцию "Основные направления работ по информатизации муниципалитета г.Томска на 2001-2004 гг.", согласно Приложению.

2.   Поручить комитету социально-экономического развития (А.Г.Федоров), рабочей группе (Колесов Б.П., Шелевой К.Д., Казаков В.В.) совместно с администрацией г.Томска и научно-техническим советом по информатизации сформировать программу работ по информатизации муниципалитета в срок до 30 ноября 2001 года.

3.   Контроль исполнения настоящего решения возложить на социально-экономический комитет Томской городской Думы (А.Г.Федоров).


Председатель  Томской городской Думы                    О.Н. Плетнев

Мэр города Томска                                   А.С. Макаров


Приложение к решению Томской
      городской Думы от 14 ноября 2001г. № 78

Основные направления
информатизации муниципалитета г. Томска
на 2001 - 2004 г.


Общие положения

Предыдущий программный документ был утвержден постановлением мэра г. Томска от 20.07.1997г. № 368 "Об основных направлениях работ по информатизации администрации г. Томска на 1997 - 1999 г.".

Настоящий документ, сохраняя полную преемственность по отношению к прошедшему этапу, определяет основные направления работ на следующий плановый период. В ходе работ Основные направления будут уточняться с учетом опыта реализации запланированных и появлением новых актуальных задач.

В соответствии с уставом г. Томска понятие "муниципалитет" охватывает совокупность органов муниципального управления, включая Томскую городскую Думу, Администрацию г. Томска, ее территориальные, функциональные и отраслевые органы управления, являющиеся юридическими лицами.

Цели и задачи информатизации

Целью работ по информатизации муниципалитета является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой.

Основными системообразующими компонентами города являются: городское население, городская территория, инженерная инфраструктура, социальная инфраструктура, муниципальное имущество, муниципальный бюджет. В соответствии с этим определяются следующие частные цели и основные задачи информатизации муниципалитета:

*   сбор данных по различным категориям населения города с целью эффективного управления социальной инфраструктурой и упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию социальных программ;

*   ведение единого городского кадастра с целью оптимизации градостроительных решений;

*   ведение единого инженерного кадастра с целью координации деятельности инженерных служб и оперативного управления жизнеобеспечением города;

*   ведение единого имущественного кадастра с целью эффективного управления муниципальным имуществом;

*   внедрение современных технологий управления финансами: мониторинг бюджета с целью поддержки оперативных решений по управлению доходами и расходами; внедрение единой автоматизированной системы закупок и контрактов;

*   нормативно-правовое и документальное обеспечение органов управления с целью повышения обоснованности и оперативности принимаемых решений;

*   оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета с целью удовлетворения его информационных потребностей: предоставление регламентированного доступа населению города к актуальной информации, касающейся деятельности администрации города и ее подразделений; обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами власти.

Информатизация муниципалитета осуществляется посредством создания муниципальной информационной системы. В нее входят информационные системы центрального аппарата администрации, городской Думы, а также территориальных и отраслевых органов управления в части, касающейся решения перечисленных общегородских задач. Узкоотраслевые и ведомственные задачи автоматизации управления настоящей программой не охватываются.

Итоги работ 1997-2000 г.

Основным недостатком работ по информатизации, проводимых до 1997 г., было отсутствие научно обоснованного, системного подхода к выбору задач, а также организационной и финансовой основы для их решения. В администрации не было собственной службы информатизации, техническая база находилась в удручающем состоянии, финансирование работ проводилось эпизодически из фонда непредвиденных расходов.

Основные направления работ по информатизации муниципальных органов управления на 1997 - 1999г. были направлены на ликвидацию указанных недостатков. Они исходили из сформулированных выше целей и задач и предполагали создание элементов муниципальной информационной системы с комплексном первоочередных функциональных подсистем.

