Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 12 февраля 1992 года N  

О НЕДРАХ

Принят
Верховным Советом Коми ССР
12 февраля 1992 года

(в ред. Законов РК от 02.02.1996 N 11-РЗ;
от 04.04.2000 N 18-РЗ; от 17.07.2000 N 41-РЗ)

Утратил силу в связи с изданием Закона РК от 15.11.2001 г. N 69-РЗ

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Республики Коми, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды и рассолы.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства, граждан, проживающих на территории Республики Коми, а также прав пользователей недр.

Статья 1. Законодательство Республики Коми о недрах


Законодательство Республики Коми о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов Республики Коми.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, регулируются законодательством Российской Федерации.

Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользования


Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, а также заключаемыми в соответствии с ними федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Положения настоящего Закона, касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми, действуют на территории Республики Коми до заключения договора о разграничении предметов ведения и полномочий в области регулирования отношений недропользования между Российской Федерацией и Республикой Коми.

Органы местного самоуправления Республики Коми вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и Республики Коми. (часть 3 в ред. Закона РК от 04.04.2000 N 18-РЗ)

Статья 3. Собственность на недра


Недра на территории Республики Коми, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой это допускается настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности Республики Коми, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статья 4. Фонд недр Республики Коми


Фонд недр Республики Коми является составной частью единого государственного фонда недр Российской Федерации и состоит из используемых и неиспользуемых участков недр в пределах территории Республики Коми.

Владение, пользование и распоряжение фондом недр Республики Коми осуществляется в интересах народа Республики Коми и всех народов Российской Федерации.

Статья 5. Участки недр федерального значения


Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений органов государственной власти Российской Федерации и Главы Республики Коми.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Статья 6. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования


В соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) разработка и совершенствование федерального законодательства о недрах;

2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально - сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6) определение совместно с органами государственной власти Республики Коми перечня полезных ископаемых, относимых на территории Республики Коми к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, республиканского значения и местного значения;

7) составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

8) распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;

9) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;

10) распоряжение совместно с органами государственной власти Республики Коми фондом недр Республики Коми, за исключением участков федерального значения;

11) определение совместно с органами государственной власти Республики Коми условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции;

12) координация научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;

14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между Республикой Коми и другими субъектами Российской Федерации;

15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;

16) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения.

Реализация общей федеральной политики недропользования в Республике Коми осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и соответствующими органами государственной власти Республики Коми.

Статья 7. Компетенция Государственного Совета Республики Коми в сфере регулирования отношений недропользования


В компетенцию Государственного Совета Республики Коми в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) принятие и изменение законов Республики Коми и иных законодательных актов Республики Коми;

2) обеспечение контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона, единообразным применением законодательства Республики Коми о недрах;

3) утверждение по представлению Главы Республики Коми республиканской программы развития и использования минерально - сырьевой базы;

4) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

5) определение общего порядка проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

6) ратификация международных и межгосударственных договоров и соглашений в области рационального размещения и использования минерально - сырьевой и топливно - энергетической базы Республики Коми;

7) приостановление действия на территории Республики Коми законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми в области использования и охраны недр, с одновременным обращением в Конституционный Суд Российской Федерации.

В компетенцию Государственного Совета Республики Коми входит регулирование и других вопросов в области использования и охраны недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 8. Компетенция Главы Республики Коми в сфере регулирования отношений недропользования


В компетенцию Главы Республики Коми в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) участие в разработке и реализации государственных (федеральных) программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Российской Федерации на территории Республики Коми;

2) разработка и реализация республиканской программы развития и использования минерально - сырьевой базы;

3) распоряжение совместно с Российской Федерацией фондом недр Республики Коми и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального значения, республиканского значения и местного значения;

4) защита интересов малочисленных народов; защита прав пользователей недр и интересов граждан; разрешение в пределах своих полномочий споров по вопросам пользования недрами;

5) заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр республиканского и местного значения.

В компетенцию Главы Республики Коми входит регулирование и других вопросов в области использования и охраны недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

В соответствии с Законом Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Глава Республики Коми или по его поручению иные республиканские органы исполнительной власти вправе передавать федеральным органам исполнительной власти на основании соглашения с ними выполнение части своих полномочий в области использования и охраны недр, а также принимать на себя исполнение полномочий, переданных им федеральными органами исполнительной власти. Объем и характер полномочий, передаваемых республиканскими органами исполнительной власти федеральным органам, предварительно согласовываются с Государственным Советом Республики Коми.

Статья 9. Компетенция республиканского органа управления фондом недр


В компетенцию республиканского органа управления фондом недр входят:

1) создание и ведение республиканского фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и соответствующих местных бюджетов;

2) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

3) составление республиканских балансов запасов и ведение кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр республиканского и местного значения в установленных пределах;

5) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр республиканского и местного значения;

6) определение порядка и условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

7) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр на территории Республики Коми в соответствии с установленным порядком.

В компетенцию республиканского органа управления фондом недр входит регулирование и других вопросов в области использования и охраны недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Республиканский орган управления фондом недр наделяется полномочиями территориального подразделения федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 10. Компетенция представительных органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования


(в ред. Закона РК от 04.04.2000 N 18-РЗ)

В компетенцию представительных органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) контроль за соблюдением настоящего Закона на соответствующей территории;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»