РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июля 2012 года N 358-рП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской обл. от 30.08.2013 N 446-рП, от 26.09.2013 N 496-рП)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Пензенской области от 15 июля 2019 года N 369-рП
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), учитывая значимость культуры для развития Пензенской области, ее определяющую роль в формировании гражданского общества, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы культуры, искусства, архивного дела и реализации государственной политики в развитии туризма.
(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 26.09.2013 N 496-рП)
Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской обл.
от 30.08.2013 N 446-рП, от 26.09.2013 N 496-рП)
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, отмечается, что повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого потенциала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого потенциала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:
переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.
Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного дела, концертной и театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, равный доступ к культурным ценностям всех групп и слоев населения.
Государственная политика в сфере развития культуры в Пензенской области направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, на повышение уровня вовлеченности жителей Пензенской области в культурную жизнь региона, расширение ассортимента культурных услуг для социально незащищенных слоев населения.
Положения Концепции опираются на ранее утвержденные региональные долгосрочные целевые программы развития сферы культуры, сохраняя преемственность в их отношении, на комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, на данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики.
Концепция не содержит конкретных мероприятий, она носит установочный характер, но может быть использована при разработке программ, планов, проектов органами государственной власти и учреждениями культуры различных организационно-правовых форм.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития сферы культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы развития культуры в Пензенской области.
Пензенская область обладает значительным культурным потенциалом: богатейшее историко-культурное наследие и разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования.
Осознавая важную роль культуры в современном обществе, и рассматривая ее в качестве одного из важнейших ресурсов не только социального, но и экономического развития региона ежегодно увеличивается доля ассигнований на культуру в общих расходах консолидированного бюджета Пензенской области, в 1998 году она составляла 2,6%, а в 2011 году - 3,8%.
В настоящее время культура в Пензенской области представлена обширной многопрофильной сетью учреждений культуры и искусства:
┌══════════════════════════════════════════════════════════════┬══════════‰
│ Вид учреждения культуры │Количество│
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Театры │ 5 │
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Концертные организации │ 1 │
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Клубы │ 614 │
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Общедоступные (публичные) библиотеки │ 624 │
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Музеи │ 10 │
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Парки │ 9 │
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Зоопарки │ 1 │
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Профессиональные образовательные организации культуры и │ 3 │
│(в ред. распоряжения Правительства Пензенской обл. от 26.09.2013│
│N 496-рП) │
│искусства │ │
├══════════════════════════════════════════════════════════════┼══════════┤
│Муниципальные учреждения дополнительного образования детей │ 59 │
└══════════════════════════════════════════════════════════════┴══════════…
В учреждениях культуры и искусства Пензенской области работает 9079 человек, в том числе специалистов 5931 человек, из которых 38,5% работников имеют высшее образование, 49,4% - среднее специальное образование и 12% - общее образование. Из специалистов, имеющих общее образование, 31,1% специалистов в настоящее время обучается в вузах, 14,0% - в ССУЗах, в связи с чем в ближайшие годы ожидается значительное качественное улучшение уровня специалистов отрасли, что особенно актуально для сельских муниципальных образований.
В 2011 году средняя заработная плата работников культуры составила 7,2 тыс. рублей, в том числе средняя заработная плата в государственных учреждениях культуры составила 9,6 тыс. рублей и в муниципальных учреждениях культуры - 6,7 тыс. рублей.
Анализируя динамику заработной платы с 2002 года, можно сделать вывод, что средняя заработная плата по отрасли "Культура" выросла в 5 раз, однако средняя заработная по Пензенской области за тот же период выросла в 5,7 раза. Таким образом, заработная плата работников культуры остается самой низкой в социальной сфере и составляет на сегодняшний день лишь 45% от средней заработной платы по Пензенской области.
Из-за низкого уровня заработной платы работников отрасль культуры остается малопривлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг, оказываемых населению в сфере культуры, сегодня направлено на повышение ответственности поставщиков этих услуг в лице бюджетных учреждений, сосредоточения большего объема услуг, а следовательно, и финансовых ресурсов у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - на повышение конкурентоспособности предоставления услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора. Одной из проблем отрасли, сдерживающей ее развитие, является то, что иные субъекты культурной деятельности, помимо бюджетных, с их интересами и стратегиями действия в сложившуюся систему государственной и муниципальной культуры еще практически не вовлечены.
Историко-культурное наследие Пензенской области представляет собой капитал невозместимой ценности.
На территории Пензенской области расположено 367 объектов культурного наследия, 46 из которых имеют статус памятников истории и культуры федерального значения, 321 объект имеет статус памятников истории и культуры регионального значения. Наибольшее количество объектов культурного наследия расположено в городе Пензе - 150. Остальные располагаются в муниципальных районах Пензенской области.
13 городов и сел Пензенской области, сохранившие историческую планировочную структуру, ценные градостроительные ансамбли и комплексы, памятники истории и культуры, отнесены к числу исторических населенных мест России. Это Пенза, Кузнецк, Сердобск, Нижний Ломов, Белинский, Беднодемьяновск, Городище, Вадинск, Мокшан, Наровчат, село Лермонтово, Ершово, Поим Белинского района. На территории Пензенской области расположен особо ценный объект культурного наследия "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" (Указ Президента Российской Федерации от 02.04.1997 "О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации".