Плохое финансирование программы информатизации в 1997-1998 гг., обвальное падение курса рубля осенью 1998 г. привели к затягиванию сроков, поэтому реально данный этап информатизации завершился к концу 2000 года. Его основные итоги состоят в следующем.
*   Создана организационно-методическая основа информатизации. Утверждены основополагающие нормативные документы, сформирован научно-технический совет, утвердивший техническую концепцию базовой информационно-вычислительной системы. Образованы самостоятельные службы информатизации в администрации, департаменте недвижимости, финансов, образования. Утвержден порядок финансирования информатизации за счет самостоятельного раздела местного бюджета.
*   Начала создаваться современная техническая база информатизации. Введена в действие первая очередь территориально распределенной корпоративной информационно - вычислительной сети, включающей локальные вычислительные сети центрального аппарата администрации и городской Думы, департаментов финансов, недвижимости, ЖКХ. Проложены скоростные оптические линии связи между этими подразделениями. Выделены и оборудованы помещения для главного информационного центра администрации, проведено его первоначальное техническое оснащение. Разработан проект единой городской телекоммуникационной сети, создаваемой совместно администрациями Томской области, г. Томска, и г. Северска, Томским государственным университетом, АО "Томсктелеком" при поддержке Института "Открытое общество" (фонд Сороса в России). В рамках этого проекта произведено подключение по оптическим каналам к городской сети и поставщикам услуг Интернет.
*   Определены программные решения по общему нормативно-правовому и документальному обеспечению управления. В качестве единой программной среды для организации корпоративного документооборота и делопроизводства выбрана, приобретена и введена в промышленную эксплуатацию система Lotus Notes/Domino. На ее основе разработаны информационные системы "Постановления и распоряжения мэра", "Решения городской думы", "Справочник мэра", "Контроль исполнения", "Жалобы и обращения граждан", "Кадры" и др. Налажен информационный обмен с областной администрацией и областной думой, информационным центром АСДГ, организован бесплатный доступ к коммерческим правовым информационным системам "Консультант" и "Гарант".
*   Реализованы первоочередные задачи единого городского кадастра.. Проведена высокодетальная космическая съемка и на ее основе создана обзорная базовая цифровая модель городской территории для решения разнообразных задач управления городской недвижимостью. Разработана и сдана в эксплуатацию автоматизированная система ведения земельного кадастра. Создана информационная система для учета имущества, находящегося в муниципальной собственности. Разработана и находится в эксплуатации информационная система отдела аренды муниципальной собственности департамента недвижимости.
*   Начаты работы по единому инженерному кадастру. На базе оригинальной геоинформационной системы ГрафИн в соответствующих организациях (Томскводоканал, Горэлектро-сети, Теплосети, Томскэнерго) начаты разработка и частичная эксплуатация кадастра инженерных коммуникаций.

*   Созданы информационные системы для задач управления экономикой и финансами.

В департаменте финансов внедряются информационные системы для прогнозирования доходов городского бюджета и для планирования расходной его части, разработана и находится в промышленной эксплуатации первая очередь системы "Городской бюджет" для оперативного мониторинга доходной и расходной части бюджета

Вместе с тем отдельные запланированные направления работ не были реализованы. Из-за отсутствия финансирования и слабой технической базы в ГУАиГ затормозились работы по единому городскому кадастру, не создана электронная карта города масштаба 1:500 с комплексом задач ведения дежурного плана застройки. В департаменте экономики не разработана единая система статистического учета и анализа экономических показателей бюджетной сферы. По причине отсутствия конкретного заказчика и финансирования не решен комплекс задач управления социальной сферой (создание баз данных о льготных категориях населения, о незанятом населении, о детях школьного возраста и др.).

В целом информатизация на прошедшем этапе носила локальный, очаговый характер. По объективным и частично субъективным причинам уровень работ в различных отраслевых и территориальных подразделениях был крайне неравномерный. Большинство территориально удаленных департаментов не получили компьютерной связи с центральным аппаратом администрации. Из-за слабости материальной базы низовых структур и разорванности вычислительной системы не решена задача организации единого информационного пространства. Постановке масштабных межотраслевых задач мешали также ведомственные противоречия и отсутствие в структуре городской администрации службы информатизации соответствующего уровня. Отдел информатизации управления делами по своей численности и статусу не способен выполнять координирующие функции для общегородских задач.

В 2000 году в деятельности муниципалитета произошли существенные изменения. В конце года были приняты политические решения о развертывании двух крупномасштабных проектов, непосредственным образом повлиявшие на стратегию информатизации.

Первый проект связан с переходом на казначейское исполнение муниципального бюджета и предполагает создание автоматизированного центра контроля в департаменте финансов, работающего в оперативном режиме со всеми департаментами - распорядителями бюджетных средств и множеством бюджетополучателей.

Второй проект вызван изменениями в политике оплаты коммунальный услуг. В связи с переходом на новые тарифы значительная доля населения получила право на жилищные субсидии. Реализация этого права потребовала существенной реорганизации деятельности департамента социальной защиты населения и создания многоуровневой информационной системы по льготам и субсидиям.

Принципиальной особенностью обоих проектов является их глобальный, межведомственный характер. Каждый из них требует модернизации компьютерного парка низовых подразделений, усиления информационных служб отраслевых департаментов, создания разветвленной сети передачи данных. Учитывая социальную значимость поставленных задач, городская Дума согласилась на резкое увеличение бюджета целевой программы информатизации в 2001 году.

