Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 26.09.2013) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Пензенской области от 15.07.2019 N 369-рП)


Образование в сфере культуры и искусства

Сеть образовательных организаций культуры и искусства Пензенской области составляют 63 образовательные организации. В том числе: 3 профессиональные образовательные организации, 59 организаций дополнительного образования (детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, цирковая школа). В них обучается 18100 обучающихся. За последние три года рост контингента составил 26%. Процент охвата детей художественным образованием от общего количества детей от 5 до 17 лет включительно составил 18,2%.

(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 26.09.2013 N 496-рП)

В целях наиболее полного охвата детей художественным образованием на селе были созданы филиалы ДМШ, ДШИ и ДХШ, расположенные в общеобразовательных школах, дошкольных и культурно-досуговых учреждениях. В настоящее время открыт 301 филиал, в них обучается 7206 учащихся.

Количество педагогов, работающих в образовательных учреждениях культуры и искусств в Пензенской области, - 1750 чел., из них 1501 чел. работают в ДМШ, ДШИ, ДХШ, 46,6% от общего числа преподавателей в школах имеют высшее специальное образование (в среднем по России доля преподавателей с высшим образованием от общего числа работников составляет 45,3 процента).

Обеспеченность музыкальными инструментами и другим специальным оборудованием составляет 70% от потребности. Процент износа оборудования составляет 65%.

Одним из важнейших направлений деятельности системы художественного образования является выявление и поддержка одаренных детей через систему творческих конкурсов, фестивалей, выставок по всем специальностям детского художественного образования. Одаренные дети Пензенской области успешно принимают участие в международных и всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках.

SWOT-анализ системы художественного образования:

┌═════════════════════════════════════┬═══════════════════════════════════‰
│           Сильные стороны           │          Слабые стороны           │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│В регионе приняты и действуют        │Несовершенство нормативной правовой│
│долгосрочные целевые программы       │базы системы образования в сфере   │
│"Культура Пензенской области на      │культуры и искусства (с учетом     │
│2009 - 2013 годы" и "Дети Пензенской │специфики деятельности).           │
│области" на 2009 - 2013 годы,        │Устаревшая учебная и               │
│предусматривающие государственную    │материально-техническая база       │
│поддержку детских школ искусств и    │учреждений среднего                │
│творчески одаренных детей.           │профессионального образования не   │
│Учреждениями среднего                │соответствует требованиям          │
│профессионального образования области│опережающей подготовки кадров,     │
│осуществляется обучение по широкому  │запросам работодателей.            │
│спектру специальностей.              │Недостаточные социальные гарантии у│
│Высококвалифицированный              │педагогических работников системы  │
│педагогический состав организаций,   │художественного образования        │
│осуществляющих образовательную       │                                   │
│деятельность, обеспечивает высокий   │                                   │
│уровень подготовки специалистов.     │                                   │
│(в   ред.   распоряжения   Правительства  Пензенской  обл.  от 26.09.2013│
│N 496-рП)                                                                │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│             Возможности             │              Угрозы               │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│Поддержка творчески одаренных детей и│Недооценка в социальной практике   │
│молодежи через систему творческих    │роли художественной культуры как   │
│конкурсов, фестивалей, выставок по   │влиятельного фактора динамичного   │
│всем специальностям детского         │развития общества.                 │
│художественного образования.         │Культурный нигилизм значительной   │
│Методическое обеспечение деятельности│части молодежи, подвергающей       │
│образовательных учреждений в сфере   │сомнению и отрицанию ценностей     │
│культуры и искусства осуществляется  │искусства. Переход на платную      │
│областным учебно-методическим центром│систему обучения в системе         │
│системы культуры Пензенской области. │дополнительного и среднего         │
│                                     │профессионального образования детей│
│                                     │в сфере культуры и искусства.      │
│                                     │Утрата массового характера обучения│
│                                     │в детских школах искусств.         │
└═════════════════════════════════════┴═══════════════════════════════════…