1.1. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках
1.1.1. Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе
Агропромышленный комплекс Пензенской области представлен совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих выращивание сельскохозяйственной продукции, ее переработку, выпуск готовой продукции и реализацию ее потребителям. Здесь производится около одной пятой части валового регионального продукта.
Аграрное производство имеет целый ряд особенностей, которые оказывают влияние на структуру этой отрасли и отношения между субъектами производства. Самые значительные из них: использование в производстве больших площадей земли, большая зависимость от погодных условий, растянутый производственный цикл, использование в производстве живых организмов.
Это определило технологию производства и то обстоятельство, что в аграрном секторе преобладают небольшие, по сравнению с другими отраслями производства, предприятия.
На 01.01.2010 в области функционируют 266 сельскохозяйственных организаций, 2703 крестьянских (фермерских) хозяйства, 860 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и более 200 тысяч личных подсобных хозяйств граждан. Всего в агропромышленном комплексе области занято 32,4 тыс. человек - 7,8% от работающего населения области.
Стабильно увеличивается объем производимой сельскохозяйственной продукции.
На протяжении последних лет в отрасли животноводства наблюдается устойчивая динамика роста производства мяса всех видов. В 2009 году оно увеличилось на 5,7%, и составило 150,6 тыс. тонн.
Особенно заметный прирост достигнут в птицеводстве и свиноводстве. Реализация мяса свиней возросла на 58,3%. Производство мяса птицы возросло на 5,2%, поголовье птицы увеличилось на 9,2%.
Основное производство мяса птицы обеспечивается за счет предприятий ОАО "Птицефабрика "Васильевская", промышленное свиноводство сосредоточено в ООО РАО "Пензенская зерновая компания".
Крупными "игроками" среди предприятий по переработке сахарной свеклы и производству сахара в области являются: ОАО "Атмис-сахар" (компания "Сюкден") и ОАО "Земетчинский сахарный завод" (компания "Продимекс").
Ведущими предприятиями переработки молока и мяса в области является ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" и ОАО "Мясоптицекомбинат "Пензенский".
Планами развития агропромышленного комплекса на 2010 и последующие годы предусмотрено увеличение производства продукции растениеводства.
В связи с этим требуется строительство новых и реконструкция уже имеющихся элеваторов, хлебоприемных предприятий и овощехранилищ.
На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли:
- различия в природно-климатических условиях территорий и плодородии почв влияют на специализацию хозяйств, эффективность сельскохозяйственного производства;
- сезонные колебания в объемах производства;
- зависимость сельскохозяйственного производства от метеоусловий, что обуславливает значительные колебания объемов предложения продукции и цен;
продолжительный производственный цикл и инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен;
- необходимость соблюдения сроков реализации скоропортящейся продукции (овощи, молоко), что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок.
Факторы (барьеры), ограничивающие развитие конкуренции в агропромышленном секторе:
- недостаток материальных и финансовых ресурсов, проблемы в доступности кредитных ресурсов;
- недостаточный уровень развития кооперации;
- барьеры для вхождения в крупные торговые сети, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции;
- недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, средств коммуникации, неразвитость торговли сельскохозяйственной продукцией с использованием информационных технологий;
- трудности в предоставлении в собственность или аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования (длительность сроков в отведении земельных участков, большое количество согласований и т.п.);
- дефицит квалифицированных кадров.
В качестве мер, направленных на развитие конкуренции в агропромышленном комплексе, предусматривается следующее:
- развитие производственной и потребительской кооперации, стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;