Основные принципы информатизации

Складывающаяся ситуация предоставляет уникальную возможность поднять работы по информатизации на качественно новый уровень, если крупномасштабные проекты рассматривать не с узковедомственных позиций, а в контексте общегородских проблем. Это значит, что при реализации указанных и подобных им систем следует делать большой запас мощности в инфраструктурных, общесистемных решениях, которые могут показаться избыточными для отдельной задачи, однако в перспективе сэкономят значительные бюджетные средства. Конкретно это выражается в следующих стратегических установках.

*   Приступая к проектированию и реализации конкретных задач информатизации в структурных подразделениях, необходимо сразу решить вопросы создания в них коммуникационной инфраструктуры (локальной вычислительной сети, телефонной сети, силовой сети для питания компьютеров) с перспективой на 10-15 лет. Соответствующие коммуникации в обязательном порядке следует предусматривать при строительстве и капитальном ремонте любых административных зданий.

*   Передача данных между территориально разнесенными структурами должна производиться с помощью единой муниципальной телекоммуникационной системы, имеющей большой запас пропускной способности и надежности, и предоставляющей услуги по передаче данных заинтересованным подразделениям. В перспективе на базе современных цифровых технологий должна быть создана интегрированная сеть служебной связи органов муниципального управления, объединяющая все виды сообщений (телефон, прямая диспетчерская связь, мобильная связь, видеотелефон, факс, передача данных и т. д.). Это даст существенную экономию средств и повышение качества обслуживания абонентов.

*   Крупномасштабные информационные базы, имеющие межотраслевое значение (регистр населения, регистр юридических лиц, дежурный план застройки и т. п.), должны создаваться с учетом всех аспектов их использования в проектируемых и перспективных системах. Базы должны наполняться и актуализироваться по месту возникновения соответствующей информации с последующим тиражированием в соответствии с полномочиями в рамках единого информационного пространства. Администрирование и сопровождение таких баз должно осуществляться централизованно, для этого в отвечающих за базы службах информатизации должны быть созданы соответствующие серверные мощности и организованы группы сопровождения. Должна быть создана нормативно-правовая основа для создания и использования межотраслевых баз данных и придания им общемуниципального статуса.

*   Программное обеспечение создаваемых информационных систем должно в наибольшей степени реализовываться в виде специализированных надстроек над типовыми промышленными системами корпоративного уровня (системы управления базами данных, геоинформационные системы, системы электронного документооборота, групповой работы и управления деловыми процедурами, системы администрирования ресурсов). Это обеспечит наилучшее соотношение цена/качество, лицензионную чистоту, надежность, способность к развитию.

*   Организационно-правовое обеспечение программы информатизации должно соответствовать масштабу решаемых задач. Головная служба информатизации должна выполнять координирующие и контролирующие функции для всех подразделений администрации. По мере готовности должны создаваться службы централизованного технического обслуживания средств информатизации и связи. С участием специалистов всех структурных подразделений муниципалитета должны быть разработаны нормативные документы, регламентирующие единый порядок разработки, реализации, эксплуатации и обновления информационных систем и их компонентов, при этом особое внимание должно уделяться проблемам защиты информации и надежности функционирования систем. Важнейшей составляющей организационного обеспечения программы должна стать система кадрового сопровождения, включающая подбор и закрепление специалистов в области информационных технологий, а также переподготовку пользователей на всех уровнях управления.

Основные направления работ на 2001-2004 годы


1. Создание и развитие муниципальной информационно-коммуникационной системы

1.1.. Развитие технической базы информатизации в центральном аппарате администрации: оснащение Главного информационного центра высокопроизводительным и надежным серверным оборудованием в соответствии с потребностями прикладных задач, обеспечение рабочих мест пользователей компьютерами.

1.2. Создание и развитие технической базы информатизации в отраслевых и территориальных подразделениях: построение локальных вычислительных сетей, организация информационных центров, обеспечение рабочих мест пользователей компьютерами и программным обеспечением.

1.3. Создание и развитие корпоративной телекоммуникационной сети как составной части единой городской сети передачи данных организаций бюджетной сферы: развитие Центра телекоммуникаций, прокладка оптических магистралей к удаленным концентраторам, подключение абонентов по выделенным и коммутируемым цифровым линиям.

1.4. Разработка и реализация проекта многофункциональной системы связи (телефон, мобильная связь, факсимильная связь, видеотелефон, мультимедийная почта и вещание) на базе современных цифровых технологий и корпоративной телекоммуникационной сети.

1.4. Приобретение, сопровождение и обновление стандартного лицензионного программного обеспечения, разработка необходимого нестандартного программного обеспечения.

