ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
от 25 января 1995 года N 5-РЗ
О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми
(в ред. Закона РК от 09.12.1996 N 43-РЗ)
_____________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Коми от 9 января 2002 года N 2-РЗ
_____________________________________________________
Настоящий Закон определяет права Республики Коми, районов, городов республиканского подчинения, районов в городах в лице их представительных и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты и на расходование средств этих бюджетов, обязанности указанных органов власти по отношению друг к другу в бюджетном процессе, устанавливает общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально - экономического развития Республики Коми в целом и отдельных административно - территориальных образований.
В настоящем Законе используются следующие понятия:
"бюджет" - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти;
"бюджетная обеспеченность" - сумма расходов бюджета, приходящаяся на одного жителя территории;
"бюджетный процесс" - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней;
"бюджет капитальных расходов" - ассигнования на инвестиционную и инновационную деятельность и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством;
"бюджет текущих расходов" - перечень расходов, не вошедших в бюджет капитальных расходов;
"дефицит бюджета" - превышение расходной части бюджета над доходной, выражаемое в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых расходов;
"дотация" - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если сумм закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня;
"закрепленные доходы" - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;
"защищенные статьи расходов бюджета" - отдельные статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру;
"консолидированный бюджет" - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и республиканского бюджета Республики Коми, используемый для расчетов и анализа;
"минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы" - соответственно в натуральном или денежном выражении единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно - бытовыми, социально - культурными и другими услугами;
"минимальный бюджет" - расчетный объем доходов соответствующего бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти;
"основные характеристики бюджета" - объем доходов бюджета, объем расходов бюджета (в том числе бюджета текущих расходов и бюджета капитальных расходов), превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам, дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня, размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня, перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня, оборотная кассовая наличность, перечень защищенных статей бюджета;
"программа социально - экономического развития" - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на решение задач экономического, социального, экологического и культурного развития Республики Коми в целом, отдельных районов и городов Республики Коми или отраслей экономики;
"профицит бюджета" - превышение доходов бюджета над расходами;
"регулирующие доходы" - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;
"секвестр" - пропорциональное сокращение расходов ежемесячно по незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года при превышении предельно установленного уровня дефицита или снижении поступлений доходных источников бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня;
"субвенция" - средства, выделяемые на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально - экономического развития соответствующего административно - территориального образования.
Статья 2. Республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты в составе бюджетной системы Республики Коми
Республика Коми имеет республиканский бюджет. Районы, города республиканского подчинения, районы в городах имеют свои бюджеты. Бюджеты всех указанных административно - территориальных образований являются местными.
Республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты составляют консолидированный бюджет Республики Коми.
Республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты входят в бюджетную систему Российской Федерации.
Статья 3. Бюджетная система Республики Коми
Бюджетная система Республики Коми представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов.
Статья 4. Бюджетно - финансовая политика
1. Бюджетно - финансовая политика в Республике Коми, включающая в себя налоговую политику, проводится согласованно с бюджетно - финансовой, денежно - кредитной, ценовой и валютной политикой органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
2. Основные направления бюджетно - финансовой политики определяются в бюджетном послании Главы Республики Коми и утверждаются Государственным Советом Республики Коми при утверждении республиканского бюджета Республики Коми на каждый финансовый год.
3. Основные направления бюджетно - финансовой политики включают в себя следующие разделы:
1) определение приоритетов расходования финансовых средств и состав защищенных статей бюджета;
2) установление социальных финансовых норм и нормативов Республики Коми;
3) закрепление соотношения бюджета капитальных расходов и бюджета текущих расходов;
4) характеристика видов налогов и размеров их ставок, находящихся в соответствии с законодательством в ведении государственных органов Республики Коми, а также характеристика отдельных категорий налогоплательщиков, которым в установленном порядке могут быть предоставлены налоговые льготы;
5) максимальное пополнение доходной части бюджета и эффективное расходование бюджетных средств.
Статья 5. Бюджетная классификация
В Республике Коми используется единая бюджетная классификация, обеспечивающая общероссийскую и международную сопоставимость данных.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Коми основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Коми.
Статья 7. Полнота бюджета
Полнота бюджета обеспечивается включением в бюджеты поступающих в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами Республики Коми и местных представительных органов власти всех налоговых и неналоговых доходов, а также отражением всех операций по расходованию денежных средств.
Статья 8. Реальность бюджета
Реальность бюджета основывается на обоснованности прогноза социально - экономического развития, других показателей, используемых при составлении проекта бюджета и принципах исполнения бюджета, обеспечивающих финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Статья 9. Единство бюджетной системы
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы, единой бюджетно - финансовой политикой.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально - экономическую политику, включая налоговую политику.
Статья 10. Самостоятельность бюджетов и регулирование финансовых отношений
1. Республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
2. К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
1) закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
2) отчисления по регулирующим доходным источникам;
3) дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Государственным Советом Республики Коми и местными представительными органами власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
3. Регулирование финансовых отношений в Республике Коми, включая бюджетные, осуществляется федеральными законами, законами Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними актами Главы Республики Коми, решениями местных представительных органов власти и принимаемыми в соответствии с ними актами глав местных администраций.
Статья 11. Принципы определения минимального бюджета
(Статья 11 вступает в силу в соответствии со статьей 2 Закона Республики Коми от 09.12.1996 N 43-РЗ)
1. Расходная часть минимального бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, устанавливаемым Государственным Советом Республики Коми. Разработка минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, представляемых на утверждение Государственного Совета Республики Коми, производится Главой Республики Коми.
2. Расходная часть минимального бюджета определяется:
1) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, в том числе затрат на социальные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, учитываемых вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванных:
согласованной с вышестоящим органом власти суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию,
решениями вышестоящих органов власти об изменении социальных и финансовых норм и нормативов,
изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнительных органов власти, осуществляемым в установленном порядке;
2) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет капитальных расходов данной территории.
3. Доходная часть нижестоящих бюджетов должна формироваться с учетом расчетной расходной части минимального бюджета.
Статья 12. Доходы бюджетов
Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым, таможенным законодательством, федеральным законом, законом и иными нормативно - правовыми актами Республики Коми и местных представительных органов власти о бюджетах на соответствующий финансовый год, устанавливающими нормативы отчислений от регулирующих доходных источников в бюджеты другого уровня.
Доходы бюджетов образуются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с федеральным законом, законом и иными нормативно - правовыми актами Республики Коми и местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год.
Доходы являются обезличенными, за исключением случаев, специально оговоренных в федеральных законах, законах и иных нормативно - правовых актах Республики Коми и местных представительных органов власти.
Статья 13. Расходы бюджетов
Расходование средств бюджетов осуществляется по направлениям и в пределах, установленных законом и иными нормативно - правовыми актами Республики Коми и местных представительных органов власти о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы бюджетов каждого уровня подразделяются в соответствии с экономической бюджетной классификацией на текущие и капитальные.
Статья 14. Права представительных и исполнительных органов власти
по формированию расходной части бюджетов
Исполнительные органы власти при составлении проектов бюджетов, подготовке предложений по уточнению бюджетов в ходе их исполнения, представительные органы власти при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов и их уточнении в ходе исполнения в пределах своей компетенции соответственно вправе:
определять объем финансирования из своих бюджетов мероприятий по социально - экономическому развитию Республики Коми или соответствующих административно - территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
определять направления использования средств бюджетов на инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы с представительными органами власти субъектов Российской Федерации, на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих органов власти, благоустройство городов, сельских населенных пунктов, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного управления и на другие цели;