____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 июня 2017 года на основании Постановления Правительства РК от 15.06.2017 N 317.
____________________________________________________________________
1. Направить администрациям городов и районов информацию Министерства труда Республики Коми по вопросам социальной защиты женщин от безработицы в Республике Коми в условиях перехода к рыночным отношениям для руководства и принятия дополнительных мер по социальной защите женщин от безработицы в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" (прилагается).
2. Министерству труда Республики Коми активизировать деятельность подведомственных органов по труду и занятости по оказанию действенной помощи слабо защищенной категории населения в их трудоустройстве.
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов рассмотреть возможность восстановления отделов по труду (там, где они упразднены) для выполнения функций прогнозирования экономического состояния и использования трудовых ресурсов в республике, решения вопросов, связанных с заработной платой и занятостью населения.
Председатель Совета Министров Республики Коми
В.Худяев
Приложение
к Распоряжению Совета Министров
Республики Коми
от 25 июня 1992 года N 432-р
ИНФОРМАЦИЯ
по вопросам социальной защиты женщин от
безработицы в республике коми в условиях
перехода к рыночным отношениям
В общей численности населения Республики Коми женщины составляют 49%, в общей численности работающих - 51,7%. Во всех отраслях экономики трудятся 303 тыс. женщин, из них 58% в сфере материального производства и 42% в сфере обслуживания, 54,7% заняты физическим трудом и 45,3% - умственным.
Наибольший удельный вес работающих женщин приходится на такие отрасли, как здравоохранение, наука и народное образование - свыше 86%, торговлю и общественное питание - 84,2%. В отраслях промышленности женщины составляют 37,8%, в сельском хозяйстве - 39,7%, строительстве - 33%.
Как видно из этих данных женщины играют ведущую роль в развитии экономики, культуры и социальной сферы республики. А если учесть, что на женщин ложатся все заботы по дому и воспитанию детей, то они несут себе двойную нагрузку.
В то же время выполнение воспитательной функции в семье и повышенная нагрузка делают женщину более уязвимой в условиях перехода к рыночным отношениям. Она более подвержена опасности оказаться в числе безработных ввиду частого отвлечения ее от основной производственной деятельности по семейным обстоятельствам, по уходу за детьми, болезням и т.д.
Отсюда их неконкурентоспособность на рынке труда. Итоги второго полугодия 1991 г. показывают, что в числе получивших статус безработного женщины составляли 1255 чел., или 55,1%. За 4 месяца 1992 г. удельный вес женщин в числе безработных значительно возрос и составил уже 72%, а из числа получающих пособие по безработице он равен 86%.
Все это подтверждает, что женщины менее защищены от безработицы, особенно сейчас, когда идет процесс приватизации, переход на арендные и другие формы управления экономикой, сопровождаемые высвобождением числа работающих, куда попадают больше женщины и молодежь.
В прошлом году высвобождение из сферы материального производства большей степени коснулось инженерно - технических работников и служащих. В 1992 г. этот процесс несколько замедлился, но сокращение этой категории работников продолжается. "Лишними" оказываются инженеры, конструкторы, мастера, техники, лаборанты, экономисты, бухгалтеры, кассиры, работники канцелярий, отделов кадров, делопроизводственный персонал и другие.
Из сферы торговли, общественного питания, жилищно - коммунального хозяйства и бытового обслуживания, связи и транспорта под сокращение попадают прежде всего вспомогательный и обслуживающий персонал. В системе финансово - кредитных организаций, социального обеспечения, управленческих структур - общее сокращение. В таких отраслях, как народное образование, здравоохранение, наука, культура, искусство - прослеживается тенденция к избавлению от библиотекарей, киномехаников, бухгалтеров, секретарей - делопроизводителей, инспекторов, воспитателей и некоторых других категорий, в большинстве которых работают женщины.