1.5. Организация централизованного технического, технологического, программного обслуживания и администрирования корпоративной информационно-коммуникационной систем и централизованных баз данных.


2. Разработка и создание регистра населения г. Томска

2.1. Разработка системного проекта регистра населения г. Томска как муниципального уровня Государственного регистра населения. Совместно с заинтересованными организациями разработка схем баз данных, методов кодирования и протоколов обмена данными, в том числе единого для города способа представления адресной информации.

2.2. Создание в рамках автоматизированной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства системы учета населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде: создание информационных пунктов в паспортных столах жилищных организаций, их техническое оснащение, развитие информационных центров департамента ЖКХ и ВЦ ЖКХ, подключение паспортных столов к информационно - коммуникационной системе администрации, разработка специализированного программного обеспечения.

2.3. Совместно с заинтересованными ведомствами подключение других первичных источников и потребителей информации о населении (органов МВД, ЗАГС, налоговых органов и др.) к информационно - коммуникационной системе.

2.4. Создание централизованного хранилища данных регистра населения на базе Главного информационного центра администрации: приобретение и установка специализированного сер вера и программного обеспечения, организация защиты информации и доступа к ней заинтересованных организаций. Разработка регламента ведения регистра населения и организация специализированной службы.     .

3. Создание информационной системы по социальной защите населения города

3.1. Создание информационных систем в отделах социальной защиты населения, их техническое оснащение серверным и оконечным компьютерным оборудованием, подключение к информационно-коммуникационной сети администрации.

3.2. Создание и оснащение компьютерами и связным оборудованием дополнительных пунктов приема населения, подключение их к информационно-коммуникационной сети администрации. Разработка специализированного программного обеспечения для расчета жилищных субсидий.

3.3. Разработка и создание объединенных баз данных о льготных категориях населения.

3.4. Организация взаимодействия информационной системы о льготах и субсидиях с регистром населения г. Томска, специализированными информационными системами поставщиков услуг, информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, другими заинтересованными ведомствами.

4. Внедрение и развитие автоматизированных систем управления финансами


4.1. Создание единой автоматизированной системы планирования и исполнения бюджета.

4.2. Создание технической базы автоматизированного центра контроля (АЦК) в департаменте финансов: модернизация локальной вычислительной сети, установка дополнительного серверного оборудования, обеспечение рабочих мест пользователей компьютерами и дополнительным оборудованием.

4.3. Развитие центра телекоммуникаций администрации г. Томска для обеспечения потребностей системы муниципального казначейства.

4.4. Создание технической базы информатизации у распорядителей бюджетных средств (в отраслевых департаментах): проектирование и создание в необходимых случаях локальных вычислительных сетей, приобретение и установка серверов и связного оборудования, оснащение рабочих мест компьютерами, подключение к информационно-коммуникационной сети администрации по скоростным цифровым линиям, обеспечивающим работу в режиме оп-liпе.

4.5. Установка информационных пунктов у бюджетополучателей, подключение их к информационно-коммуникационной сети администрации по коммутируемым аналоговым и цифровым линиям, обеспечивающим работу в режиме клиент-банк.

4.6. Внедрение специализированного программного обеспечения АЦК, доработка и сопровождение его по результатам опытной эксплуатации.

4.7. Внедрение унифицированных бухгалтерских информационных систем у бюджетополучателей, обеспечение взаимодействия их с АЦК.

4.8. Доработка информационной системы по муниципальным контрактам, обеспечение взаимодействия ее с АЦК.

5. Создание системы управления жизнеобеспечением на базе единого городского кадастра

5.1. Создание технической базы единого городского кадастра в ГУАиГ: устройство локальной вычислительной сети, установка серверного оборудования, обеспечение рабочих мест пользователей компьютерами и дополнительным оборудованием, приобретение геоинформационного программного обеспечения.

5.2. Разработка и ведение дежурного плана городской застройки с общими характеристиками зданий и сооружений, отводами, общественными сервитутами.

     5.3. Разработка и ведение единого кадастра инженерных коммуникаций: подключение организаций инженерной инфраструктуры (Томскводоканал, Горэлектросети, Теплосети, Томскэнерго) к Центру телекоммуникаций; объединение отраслевых кадастров на основе дежурного плана.

5.4. Разработка и ведение кадастра городских коммуникаций, содержащего информацию о  проезжих частях и тротуарах улиц города, ливневой канализации, гидротехнических сооружениях, путепроводах, подземных пешеходных переходах, очистных сооружениях, насосных станциях, местах утилизации отходов, городских кладбищах, зеленых насаждениях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»