Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 18.11.2010 N 753-пП (с последующими изменениями) (утратило силу на основании постановления Правительства Пензенской области от 14.04.2014 N 249-пП)

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Необходимость подготовки долгосрочной целевой программы Пензенской области "Профилактика правонарушений в Пензенской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) вызвана тем, что преступность, несмотря на принимаемые меры, приобретает характер реальной угрозы для безопасности жителей Пензенской области. Правоохранительным органам удается противодействовать этому процессу, однако усилия, предпринимаемые для решения данной проблемы, не в полной мере соответствуют экономическому, социальному, моральному и физическому урону, наносимому обществу и отдельно взятому человеку. Кроме того, высокий уровень преступности может отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность региона. В 2010 году в соответствии с решением Правительства Пензенской области прекращается действие долгосрочных целевых программ Пензенской области: "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Пензенской области на 2009-2012 годы", "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы на 2010 - 2013 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Пензенской области на 2009 - 2012 годы", "Профилактика террористической и экстремистской деятельности в Пензенской области на 2009-2012 годы", "Противодействие коррупции в Пензенской области на 2010-2012 годы". В целях сокращения количества долгосрочных целевых программ, исключения дублирования мероприятий вышеназванные Программы объединяются в единую программу "Профилактика правонарушений в Пензенской области на 2011 -2013 годы". Реализация программ и иных нормативных правовых актов в сфере профилактики преступлений и иных правонарушений привели к снижению уровня преступности в Пензенской области в 2009 году до 1541,7 на 100 тыс. населения (2008 - 1680,9 на 100 тыс. населения), что является ниже показателя Приволжского федерального округа (ПФО - 2116,7 на 100 тыс. населения) и целом по Российской Федерации (2110,5 на 100 тыс. населения).

Целенаправленная организация работы по созданию и функционированию в области государственной системы профилактики правонарушений позволила добиться снижения общей преступности за 7 месяцев 2010 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 18,1 % (10167-12417).

Тяжкие и особо тяжкие преступлений снизились на 19,5% (2851-2295), убийства на 38,2% (76-47), кражи чужого имущества на 20,7% (4877 - 3869).

Значительно сократились такие виды преступлений, как грабежи - на 31,8%, разбои на 55,3%. На 20,3 % сократилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, на улицах на 20,5%, в состоянии опьянения на 17,6%, ранее совершавшими преступления - на 8,8%.

Комплекс принимаемых профилактических мер позволил добиться на 19,3% сокращения числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (311-251) их удельный вес уменьшился с 4,6% до 3,8%.

Вместе с тем рост подростковой преступности отмечается в 15 муниципальных районах Пензенской области: Вадинском, Иссинском, Камешкирском, Мокшанском, Кузнецком, Лопатинском, Лунинском, Малосердобинском, Наровчатском, Никольском, Пачелмском, Сердобском, Спасском, Сосновоборском, Шемыщейском, а также в г. Кузнецке.

При общем снижении на 20,3% числа преступлений, совершенных в общественных местах, рост преступлений данной категории допущен в 7 муниципальных районах Пензенской области. Причиной совершения деяния данного вида, как правило, является недостаточно эффективная профилактическая работа в муниципальных образованиях.

Оценивая оперативную обстановку, можно предположить рост преступлений, совершенных ранее совершавшими лицами, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также относящихся к категории тяжких и особо тяжких.

На криминогенную ситуацию в Пензенской области существенное влияние оказывают ее географическое положение, многонациональный состав населения, продолжающаяся миграция беженцев и вынужденных переселенцев. Возникают некоторые элементу скрытой напряженности, неприязненного отношения к представителям других национальностей, так называемый "бытовой национализм".

Предполагается возрастание технической оснащенности и вооруженности организованных преступных группировок, повышение их криминального профессионализма и уровня организованности.

В этих условиях потребуется усиление взаимодействия правоохранительных органов с органами исполнительной власти Пензенской области, использование в профилактике преступлений и иных правонарушений возможностей общественных организаций и населения, средств массовой информации.

Возможности для реализации системы мер по борьбе с преступностью и организации профилактической работы по ее предупреждению в Пензенской области имеются. Правоохранительные органы, министерства и ведомства Пензенской области накопили опыт работы в новых социально-экономических условиях. Развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество по борьбе с преступностью. Вместе с тем требуется совершенствование комплексного подхода и координации действий в этом направлении.