Существовавшая ранее теория о том, что при переходе к рынку высвобождение из сферы материального производства - это закономерный процесс и что эта часть людей должна переливаться в сферу обслуживания, не подтверждается. Наоборот, в условиях начавшейся приватизации и разгосударствления в системе бытового обслуживания, торговли, жилищно - коммунального хозяйства процесс высвобождения пошел н первую очередь из этих отраслей, из сферы обслуживания.
В настоящее время в республике количество незанятых трудом женщин составляет более 6 тыс. человек. К концу 1992 года их
количество должно значительно возрасти.
Осложняется в текущем году обстановка с трудоустройством выпускников средних специальных учебных заведений и профтехучилищ, где преимущественно готовят женские профессии. В Воркутинском медучилище из 81 выпускника 69 девушек не имеют гарантированного трудоустройства, в Сыктывкарском технологическом техникуме нет ясности с работой у более 200 выпускников, в техникуме советской торговли у 190 чел., в культпросветучилище из 80 выпускников 60 определены на свободное трудоустройство. Такая же картина в ПТУ-28 со швейниками; по профессиям торгового направления (повара, кондитеры, продавцы) в ПТУ-24, ПТУ-35, ПТУ-25 и ПТУ-17. В 1991 г. в число безработных попало 75 выпускников высших и средних учебных заведений, из которых 71 девушка, а всего зарегистрировано в прошлом году с высшим и средним специальным образованием в поисках работы свыше 500 человек.
Чрезмерная централизация и недостатки планирования подготовки кадров, излишнее дробление специальностей и необоснованное увеличение их числа привели к несоответствию профессионально - квалификационной структуры кадров потребностям производства. И даже когда предприятия стали постепенно переходить на новые условия хозяйствования, структура, уровень подготовки, содержание и формы обучения мало чем изменились. Поэтому хозяйственники начинают отказываться от многих специалистов, которые плохо ориентируются в текущей обстановке.
Низкой конкурентоспособностью на рынке труда характеризуются уволенные за нарушения трудовой дисциплины, отчисленные из учебных заведений, девушки после окончания 8 класса, решившие пойти работать. Для абсолютного большинства из них потребуется социальная поддержка: одним - в получении нужной профессиональной подготовки и переподготовки, другим - в трудоустройстве на общественных работах, третьим - в виде пособий по безработице.
Общее количество безработных в текущем году ожидается около 10 тыс. чел., в то время как на 1.05.92 г. их значилось 2788 чел., т.е. ожидается рост безработных почти в 4 раза. А возможностей для трудоустройства будет все меньше. И не потому, что в республике не хватает рабочих мест для всех трудоспособных, в том числе и для женщин, а ввиду невозможности их загрузить из-за необеспеченности сырьем, материалами, из-за ограничения финансовых ресурсов, нарушения хозяйственных связей и т.д.
Если раньше потребность предприятий республики в рабочей силе и специалистах держалась в пределах 10 тыс. чел., то по состоянию на 1.05.92 г. их стало 4,5 тыс. чел., в том числе для рабочих 3,8 тыс. чел. И, как правило, эта потребность приходится большей частью на основные работы, где нужны физически здоровые люди, в основном мужчины.
Поэтому предстоит большая работа по смягчению обстановки с безработицей как по линии органов по труду и занятости, призванных в первую очередь решать эти проблемы, так и всем хозяйственникам, чтобы не допустить спада производства, не растерять опытные кадры и сохранить коллективы.
В этих целях и в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" по линии Минтруда в республике во всех городах и районах создана государственная служба занятости населения, которая наделена определенными правами и полномочиями, имеет в своем распоряжении финансовые источники для выплаты пособий по безработице, оплаты за переподготовку кадров из числа безработных, участия в оплате за общественные работы и создание новых рабочих мест и др.
