Недействующий

КОМИ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН


О крестьянском (фермерском) хозяйстве

____________________________________________________________________
Утратил силу с 27 декабря 2007 года на основании
Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 128-РЗ
____________________________________________________________________

Утратил силу, за исключением пункта 6 статьи 5 (Закон Республики Коми от 10.04.2001 N 18-РЗ).


Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории Коми ССР.

Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Коми ССР, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (в дальнейшем "крестьянское хозяйство") является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования земельных участков и имущества.

2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Доходы, получаемые от ведения крестьянского хозяйства, являются основными источниками существования членов крестьянского хозяйства.

3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе

1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом.

3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров.

Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и других.

Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств


Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально - техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.

Раздел II. СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства

1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин Коми ССР, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.

2. Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит Совету народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.

3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также прав на землю рассматриваются в судебном порядке.

4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.

Статья 5. Условия предоставления земельного участка

1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пожизненное наследуемое владение или в пользование, в том числе в аренду, решением районного или городского (города республиканского подчинения) Совета народных депутатов. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме.

Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать земельный участок для производственных целей. В аренду земельные участки передаются Советами народных депутатов либо гражданами - владельцами участков в случае их временной нетрудоспособности, призыва на действительную воинскую службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу. Срок предоставления земли в аренду гражданами не должен превышать 5 лет.

2. При передаче земельного участка в пожизненное владение решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право владения на землю.

Право аренды земли удостоверяется договором, заключаемым сторонами. Договор регистрируется в Совете народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.

3. При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам вблизи населенного пункта не затрагиваются земли, используемые под усадьбы населения, и земли общественного пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями и прочие.

4. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае Советом народных депутатов, в ведении которого он находится, с учетом количества членов крестьянского хозяйства, его специализации, но не более 50 гектаров.

5. Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта на землю, ведению земельно - кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств бюджета. Землевладелец или землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы.

6. При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально - бытового назначения, государство берет на себя его первичное обустройство, строительство дорог, линий электропередач, водообеспечение, телефонизацию, землеустройство, мелиорацию земель. Местные Советы народных депутатов обязаны оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья.

Статья 6. Порядок формирования земельного фонда для ведения крестьянского хозяйства

1. Для организации крестьянских хозяйств районные, городские (города республиканского подчинения) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землевладельцев и землепользователей за счет:

а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли;

б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;

в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не использованных в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не использованных в течение двух лет;

г) земель лесохозяйственных предприятий, пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве;

д) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет более чем на 20 процентов ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке земель.

2. Выявленные и включенные в земельный запас для перераспределения угодья изымаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий, учреждений и организаций, иных предприятий, учреждений, организаций Советом народных депутатов по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласие землевладельцев и землепользователей на изъятие этих земель не требуется.

3. В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям.

Статья 7. Порядок предоставления земельных участков из земель запаса для ведения крестьянского хозяйства

1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других районов на постоянное жительство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в районный, городской (города республиканского подчинения) Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка.

В заявлении указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, предполагаемые размеры и его местоположение, количество трудоспособных членов семьи, а при аренде - и срок использования.

Совет народных депутатов направляет указанное заявление в земельную комиссию для подготовки материалов по отводу земель.

2. Решение о предоставлении земельного участка принимает районный, городской Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со дня подачи заявления с учетом мнения сельского, поселкового, городского (города республиканского подчинения) Совета народных депутатов. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные несут административную ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей.

3. Решение районного, городского Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд в исковом порядке.

Статья 8. Особенности организации крестьянских хозяйств членами колхозов, работниками совхозов и подсобных сельских хозяйств

1. Коллективам колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предоставляется право раздела земельных угодий на паи (доли) по одному из двух вариантов.

Вариант 1. Земельные участки подлежат денежной оценке. Колхозникам, работникам совхозов, подсобных сельских хозяйств выдаются земельные акции, удостоверяющие их долю в стоимости сельскохозяйственных угодий. Владельцы акций имеют право получать дивиденды, передать акции по наследству.

Вариант 2. Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на земельный участок при работе в коллективном хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена колхоза, работника совхоза, подсобного сельского хозяйства определяется по решению коллектива и удостоверяется соответствующим документом. Земельный пай может передаваться по наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли.

2. Каждый член колхоза, работник совхоза имеет право на долю стоимости производственных фондов за вычетом сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых фондов, если таковые создаются по решению коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. Доля определяется в соответствии со стажем работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием коллектива. На указанную сумму выдаются акции или она удостоверяется другим документом. Ежегодный прирост основных производственных фондов (за вычетом прироста сумм непогашенных долгосрочных кредитов и отчислений в неделимый фонд) распределяется между членами колхоза, работниками совхоза, что удостоверяется дополнительными акциями или другими документами. По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит от результатов работы колхоза, совхоза. Дивиденды могут выплачиваться исходя из общей стоимости земельных и фондовых акций.

3. Член колхоза, работник совхоза имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство. Крестьянскому хозяйству по решению районного, городского (города республиканского подчинения) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Выделяющийся на самостоятельное хозяйствование может увеличить размер земельного надела за счет аренды. Земельный участок может состоять из приусадебных и производственных земель. Участок выделяется без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза, совхоза.

Работнику, выходящему из колхоза, совхоза с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз, совхоз должен выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз, совхоз не имеет такой возможности, то он обязан выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.

4. Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка и его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз, совхоз или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета передают материалы в районный, городской Совет народных депутатов, который принимает соответствующее решение в месячный срок. В случае нарушения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа от одной до трех тысяч рублей.

При отказе в выделении колхозом, совхозом конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия районный, городской Совет народных депутатов вправе самостоятельно определить местоположение земельного участка.

Отказ в предоставлении земельного участка рассматривается в судебном порядке.

Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства

1. Крестьянское хозяйство регистрируется районным, городским (города республиканского подчинения) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения или подписания договора на аренду земельного участка.

2. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Крестьянское хозяйство учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя при разработке программ экономического и социального развития региона.

3. Районный, городской Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский, поселковый, городской (районного подчинения) Совет народных депутатов вносит его в похозяйственную книгу.

Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ
КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ

Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство

1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на правах пожизненного наследуемого владения, предоставляется право:

а) самостоятельно хозяйствовать на земле;

б) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые местного значения, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли;

в) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения;

г) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;

д) обменять земельный участок в установленном порядке через Совет народных депутатов;

е) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу;

ж) передать земельный участок по наследству;

з) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду.

2. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на правах аренды, предоставляется право:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»