Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ (с изменениями на: 21.10.2011)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствующих профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создающему условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Анализ существующей системы школьного питания показал, что негативное воздействие на организацию питания школьников оказывают следующие факторы:

- неэффективное использование площадей комбинатов школьного питания г. Заречного, Каменского района;

- устаревшая материально-техническая база и износ оборудования школьных пищеблоков г. Заречного, Каменского и Пензенского районов;

- школьные пищеблоки не полностью обеспечены посудой и инвентарем,

- несоблюдение натуральных норм продуктового набора для школьного питания и принципов сбалансированного питания;

- недостаточность профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих школьное питание,

- несовершенство системы управления организацией школьного питания.

Пензенская область в 2008 и 2009 годах являлась участником федерального экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации (муниципальные образования региона - г. Пенза, г. Кузнецк, Каменский район). В 2010 году было принято решение о продолжении реализации проекта по совершенствованию организации питания с финансовой поддержкой из средств бюджета Пензенской области и муниципальных бюджетов (муниципальные образования региона - г. Заречный, Пензенский район). За 3 года проект реализован в 108 общеобразовательных учреждениях Пензенской области (что составляет 18,5% от общеобразовательных учреждений Пензенской области, в которых обучается 47,8% от общего количества школьников Пензенской области).

С 2007 года оснащенность современным технологическим оборудованием школьных пищеблоков увеличилась в 6 раз (2007 год - 27 образовательных учреждений, 2010 год - 167 образовательных учреждений).

В области совершенствуется и развивается система непрерывного повышения квалификации педагогических работников по вопросам совершенствования организации школьного питания. За 3 года проведены сертификационные курсы для заведующих производством школ и поваров образовательных учреждений по программе дополнительного профессионального образования "Организация питания в образовательных учреждениях" на базе ЗАО "УМЦ "Голицыно" г. Москва, ГОУ ВПО ПГТА, ООО "ДИЗА". Сертификат получили 247 человек.

За счет реализации проекта процент охвата обучающихся в школах-участниках эксперимента всеми видами питания составляет 100%, горячим питанием - 93%.

Однако необходимо продолжать работу в данном направлении, а именно сформировать современную систему управления и контроля за организацией питания обучающихся общеобразовательных учреждений на основе программно-целевого метода управления, что позволит обеспечить скоординированное решение проблем школьного питания и осуществить эффективное соединение программных целей с путями их достижения, определить объем и адресность использования финансовых средств.

В 2011 году создана региональная стажировочная площадка на базе ГБОУ СПО Пензенской области "Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции". Предполагается дальнейшее совершенствование содержания программы повышения квалификации педагогических работников и производственного персонала школьных комбинатов и пищеблоков, включение в ее содержание следующих вопросов:

- использование современных технологий, высокопроизводительного оборудования для приготовления пищи (в том числе пароконвектоматов);

- внедрение новых методов обслуживания школьников;

- проведение мониторинга качественной составляющей рационов школьного питания через использование соответствующего программного обеспечения, позволяющего проводить оценку пищевой и биологической ценности блюд и готовых кулинарных изделий по показателям нутриентной адекватности, проводить анализ сбалансированности меню школьных обедов и завтраков, а также его соответствия существующим медико-биологическим требованиям;

- формирование культуры здорового питания.

В качестве пилотных площадок для реализации Программы выбраны муниципальные образования региона, которые уже включились в проект в 2009 - 2010 годах, - г. Заречный, Каменский и Пензенский районы. Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, находящихся на этой территории, составляет 13548 человек.

В 2011 году на экспериментальной территории планируется:

- капитально отремонтировать и переоснастить новым технологическим и холодильным оборудованием 16 пищеблоков школьных столовых;

- провести ремонт 16 обеденных залов общеобразовательных учреждений;

- обеденные залы 16 школьных столовых оснастить новой мебелью.

В целях совершенствования организации школьного питания, а также формирования навыков здорового питания обучающихся продолжение эксперимента в 2011 году также предполагает:

- изготовление готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности в комбинате школьного питания, их доготовка, в т.ч. в пароконвектоматах, и реализация через систему столовых-доготовочных;

- реализация двадцатидневного цикличного меню для трех возрастных категорий;

- разработка и внедрение сбалансированных рационов школьных завтраков и обедов для учащихся трех возрастных групп (от 7 до 10 лет; от 11 до 13 лет; от 14 до 17 лет) с учетом климатогеографических особенностей региона;

- включение в учебные планы школ - участников проекта образовательной программы "Разговор о правильном питании";

- использование в образовательном процессе региональных образовательных программ и учебно-методических пособий по формированию культуры питания школьников;

- дальнейшее проведение PR-мероприятий с использованием созданного бренда (оформление тематических стендов в школьных столовых, выпуск тематических листовок, буклетов, организация волонтерского движения с соответствующей атрибутикой, объектов социальной рекламы, в том числе специального автотранспорта);