РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 сентября 2009 года N 329-рП
О КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Пензенской области от 02.10.2024 N 829-рП
____________________________________________________________________
(в редакции распоряжений Правительства Пензенской области от 28.12.2011 N 828-рП, от 20.04.2015 N 171-рП)
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 10.01.2002 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями), распоряжением Правительства Пензенской области от 07.05.2009 N 103-рП "О мерах по соблюдению природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Пензенской области", с учетом оценки состояния окружающей среды, данной в Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008 - 2012 годы, утвержденной Законом Пензенской области от 10.10.2007 N 1369-ЗПО "О Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008 - 2012 годы" (с последующими изменениями), в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, а также руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы охраны окружающей среды.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 28.12.2011 N 828-рП)
Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
О.К.АТЮКОВА
Одобрена
распоряжением
Правительства
Пензенской области
от 23 сентября 2009 года N 329-рП
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 28.12.2011 N 828-рП, от 20.04.2015 N 171-рП)
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области на 2010 - 2012 годы (далее - Концепция) определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами на территории Пензенской области.
Концепция сформирована в соответствии с основными направлениями программы экономического и социального развития Пензенской области в целях обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду за счет внедрения эффективной системы обращения с отходами производства и потребления.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
- концепция - система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление;
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- вторичное сырье - материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- производитель отходов производства и потребления - юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, чья производственная или иная хозяйственная деятельность связана с образованием отходов (источник отходов);
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
- захламление территории - несанкционированное размещение отходов производства и потребления сплошным свалочным телом в не отведенных для этого местах или отдельно расположенные очаговые навалы отходов объемом до 10 куб. м каждый.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
В Пензенской области в год образуется более 1,3 млн. тонн отходов, представленных в основном отходами коммунального хозяйства и отходами промышленного производства.
На протяжении последнего периода прослеживается устойчивая тенденция захоронения отходов на полигонах. Среднегодовой прирост объемов образования отходов составляет 3 - 5%. От жилого фонда Пензенской области образуется 60% отходов потребления и 40% от деятельности предприятий, учреждений и организаций. По существу, в Пензенской области нет объектов индустриальной переработки и использования отходов, единственным способом обезвреживания является их захоронение в окружающей среде.
К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
Твердые коммунальные отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных после соответствующей сортировки и переработки для повторного использования. В состав твердых коммунальных отходов входят следующие компоненты, указанные в таблице.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
Виды отходов | % |
Бумага, картон | 38,2 |
Пищевые отходы | 28,6 |
Дерево, листья | 1,8 |
Текстиль | 4,9 |
Кожа, резина | 0,6 |
Полимерные материалы | 7,0 |
Кости | 1,0 |
Черный металл | 3,2 |
Цветной металл | 0,5 |
Стекло | 4,4 |
Камни, керамика | 0,7 |
Отсев менее 16 мм | 3,1 |
Прочее | 6,0 |
Отходы - всего | 100 |
Как видно из приведенных данных, твердые коммунальные отходы населенных пунктов содержат такие ценные компоненты, как бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
При захоронении твердых коммунальных отходов на полигонах эти утильные фракции безвозвратно теряются. В частности, в среднем за год по Пензенской области теряется более 400,0 тыс. тонн макулатуры, 100,0 тыс. тонн черных и цветных металлов, 14,0 тыс. тонн полимерных материалов, 500,0 тыс. тонн пищевых отходов, 8,0 тыс. тонн стекла и т.д.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
На территории области подавляющее большинство объектов по размещению и захоронению твердых коммунальных отходов не отвечает современным санитарным и экологическим требованиям. Лишь на единичных объектах осуществляется государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) состояния атмосферного воздуха, подземных вод и почвы. На полигонах и свалках имеют место самовозгорания и умышленные поджоги отходов. Общая территория свалок и зоны отчуждения стали местами экологического бедствия. Рядом с ними небезопасно жить, работать, производить сельскохозяйственную продукцию, использовать для питья подземные воды.
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 28.12.2011 N 828-рП, от 20.04.2015 N 171-рП)
Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пензенской области, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы размещения отходов и избавляются от них наиболее дешевым способом, нарушая экологические требования.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 20.04.2015 N 171-рП)
Наличие вышеперечисленных факторов формирует неблагоприятную экологическую ситуацию и потенциальную угрозу здоровью населения и качеству окружающей среды.
Ключевыми проблемами, влияющими на управление потоками всех видов отходов, являются:
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- низкий уровень извлечения из отходов вторичного сырья;
- несовершенство системы сбора, сортировки и переработки отходов, отсутствие соответствующих технологий переработки и слабое развитие системы профильных предприятий переработки отходов;
- отсутствие системы утилизации крупногабаритных отходов, в которых содержатся коммерчески привлекательные материалы;
- отсутствие эффективной системы управления обращения с опасными отходами;
- наличие слабой конкурентной среды, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов производства и потребления, включая опасные.
Целями системы обращения с отходами является создание эффективного управления и, на этой основе, благоприятного инвестиционного климата для развития индустрии переработки, использования и размещения отходов, что приведет к улучшению экологической обстановки в Пензенской области.
Цели могут быть достигнуты путем усовершенствования существующей системы управления отходами в комплексе с созданием на территории Пензенской области развитой производственной инфраструктуры по сбору, удалению, обезвреживанию и использованию отходов.