Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ" НА 2010 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 20.01.2010)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Подготовка и реализация мероприятий Программы вызвана тем, что современная ситуация в Пензенской области характеризуется необходимостью совершенствования системы мер, направленных на социальную реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, и на создание условий для их успешной адаптации в обществе после освобождения.

В настоящее время в области функционирует 7 исправительных учреждений системы Управления Федеральной службы исполнения наказаний России, общая численность осужденных по состоянию на 01.04.2009 составляет 8725 человек, более 500 человек ожидают суда в следственных изоляторах Пензенской области. Ежегодно более 2 тысяч осужденных освобождаются из мест лишения свободы.

В 2008 году по отбытии срока наказания в Пензенской области освобожден 2141 человек. Условно досрочно освобождено 388 человек. Из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 1682 человека после освобождения из мест лишения свободы пребывают на территории г. Пензы и Пензенской области.

Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. В связи с этим одним из основных направлений социальной помощи данной категории лиц должно быть оказание им содействия в трудоустройстве. У большинства из них наблюдается значительная психологическая деформация, искажена система ценностей. Отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы оказания помощи гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, негативно влияет на криминальную ситуацию среди данной категории лиц. Так, уровень рецидивной преступности на территории Пензенской области на протяжении последних лет имеет тенденцию к увеличению (2007 г. - 21,8%, 2008 г. - 22,1%, 1 квартал 2009 г. - 23,6%). При этом уровень рецидивной преступности в течение первого года после освобождения составляет 12 - 14%. Это свидетельствует о наличии определенных проблем в регионе в вопросе социальной реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют особую социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста и подростков. Основную часть, 80% освобождающихся, составляют лица трудоспособного возраста от 18 лет до 60 лет. При этом 47% освобождающихся находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте от 29 лет до 45 лет, в возрасте для продолжения образования и труда от 18 лет до 29 лет - 33% освобождающихся. В связи с этим вовлечение лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в общественно полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования, является первостепенной задачей их социальной адаптации к нормальной жизни. Состояние рынка труда Пензенской области неоднозначно для трудоустройства лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Они менее конкурентоспособны вследствие более низкого образовательного уровня по сравнению с другими безработными. Освобождающийся из мест лишения свободы человек, попадая в общество, где фактически отсутствовал в течение срока заключения, сталкивается с трудностями при попытке включения в полноценную жизнедеятельность общества. Все эти трудности обусловлены утратой многих социальных навыков за время изоляции от общества.

Удельный вес освобождаемых с высшим и средним профессиональным образованием (10%) в 4,6 раза уступает образовательному уровню безработных на рынке труда Пензенской области (46%). По неполному среднему образованию картина обратная: число их среди освобождаемых в 2,4 раза превышает численность среди безработных (число безработных граждан, имеющих основное общее образование (9 классов) составляет 6% от общего количества безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения. К тому же среди освобождаемых 4 процента составляют лица с начальным образованием. Таким образом, среди освобождаемых лица с неполным средним и начальным образованием составляют около 24 процентов. Данные об образовательном уровне освобожденных говорят о том, что они, как правило, могут претендовать на рынок низкоквалифицированного, низкооплачиваемого труда. При этом в исправительных учреждениях содержится 1242 человека (14%), вообще не имеющих специальности.

Неразрывно с этим связан и другой блок проблем, касающийся профессионально-трудовой адаптации. Учитывая возрастной состав освобождающихся - молодежь в возрасте до 29 лет составляет 33%, - вовлечение их в систему профессионального обучения является важнейшим направлением их социальной реабилитации и конкурентоспособности на рынке труда. Существующий спрос на текущем рынке труда характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы, но имеющийся уровень квалификации не позволяет претендовать на их замещение. Отсюда следует, что в целях повышения конкурентоспособности освобожденных на рынке труда необходимо повышать их квалификационный уровень по рабочим специальностям в процессе профессионального обучения осужденных непосредственно в уголовно-исполнительной системе. В связи с этим повышение конкурентоспособности лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на рынке труда в значительной степени связано с повышением их образовательного статуса через систему образования. Существующая база профессиональных училищ, функционирующих при исправительных учреждениях, не позволяет в полной мере и с должной эффективностью осуществлять этот процесс. Устаревшее оборудование не позволяет обучать осужденных специальностям, конкурентным на рынке труда области. Отсутствие достаточных объемов производства не позволяет привлечь к труду максимальное количество осужденных. В результате этого меньшему количеству осужденных удается привить и закрепить необходимые профессиональные навыки, которые могли бы им пригодиться в период реабилитации и адаптации после освобождения. Так, к оплачиваемому труду привлечено только 18,5% осужденных. В связи с этим актуальными являются мероприятия, направленные на предоставление предприятиям Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области региональных заказов на производство и поставку изделий легкой, деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности для нужд организаций здравоохранения, образования, социальной защиты Пензенской области и оснащение учебно-методических комплексов профессиональных училищ N 118 и N 119 необходимым для предоставления и развития трудовых навыков оборудованием.

Анализ сложившейся обстановки показывает, что меры по реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, являются недостаточными, так как решают вопросы сравнительно небольшого числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Существующая нормативно-правовая база Российской Федерации и Пензенской области не позволяет в полной мере решать вопросы социальной защиты и реализовывать гражданские права этой категории населения. Отсутствует нормативно закрепленный механизм по взаимодействию органов службы занятости населения, внутренних дел, органов местного самоуправления по подготовке осужденных к освобождению, по предварительному решению вопросов их трудового и бытового устройства. Об этом свидетельствует то, что по запросам администраций исправительных учреждений ответы о проведенной работе приходят только на 22% запросов из органов местного самоуправления, на 52% - из органов службы занятости населения, на 33% - из органов внутренних дел.

Из-за нерешения этих вопросов лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, прибывая на место жительства, оказываются наедине со своими проблемами и велика вероятность возвращения некоторых из них в криминальную среду. В связи с изложенным необходимо разработать и утвердить нормативным правовым актом Пензенской области алгоритм межведомственного взаимодействия при предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства осужденных, готовящихся к освобождению.

В исправительных учреждениях создаются условия для получения осужденными высшего образования по дистанционной технологии. В настоящее время обучается пока 36 осужденных в исправительных учреждениях N 5 и N 8.

Из общего числа осужденных, находящихся в исправительных учреждениях области, порядка 1000 человек больны туберкулезом, из них болеют активной формой 63%, ВИЧ-инфицированных - свыше 200 человек, наркозависимых - более 500 человек, имеющих психические отклонения - порядка 1700 человек.

Некоторые пребывающие для проживания на территорию г. Пензы и области лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, не имеют определенного места жительства. Им предоставляется временное проживание в государственном учреждении "Пензенский дом ночного пребывания". Ежегодно временный приют в учреждении предоставляется 300 лицам без определенного места жительства, 50 из которых - лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы. Однако в штате данного учреждения отсутствует ставка психолога, не выделяются в должном объеме денежные средства на организацию питания лиц, которым предоставляется временный приют в Пензенском доме ночного пребывания.

Мероприятия Программы предусматривают создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей разрешение социальных проблем лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, способствуют сокращению сроков их реабилитации и адаптации в обществе.