Определена структура и вместе с администрациями городов и районов подобраны кадры в этой системе занятости, которые на местах проводят работу по поиску свободных рабочих мест, трудоустройству населения. За 1991 г. в службы занятости обратилось по вопросам трудоустройства 27143 чел., из них трудоустроено 10335 чел. Соответственно за первый квартал 1992 г. обратилось 8554 чел., из них женщин 4536, трудоустроено 2566 чел., из них женщин 1094 чел. За каждым из обратившихся кроются судьбы людей. Социологический опрос показал, что одни женщины испытывают чувство тревоги, расстроенности, другие - унижение достоинства, собственную ненужность, третьи - обманутость и страх перед предстоящей массовой безработицей. Поэтому ко всем из них нужен индивидуальный подход, свое решение. У женщин в 1,5-1,8 раза больше, чем у мужчин, растягивается период поиска работы. И особенно длительный он, выходящий за пределы одного месяца, в Сыктывкаре и Воркуте.
На вопрос о том, что больше всего удручает в положении безработицы, большинство женщин (71%) указали на потерю в доходах. На втором месте по числу ответов - боязнь социальной незащищенности (39%), на третьем - утрата работы (24%) и лишь 3% женщин отметили, что им в условиях безработицы ничто не угрожает.
Всего по республике было признано безработными на 01.01.92 г. 2291 чел., из них получали пособие по безработице 150 чел. В 1 квартале 1992 г. в республике зарегистрировано 2622 безработных, выплачивалось пособие 755 чел.
В Сыктывкаре было 1448 безработных (55% от общего числа), из них женщин 699 Соответственно в Ухте - 353 и 331, Воркуте - 223 и 176, Печоре - 103 и 94, Княжпогосте - 131 и 116, Вуктыле - 90 и 80.
При невозможности трудоустроить безработного и неперспективности имеющейся у него специальности ему могут предложить пройти переподготовку с получением новой профессии за счет службы занятости. За 4 месяца этого года такую переподготовку прошли 95 чел. с полным возмещением расходов на обучение за счет фонда занятости.
Проведена значительная работа службами занятости по организации использования безработных на общественных работах. В текущем году заключены договоры с хозяйственными руководителями на 2444 рабочих места, где можно использовать безработных, не занятых учащихся в свободное от учебы время и некоторых других категорий людей. Только за первый квартал этого года на общественных работах отработано около 1000 чел. - дней, в том числе по Сыктывкару - около 700. Для организации общественных работ изыскано 2440 рабочих мест, на эти цели выделяется по различным источникам более 12 млн. рублей.
Органы по труду и занятости на местах прорабатывают вопросы с руководителями хозяйств о квотировании и бронировании рабочих мест для женщин, а местные Советы принимают решение о льготном их налогообложении. В городах и районах за этот короткий период появилось немало положительных примеров совместных действий, направленных на социальную защиту слабо защищенной категории населения от безработицы, куда относятся и женщины.
Так, в Сыктывкаре применяются нестандартные формы занятости для женщин в 45 предприятиях и организациях, которыми охвачено 790 человек. К нестандартным формам занятости относят неполную рабочую неделю и день, работу на дому, сезонный труд, совместительство, гибкий рабочий график и другие. Дополнительно предприятия согласны принять на работу в таких условиях еще 150 женщин.
Главой администрации г. Сыктывкара установлены квоты на трудоустройство женщин, неконкурентоспособных на рынке труда, в количестве 360 мест. В Ухте принято решение о создании для женщин 800 рабочих мест, из них 230 в текущем году.
Управление занятости выступило соучредителем в создании акционерного общества геологов, вложив в его уставной фонд определенную сумму денег, в результате получило гарантию на 20 рабочих мест. Долевое участие принимает и в других коллективах. Как результат, по итогам 1992 г. управление занятости будет иметь 115 рабочих мест без какой-либо помощи администрации города. В Инте установлен контакт службы занятости по трудоустройству женщин с коллективами швейной фабрики и предприятием надомного труда "Серпас". Эти коллективы являются базовыми для приема женщин на работу.
В этих коллективах значительная часть женщин работает на условиях неполного рабочего времени, используется труд женщин в надомных условиях. На "Серпасе" 80 чел. работают по трудовому соглашению. На швейной фабрике все работающие имеют отпуск в летнее время, организовано бесплатное питание.
