Действующий

Об утверждении отраслевой целевой программы: “Обеспечение безопасной работы лифтов муниципального жилого фонда”


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ В ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ


На сегодняшний день в г. Томске используется 1500 грузо-пассажирских и пассажирских лифтов типа ПП400А (производства Самаркандского завода). Данная конструкция разработана в 60-х годах и сразу же введена в эксплуатацию. Дальнейшая модернизация, усовершенствование, повышение надежности лифтов производятся в процессе эксплуатации.

За период с 1980 по 1991 гг. в России, при использовании лифтового оборудования произошло несколько несчастных случаев повлекших гибель людей. Это было вызвано тем, что при движении кабины вниз она, в силу различных причин, останавливалась. В это время происходило проскальзывание троса и падение противовеса вниз, в результате чего кабина полностью разрушалась, люди погибали сразу. В этот же период отмечены многочисленные случаи проникновения посторонних лиц в шахту лифта. В основном это были подростки. Катаясь на крыши кабины они случайно зацеплялись за подвесное оборудование шахты и гибли.

В 1992 году Государственной инспекцией технического надзора Российской Федерации были выпущены новые правила устройства безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ). В этих правилах, среди прочих, были введены статьи, обязывающие владельцев лифтов устанавливать:


· устройства контроля скорости лифта (УКСЛ), исключающие возможности подтягивания противовеса при неподвижной кабине (п. 2.18);


· устройства безопасности УБ-1, размыкающие цепь управления при проникновении в шахту лифта посторонних лиц (п.2.22);


· устройства двусторонней переговорной связи между кабиной и местом нахождения обслуживающего персонала, а также звуковой и световой сигнализации о вызове персонала на двустороннюю переговорную связь (п.6.36).  

В 1994 году в администрации города состоялось первое совещание, где были озвучены  правила эксплуатации лифтов и принято решение устанавливать устройства безопасности. Это решение не было исполнено из-за отсутствия финансирования.

В 1995 году областная инспекция Госгортехнадзора потребовала от владельцев лифтов (жилищно-эксплуатационные предприятия) составить графики установки приборов. Графики были составлены, согласованы с Госгортехнадзором, но не выполнены, опять-таки из-за отсутствия финансирования.

В 1996 году на уровне глав администраций были составлены новые графики установки приборов, повышающих безопасность эксплуатации лифтов (на 96-98 гг.). Графики выполнены не были. Причина - та же.

В 1999 году состоялось совещание у заместителя мэра г. Томска. Областная служба Госгортехнадзора потребовала установки устройств предусмотренных новыми правилами в срок до 1.01.2000 г. С этого момента эксплуатация лифтов, не оснащенных устройствами безопасности, считалась недопустимой.

В июне 2000, после проведения выборочной проверки лифтов МП "ЖРЭ" Кировского района, были отключены и опломбированы 47 лифтов. В результате этого в мэрию города стали поступать многочисленные жалобы от жителей домов, в которых были отключены лифты. Состоялось совещание у первого заместителя мэра г. Томска, после которого вышло постановление мэра г. Томска № 479 от 15.08.2000 г. "О приобретении приборов безопасности и диспетчеризации лифтового хозяйства" (приложение 1). Запрет на эксплуатацию лифтов Кировского района был снят, при условии установки приборов. Если условие не выполняются, то лифты снова отключаются.

С августа 2000 года на лифты г. Томска не было установлено ни одно устройство безопасности, предусмотренное новыми правилами эксплуатации и, в результате очередной проверки Госгортехнадзора, при обнаружении данного факта, планируется отключение необорудованных лифтов.

Таким образом, суть проблемной ситуации заключается в наличии реальной для городского жилого фонда угрозы, связанной с запретом органами Госгортехнадзора эксплуатации лифтов.

Единственным решением возникшей проблемы является установка устройств безопасности согласно требованиям ПУБЭЛ. В связи с этим экономический эффект от применения этих приборов отступает на второй план. Тем не менее, некоторые возможности для экономии средств имеются, они будут приведены в п. 5.