Терроризм в современных условиях стал основным источникам угроз для населения нашей страны, в том числе и для жителей Пензенской области.

В этой связи государственная политика в сфере борьбы с этим опасным социальным явлениям является важным звеном в системе мер, направленных на обеспечение национальной безопасности России.

Правоохранительным органам, заинтересованным ведомствам и организациям удается в значительной степени не допускать актов терроризма на территории региона. Однако в настоящее время уровень террористической опасности остается достаточно высоким, поэтому указанные проблемы требуют повышенного внимания со стороны правоохранительных структур, органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, а также активного участия общественных, религиозных объединений, средств массовой информации и иных заинтересованных структур.

Одним из основных угрозообразующих факторов в указанном направлении является наличие на территории региона критически важных для национальной безопасности объектов, потенциально опасных производств, объектов жизнеобеспечения населения, а также большого количества объектов с массовым пребыванием граждан (прежде всего, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультурно-оздоровительных и торгово-развлекательных комплексов). Совершение террористических актов на таких объектах может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций межрегионального масштаба, большим человеческим жертвам, серьезному экономическому и социально-политическому ущербу.

Анализ ситуации в сфере противодействия терроризму показывает, что многие из объектов указанных категорий, несмотря на активизацию на них защитных антитеррористических мероприятий, являются уязвимыми в диверсионно-террористическом отношении и требуют проведения дополнительных мероприятий по повышению их антитеррористической устойчивости. Однако материально-техническое обеспечение антитеррористической деятельности на многих из объектов указанных категорий (прежде всего, учреждений образования, здравоохранения, культуры, торговли и досуга) явно недостаточно, в том числе и по объективным причинам.

В учреждениях образования, здравоохранения, культуры, физкультурно-оздоровительных и торгово-развлекательных комплексах следует отметить отсутствие надежного контрольно-пропускного режима, инженерно-технических средств контроля за прилегающей территорией, навыков поведения обучающихся, педагогического и медицинского персонала, посетителей и сотрудников в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами и пожарами.

Неэффективная организация профилактической антитеррористической работы в муниципальных районах и городских округах Пензенской области, где также сосредоточено достаточно большое количество уязвимых в диверсионно-террористическом отношении объектов различных категорий, в том числе объектов критической инфраструктуры, а также проживает большое количество граждан.

В недостаточной мере организовано информационно-пропагандистское освещение заинтересованными структурами антитеррористической деятельности в регионе, низок уровень бдительности и просвещенности населения в вопросах противодействия терроризму, средства массовой информации уделяют недостаточное внимание проблемам антитеррористической защищенности населения и безопасности уязвимой инфраструктуры Пензенской области.

Предусмотренные Программой меры основаны на изучении главных криминологических тенденций на территории Пензенской области, на прогнозируемых оценках их дальнейшего развития, сложившейся практике и опыте борьбы с преступностью, в том числе на основе применения ранее действовавших на территории Пензенской области аналогичных программных документов.

Разработка Программы обусловлена необходимостью интеграции усилий органов исполнительной власти Пензенской области и правоохранительных органов в целях поддержания постоянного взаимодействия между ними по вопросам разработки и реализации эффективных мер предупреждения преступлений, согласованного противодействия преступности, снижения ее уровня, а также устранение факторов, оказывающих негативное влияние на криминогенную обстановку.

В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р (с последующими изменениями), указано, что необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.

Коррупция представляет реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, правам человека и социальной справедливости. Коррупция подрывает доверие населения к власти, существенно затрудняет экономическое развитие.

Коррупция - сложное комплексное общественное явление, поэтому требуется формирование специфических принципов правового регулирования. Данные принципы не сводятся только к введению санкций и их усилению. Центр тяжести должен быть перенесен на комплексный подход и сочетание различных средств: юридических, экономических, организационных, воспитательных и др.

В этой связи необходимо принятие специальных мер, направленных на снижение коррупции.

Настоящая Программа является важной составной частью антикоррупционной политики и обеспечивает согласованное проведение мероприятий, направленных на предупреждение и искоренение коррупции.

Современная ситуация в Пензенской области характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу здоровью населения, экономике области, правопорядку, а также безопасности государства.