В Сыктывдинском районе внимательно подходят к высвобождаемым работникам, стараются трудоустраивать их на своем производстве, используя вакантные места, смежные профессии. Намечается открыть дополнительные цехи в Ясногском и Сыктывдинском леспромхозах, на Зеленецкой птицефабрике, чтобы более полно использовать все трудовые ресурсы на своей территории.
В Усть - Цилемском районе в совхозе "Цилемский" по просьбе беременных женщин устанавливается неполный рабочий день и неделя. Предоставляется материальная помощь, бесплатные путевки на диетическое питание и ряд других льгот.
В Сосногорском районе в трикотажном цехе используется труд женщин - инвалидов и надомниц. В связи с этим администрация Сосногорска предоставила трикотажному цеху льготы по аренде помещения и налогообложению.
В Печоре в порядке поощрения предприятий, устраивающих на работу женщин, установлена льгота работодателям по снижению налога, отчисляемого в городской бюджет, на сумму в размере 1/3 среднегодовой минимальной зарплаты.
В Воркуте установлены квоты на рабочие места, а также на создание новых рабочих мест для одиноких и многодетных матерей, женщин, потерявших работу не по своей вине, на что выделяется 6 млн. руб.
На ряде предприятий Койгородского района в принятых коллективных договорах включены разделы по социальной защите населения от безработицы.
Аналогичные меры принимаются и в других городах и районах республики.
В целом по республике по состоянию на 10.05.92 г. по предложениям служб занятости администрациями городов и районов определены квоты на рабочие места для слабо защищенной категории населения в расчете на использование 3 тыс. чел., в том числе для женщин, имеющих малолетних детей, более 600 мест. На квотирование выделено средств около 19 млн. руб., в том числе из местного бюджета 3,4 млн., в счет налоговых льгот 8,9 млн. руб. и из фонда занятости 6,6 млн. рублей.
Как видно из приведенных данных и примеров, многие руководители городов и районов, служб занятости, предприятий и организаций в сложившейся обстановке с пониманием относятся к проблеме социальной защиты женщин от безработицы, создают рабочие места, несут материальные затраты, находят дополнительные возможности по трудоустройству; делают все возможное, чтобы как-то смягчить остроту безработицы.
И как следствие, в республике процесс перехода к рыночным отношениям на данный момент идет более ровно, без стрессовых ситуаций, массового высвобождения пока не наблюдалось. Но это в целом по республике. В разрезе же отдельных регионов, предприятий возникали и возникают много вопросов и нерешенных проблем.
В ряде мест высвобождаемым, хотя их и немного, невозможно подобрать никакой работы. Даже в таких крупных городах, как Воркута и Сыктывкар, где есть безработные и вакантные места, задача трудно разрешимая, так как потребность в кадрах в основном на мужские профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, а высвобождаемых больше из числа женщин.
В Воркуте, например, имеют место случаи незаконного увольнения лиц предпенсионного возраста, женщин со слабым здоровьем, молодых матерей. Женщинам, имеющим детей, отказывают в приеме на работу. В отдельных коммерческих организациях, предприятии "Полярноуралгеология" есть факты, когда вынуждают увольняться по собственному желанию, а не по сокращению.
Далеко не везде используется женский труд на условиях неполного рабочего дня, по гибкому графику. Повсеместно идет сокращение женщин, работающих в надомных условиях из-за необеспеченности их сырьем и материалами. В Печоре по этой причине на швейной фабрике вынуждены были сократить 11 надомниц и такое же количество в трикотажном цехе.
Ввиду обострившихся проблем с оплатой в детских учреждениях в ряде мест женщины вынуждены оставлять работу. В отдельных районах (Троицко - Печорский, Усть - Вымский) не приняты решения по квотированию и бронированию рабочих мест для слабо защищенной категории населения и не определены стимулирующие меры для принятия женщин с детьми на работу.
Усугубляется положение с созданием рабочих мест из-за неплатежеспособности предприятий.