Ежегодно ремонтно-реставрационные работы ведутся на 6 - 7 объектах культурного наследия с участием бюджетов всех уровней.
SWOT-анализ сферы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Пензенской области
┌═════════════════════════════════════┬═══════════════════════════════════‰
│ Сильные стороны │ Слабые стороны │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│Историко-культурное наследие │Отсутствует система постоянного │
│Пензенской области уникально по │мониторинга в части охраны объектов│
│богатству и видовому разнообразию. │культурного наследия с │
│Большое количество населенных пунктов│использованием необходимых │
│области является привлекательным для │социальных и экономических │
│туристов с точки зрения их │индикаторов оценки эффективности. │
│историко-культурного наследия. │Отсутствие объектов культурного │
│Идентичность и своеобразие │наследия муниципального (местного) │
│историко-культурного наследия │значения. Недостаточная │
│обеспечивают условия для формирования│экономическая выгода от пользования│
│гражданской гордости и чувства │памятниками. Несовершенство │
│принадлежности к местному сообществу │нормативно-правовой базы в области │
│у жителей и создают положительный │сохранения, использования, │
│образ Пензенской области в │популяризации и государственной │
│общероссийском и глобальном контексте│охраны объектов культурного │
│развития территорий. Активное │наследия. │
│вовлечение объектов │Замедленные темпы внедрения │
│историко-культурного наследия в │механизма государственно-частного │
│культурную жизнь региона создает │партнерства в данной сфере. Слабая │
│условия для повышения его │социальная реклама в сфере охраны │
│инвестиционной привлекательности. │объектов культурного наследия. │
│Органом исполнительной власти │ │
│Пензенской области, уполномоченным по│ │
│сохранению объектов культурного │ │
│наследия, является Управление │ │
│культуры и архива │ │
│Пензенской области. В составе │ │
│Управления имеется структурное │ │
│подразделение - отдел охраны объектов│ │
│культурного наследия, осуществляющее │ │
│полномочия по сохранению и │ │
│государственной охране памятников │ │
│истории и культуры, которое активно │ │
│сотрудничает с государственными │ │
│учреждениями, общественными │ │
│организациями и иными организациями, │ │
│чья деятельность так или иначе │ │
│связана с сохранением │ │
│историко-культурного наследия. │ │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│ Возможности │ Угрозы │
├═════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════┤
│Принятие долгосрочной целевой │Нарастающая угроза невосполнимых │
│программы сохранения и популяризации │потерь в культурном наследии. │
│объектов культурного наследия, │Разрушение (физическая утрата) │
│увеличивающей бюджетные расходы на │памятников истории и культуры. │
│данные цели. Участие частных │Уничтожение или повреждение │
│инвесторов и общественных организаций│памятников истории и культуры, а │
│в сохранении и развитии │также культурного слоя в процессе │
│историко-архитектурной среды. │строительных работ. Нанесение │
│Организация получения дополнительного│гражданами ущерба памятникам │
│профессионального образования │истории и культуры в силу │
│специалистов в области сохранения и │недостаточной пропаганды │
│государственной охраны объектов │культурного наследия среди детей и │
│культурного наследия. │юношества, а также слабой │
│Создание системы популяризации │информированности населения в │
│историко-культурного наследия │целом. │
│Пензенской области. │ │
│(в ред. распоряжения Правительства Пензенской обл. от 30.08.2013│
│N 446-рП) │
└═════════════════════════════════════┴═══════════════════════════════════…
Музеи в Пензенской области являются не только хранителями своих собраний и важнейшей составляющей культурного потенциала региона, но и обретают значение образовательно-воспитательных институтов, активно принимающих участие в формировании исторического и культурного самосознания, патриотического воспитания граждан.
10 музеев в Пензенской области имеют статус юридических лиц, 7 из которых расположены в сельской местности. Остальные функционируют как отделы краеведения муниципальных учреждений культуры в Пензенской области.
На территории Пензенской области (с. Лермонтово Белинского района) расположен 1 музей федерального подчинения - ФГБУК "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы". Количество экспонатов основного музейного фонда музея "Тарханы" составляет 16202 предмета, посещаемость музея составляет примерно 200000 человек в год.
В Пензенской области также функционирует 3 государственных музея областного подчинения, среди которых: ГБУК "Пензенский государственный краеведческий музей" (число единиц основного музейного фонда - 95748 единиц), ГБУК "Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого" (число единиц основного музейного фонда - 26527 единиц), ГБУК "Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области" (число единиц основного музейного фонда - 33609 единицы). Все государственные музеи Пензенской области имеют официальные сайты и страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В музейную деятельность Пензенской области активно внедряются современные компьютерные и информационные технологии. На сегодняшний день во всех государственных музеях Пензенской области установлена и функционирует система КАМИС - самая мощная современная музейная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач. 17% от общего числа музейных экспонатов занесено в музейную электронную базу данных.
За последние годы наблюдается положительная динамика посещаемости гражданами музеев в Пензенской области. Так, в 2009 году посещаемость музеев в Пензенской области составила 435400 человек, в 2011 году эта цифра составила 456900 человек.
Государственные и муниципальные музеи Пензенской области активно разрабатывают региональные туристические маршруты. Развитие историко-культурного туризма является реальной возможностью повышения посещаемости музеев в Пензенской области.