Сеть образовательных организаций культуры и искусства Пензенской области составляют 63 образовательные организации. В том числе: 3 профессиональные образовательные организации, 59 организаций дополнительного образования (детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, цирковая школа). В них обучается 18100 обучающихся. За последние три года рост контингента составил 26%. Процент охвата детей художественным образованием от общего количества детей от 5 до 17 лет включительно составил 18,2%.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 26.09.2013 N 496-рП)
В целях наиболее полного охвата детей художественным образованием на селе были созданы филиалы ДМШ, ДШИ и ДХШ, расположенные в общеобразовательных школах, дошкольных и культурно-досуговых учреждениях. В настоящее время открыт 301 филиал, в них обучается 7206 учащихся.
Количество педагогов, работающих в образовательных учреждениях культуры и искусств в Пензенской области, - 1750 чел., из них 1501 чел. работают в ДМШ, ДШИ, ДХШ, 46,6% от общего числа преподавателей в школах имеют высшее специальное образование (в среднем по России доля преподавателей с высшим образованием от общего числа работников составляет 45,3 процента).
Обеспеченность музыкальными инструментами и другим специальным оборудованием составляет 70% от потребности. Процент износа оборудования составляет 65%.
Одним из важнейших направлений деятельности системы художественного образования является выявление и поддержка одаренных детей через систему творческих конкурсов, фестивалей, выставок по всем специальностям детского художественного образования. Одаренные дети Пензенской области успешно принимают участие в международных и всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках.
SWOT-анализ системы художественного образования:
┌═════════════════════════════════════┬═══════════════════════════════════‰
│ Сильные стороны │ Слабые стороны │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│В регионе приняты и действуют │Несовершенство нормативной правовой│
│долгосрочные целевые программы │базы системы образования в сфере │
│"Культура Пензенской области на │культуры и искусства (с учетом │
│2009 - 2013 годы" и "Дети Пензенской │специфики деятельности). │
│области" на 2009 - 2013 годы, │Устаревшая учебная и │
│предусматривающие государственную │материально-техническая база │
│поддержку детских школ искусств и │учреждений среднего │
│творчески одаренных детей. │профессионального образования не │
│Учреждениями среднего │соответствует требованиям │
│профессионального образования области│опережающей подготовки кадров, │
│осуществляется обучение по широкому │запросам работодателей. │
│спектру специальностей. │Недостаточные социальные гарантии у│
│Высококвалифицированный │педагогических работников системы │
│педагогический состав организаций, │художественного образования │
│осуществляющих образовательную │ │
│деятельность, обеспечивает высокий │ │
│уровень подготовки специалистов. │ │
│(в ред. распоряжения Правительства Пензенской обл. от 26.09.2013│
│N 496-рП) │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│ Возможности │ Угрозы │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│Поддержка творчески одаренных детей и│Недооценка в социальной практике │
│молодежи через систему творческих │роли художественной культуры как │
│конкурсов, фестивалей, выставок по │влиятельного фактора динамичного │
│всем специальностям детского │развития общества. │
│художественного образования. │Культурный нигилизм значительной │
│Методическое обеспечение деятельности│части молодежи, подвергающей │
│образовательных учреждений в сфере │сомнению и отрицанию ценностей │
│культуры и искусства осуществляется │искусства. Переход на платную │
│областным учебно-методическим центром│систему обучения в системе │
│системы культуры Пензенской области. │дополнительного и среднего │
│ │профессионального образования детей│
│ │в сфере культуры и искусства. │
│ │Утрата массового характера обучения│
│ │в детских школах искусств. │
└═════════════════════════════════════┴═══════════════════════════════════…