В большинстве предприятий вопросы занятости, социальных гарантий для высвобождаемых в коллективных договорах не отражены. На местах не чувствуется должной роли советских, хозяйственных и профсоюзных органов в вопросах защиты женщин от безработицы. Не везде еще руководители предприятий прониклись чувством ответственности за судьбы людей, которых им в силу разных причин приходится высвобождать; не продумываются вопросы их дальнейшего трудоустройства на своем или же по договоренности на другом предприятии, а перекладывается вся тяжесть на службу занятости.
Обстановка же в республике на второе полугодие текущего года просматривается не совсем благоприятной. Сложности с финансированием и неплатежеспособностью предприятий обрекают на простой и сокращение объема в строительных организациях, а это значит, что пойдет значительное высвобождение работающих в этой отрасли. Отдельные промышленные предприятия как в геологоразведке, торговле, Интинская птицефабрика и другие заявили о своем сокращении работающих; повсеместно распадаются предприятия бытового обслуживания. Под угрозой невозможности трудоустройства находятся многие выпускники высших и средних специальных заведений, ПТУ и школ, особенно выпускники профтехучилищ с торгово - кулинарным уклоном. И в абсолютном большинстве в этой категории будут женщины.
Поэтому необходимо объединить усилия всех хозяйственников, глав администраций на местах, служб по труду и занятости к решению предстоящих задач, все предпринять, чтобы по возможности найти людям работу и в исключительных случаях обеспечить выплату пособий по безработице.
Проведенные социологические исследования в разных городах и районах республики по проблемам женской занятости подтверждают вышеизложенные факты и выводы, общую обеспокоенность растущей безработицы среди женщин и требуют принятия мер по смягчению обстановки.
Создаются определенные трудности еще и тем, что за последнее время во многих городах и районах упразднены должности заведующих отделами по труду, которые должны определять демографическую политику и занятость в регионе, давать прогнозную оценку развития экономики и использования трудовых ресурсов, предвидеть ожидаемую ситуацию и вносить предложения по разрешению проблемы, стабилизации обстановки. В настоящее время эти отделы по труду просто необходимы и их надо восстановить.
В данной информации изложены далеко не все проблемные вопросы и отдельные положительные моменты в работе, а лишь основные из них. В практической деятельности они возникают постоянно и их надо решать.
Руководящим документом для работников по труду и занятости, а также всего населения явился закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР", который определил меры социальной защиты населения от безработицы, облегчил решение многих вопросов, касающихся занятости населения, выплаты пособий, стипендий и других направлений деятельности.
Представляя данную информацию в Совет Министров Республики Коми, Министерство труда считает необходимым обратить внимание правительства на создавшуюся сложную обстановку с трудоустройством женщин, на решение многих вопросов, связанных с социальной защитой их прав и интересов, улучшением их материальных условий, и просит довести информацию по глав администраций городов и районов для принятия дополнительных мер в свете следующих постановочных вопросов:
1. Рассмотреть на уровне глав администраций городов и районов обстановку в своем регионе на предмет определения стабильности работы предприятий и организаций и предполагаемому высвобождению кадров, особенно женщин, с целью выработки мер для их трудоустройства.
2. Исходя из реальной обстановки каждого города и района, установить квоты и бронь для слабо защищенной категории населения и определить меры экономического стимулирования работодателей, взявших на себя обязанности трудоустройства этих людей.
3. Поощрять и поддерживать создание малых предприятий, которые отличались бы мобильностью и оперативностью, быстро реагировали на изменение спроса в выпуске продукции и, как следствие, устойчиво продолжали работать, сохраняя свои коллективы и привлекая дополнительно рабочую силу из числа высвобожденных.
4. В регионах со значительным количеством безработных рассмотреть возможность создания дополнительных женских рабочих мест, используя экономические рычаги для работодателей в виде льготного налогообложения, финансовые источники хозяйств, бюджета и фонда занятости, осуществлять меры по организации общественных работ для занятия трудом женщин.
5. Установить льготы по платежам из прибыли в местный бюджет в размере 50% средств, затраченных работодателями на оплату труда женщин, занятых на общественных работах.
Министр
О.Гвоздарев