Для реализации поставленных задач необходимо задействовать следующие механизмы:
1) правовой, связанный с формированием правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни;
2) финансово-экономический, ориентированный на создание благоприятных материальных условий для развития отрасли;
3) организационный, связанный с внедрением современных эффективных инструментов реализации культурной политики в регионе;
4) идеологический, предусматривающий формирование в обществе критериев восприятия искусства, художественного вкуса, культуры межличностных отношений;
5) социально-психологический, направленный на повышение престижа профессий, связанных с культурой и искусством, статуса высококультурного и образованного человека;
6) информационный.
Поэтапное внедрение данных механизмов связано с реализацией следующих мероприятий:
Первый этап: 2011 - 2015 годы:
1) переход наряду с долгосрочным планированием на стратегическое планирование развития отрасли, разработка стратегий и концепций развития отдельных направлений и видов культурной деятельности в Пензенской области;
2) совершенствование нормативно-правовой базы;
3) создание развитой инфраструктуры культуры, обеспечение ее многообразия;
4) разработка и внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения и оценки результатов культурной деятельности, включая мониторинг качества услуг, оказываемых учреждениями культуры;
5) совершенствование вертикальных связей между субъектами управления и горизонтальных связей между различными субъектами культуры, в том числе на договорной основе, использование ресурса межведомственного взаимодействия при решении отдельных проблем отрасли;
6) расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ;
7) вовлечение культурного наследия в социально-экономическую деятельность, развитие культурного туризма;
8) расширение системы поощрения организаций культуры и творческих работников;
Второй этап: 2016 - 2020 годы:
1) внедрение механизмов государственно-частного партнерства и меценатства в сферу культуры;
2) переход отрасли на многоканальный механизм финансирования;
3) вывод государственного капитала из процесса финансирования культурных проектов, не обладающих социальной значимостью;
4) адресная целевая поддержка социально значимых культурных инициатив, проектов и программ.