В настоящее время в муниципальном жилищном фонде города Томска сложилась такая ситуация, что в местах общего пользования (лестничные и этажные площадки, лифтовые холлы, коридоры, тамбуры, входы в подъезды, вестибюли, подвалы), помещениях производственно-технического назначения (электрощитовые, машинные отделения, техподполья, чердаки, шахты лифтов, мусоросбросы и мусоросборники, номерные знаки, указатели светового ограждения и устройства праздничной иллюминации) в большом количестве отсутствуют электрические счетчики, поэтому в соответствии с п. 111 "Правил пользования электрической энергией" для расчетов за электроэнергию между жилищными предприятиями - ЗАО "Горэлектросети" - используется расчетный метод, то есть, по количеству осветительных точек и нормативной мощности электроприемников (эл. лампочки, розетки), в лифтовом хозяйстве - исходя из мощности электрооборудования и времени его работы в течение всей рабочей смены.
Но реально положение таково, что не все осветительные точки оснащены электрическими лампочками, то есть, кроме того, что проживающие в жилом доме испытывают отсутствие комфорта из-за недостаточного освещения МОП, жилищная организация вынуждена платить за непотребленную электрическую энергию.
Фактическое время работы лифтов также значительно меньше расчетного, и фактически составляет 3 часа в сутки, в то время как в расчет это время включено в объеме всей рабочей смены (12-16 часов).
ЦОП "Комплексные меры по оснащению узлами учета электроэнергии мест общего пользования и лифтового хозяйства в муниципальном жилищном фонде на 2001-2003 гг." позволяет перейти на расчеты между жилищно-эксплуатационными предприятиями города и ЗАО "ГЭС" по факту потребления энергии.
Для анализа были взяты два дома:
1. 5-ти этажный 6-ти подъездный дом, расположенный по ул. Интернационалистов, 24 потребил в декабре 1999 г. по факту (счетчик установлен) 72 Квт, а ЗАО "ГЭС" потребовало оплатить по установленной мощности 1488 кВт.
2. 9-ти этажный дом, оборудованный 6 лифтами, расположенный по ул. Интернационалистов, 19, потребил в декабре 1999 г. по факту (счетчик установлен) 1900 кВт, а ЗАО "ГЭС" выставило счет по установленной мощности 10080 кВт.
Для сокращения неоправданного расходования бюджетных средств на покрытие затрат по оплате при безучетном потреблении электроэнергии, необходимо в муниципальном жилом фонде города модернизировать и восстановить узлы учета электрической энергии на вводе в дом.
Целью II подпрограммы является модернизация учета электроэнергии бытовых потребителей, оснащение квартир современными приборами учета, соответствующими требованиям коммерческого учета, действующим правилам.
Уже более 10 лет в городе не проводятся работы по поверке и замене устаревших электросчетчиков. Работы по установке новых электросчетчиков проводились стихийно различными организациями при отсутствии единой технической политики и планов развития, в результате парк электросчетчиков в Томске насчитывает более 90 типов, большая часть из которых не подлежит замене и ремонту ввиду отсутствия комплектующих и не соответствия предъявляемым требованиям. Отсутствие программ финансирования и балансовая разобщенность, т.е. электросчетчики находятся на балансе одних организаций, а работать с ними реально приходится другим, привело к тому, что парк счетчиков электроэнергии в городе пришел в негодность.
На данный момент около 80% электросчетчиков не соответствуют требованиям, предъявляемым к расчетным электросчетчикам, более 40% не соответствуют не только требованиям расчетных счетчиков, но нормам безопасности. Более 14% бытовых потребителей не имеют вовсе приборов учета электроэнергии.