____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
11 сентября 2009 года
Внести в Программу экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы, утвержденную Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года N 1369-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2007, N 43 часть 2; 2008, N 8 часть 1; 2009, N 12 часть 1) следующие изменения:
1) в паспорте Программы:
в разделе "Основные разработчики программы" слова "Управление экономики Пензенской области" заменить словами "Управление экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области";
в разделе "Исполнители основных мероприятий" слова "органы местного самоуправления," исключить;
раздел "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования по Программе за 2008-2012 гг. составляет 125 900,199 млн. рублей, из них:
федеральный бюджет - 61 239,159 млн. рублей;
средства Российского Банка Развития - 22,5 млн. рублей;
бюджет Пензенской области - 29 825,213 млн. рублей;
собственные средства предприятий - 18 352,131 млн. рублей;
коммерческие кредиты банков - 2 477,9 млн. рублей;
иностранные кредиты - 40,0 млн. рублей;
другие источники финансирования - 13 943,296 млн. рублей;
Распределение финансирования по годам:
2008 год - 43 302,266 млн. рублей;
2009 год - 15 562,829 млн. рублей;
2010 год - 20 282,238 млн. рублей;
2011 год - 17 528,830 млн. рублей;
2012 год - 29 224,037 млн. рублей";
раздел "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"В результате реализации мероприятий Программы ожидается увеличение в реальном выражении к 2012 году по сравнению с уровнем 2006 года: валового регионального продукта - в 1,34 раза, промышленного производства - в 1,33 раза, реальных доходов населения - в 1,51 раза";
2) в разделе 1 Программы:
в пункте 1.2:
наименование пункта 1.2 изложить в следующей редакции "Основные проблемы социально-экономического развития Пензенской области, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития Пензенской области";
в абзаце третьем слова "в таблице 6" заменить словами "в таблице 6.1";
дополнить абзацем четвертым "В таблице 6.2 представлен анализ факторов развития Пензенской области, определены слабые и сильные стороны, потенциальные возможности и угрозы развития Пензенской области (СВОТ-анализ).";
в таблице 6:
наименование изложить в следующей редакции:
"Таблица 6.1. Перечень основных проблем, определяющих барьеры социального и экономического развития Пензенской области";
в столбце "Краткое описание" строки 1.3 слова "Пензенская область," исключить;
в столбце "Краткое описание" строки 2.2 слова "Производство и распределение электроэнергии воды" заменить словами "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды";
в строках 3.2, 3.6 слова "Износ основных фондов" исключить;
в строке 3.5 слова "Старение население" заменить словами "Старение населения";
в столбце "Наименование проблемы" строки 4.1 слова "доля в общероссийском инвестиционном потенциале в 2006-2006 годах, %" заменить словами "доля в общероссийском инвестиционном потенциале в 2005-2006 годах, %";
в столбце "Краткое описание" строки 5.1 слова "(особенно в г. Пензы)" заменить словами "(особенно в г. Пензе)";
в столбце "Краткое описание" строки 5.4 слово "жилого" заменить словом "жилищного";
дополнить таблицей 6.2 следующего содержания:
"Таблица 6.2. СВОТ-анализ факторов развития Пензенской области
1. СВОТ-анализ факторов развития Пензенской области
Фактор | Сильные стороны, потенциальные возможности | Слабые стороны, потенциальные угрозы |
Географическое положение | · Возможности для развития логистической системы, а именно близость крупных промышленных центров, удобное транспортно-географическое положение позволяют использовать привозное сырье и топливо, обеспечивают связи по кооперированию, сбыту готовой продукции | · Близость привлекательных для населения Пензенской области регионов: г. Москва, Московская, Самарская и Саратовская области |
Природные ресурсы | · Наличие подготовленной минерально-сырьевой базы для реализации инвестиционных проектов в производстве строительных материалов и для аграрного комплекса. · Разнообразие ресурсов лечебно-минеральных вод. · Наличие на территории Пензенской области государственного природного заповедника "Приволжская лесостепь", 78 особо охраняемых природных территорий. · Значительный потенциал для роста рыбопродуктивности на основе рыбохозяйственного оборота свободного водного фонда, людских ресурсов и интенсификации рыбоводства. · Наличие значительной площади земель (22,5% от общей площади Пензенской области), покрытых лесами. Более половины площади покрытых лесом земель заняты защитными лесами, которые имеют особое социально-экологическое и экономическое значение | · Недостаточно развита лесоперерабатывающая промышленность с использованием низкосортной древесины. · Недостаточное исследование минерально-сырьевой базы Пензенской области |
Трудовой потенциал | · Наличие высокого образовательного и квалификационного уровня рабочей силы | · Снижение численности трудовых ресурсов в условиях демографического кризиса. Старение населения. · Несоответствие спроса и предложения на региональном рынке труда |
Основные фонды и инвестиции | · Наличие привлекательных для инвестирования секторов, прежде всего в АПК | · Высокая степень износа основных фондов. · Низкий объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного человека (ниже общероссийского уровня). · Недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры · Ограниченная собственная сырьевая база - отсутствие добычи углеводородного сырья |
Транспортная инфраструктура | · Наличие многовидовой транспортной системы (автомобильный, железнодорожный, авиационный транспорт). · Достаточно высокая густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием территории (155 км на 1000 кв. км), высокий транзитный потенциал. · Пролегание по территории Пензенской области Куйбышевской, Юго-Восточной и частично Московской железных дорог. · Наличие аэропортового комплекса с возможностью дальнейшего его расширения и модернизации до уровня международного | · Высокий уровень износа транспортных средств. · Перегруженность улично-дорожной сети и ее низкая пропускная способность, состояние и темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации. · Дорожно-транспортная аварийность. · Необходимость строительства и модернизации объектов транспортной инфраструктуры |
Инфокоммуникационная инфраструктура | · Все районные центры Пензенской области имеют выход на автоматическую международную телефонную станцию (АМТС) г. Пензы через волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), протяженность которых составляет 1200 км | · Недостаточное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности. · Низкий уровень конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг. · Отсутствие помещений под отделения почтовой связи (ОПС), недостаточное выделение помещений для открытия ОПС в новых микрорайонах. · Недостаточное количество принимаемых населением телеканалов. · Медленное внедрение цифрового телевидения |
Энергетический потенциал | · Инвестиционные программы ОАО "Пензаэнерго" и Федеральной сетевой компании, предусматривающие рост энергетических мощностей. · Высокий уровень газификации | · Территориальная диспропорция в обеспечении электроэнергией в Пензенской области. · Риски возникновения дефицита электроэнергии к 2010 году в ряде муниципальных образований Пензенской области. · Высокий уровень износа машин и оборудования по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 65,7%, из них силовые -70,9% · Ограниченные возможности по выработке собственной электроэнергии |
Научно-технический и инновационный потенциал | · Развитая система образования и переподготовки кадров, имеющая инновационно ориентированную базу, способная осуществлять подготовку специалистов любого уровня. · Наличие Регионального Ресурсного Центра в рамках Президентской Программы подготовки управленческих кадров. · Развитая инфраструктура инновационной деятельности: 5 региональных бизнес-инкубаторов, формирование муниципальных бизнес-инкубаторов в каждом районе Пензенской области и др. · Наличие широкой сети научно-исследовательских институтов (далее - НИИ) с высококвалифицированными кадрами. · Наличие готовых к реализации инновационных проектов | · Слабая инфраструктура и отсутствие в Пензенской области консалтинговых фирм. · Высокая стоимость нововведений. · Недостаточная эффективность взаимодействия науки и производства |
Бюджетная обеспеченность | · Завершение реформирования бюджетной системы, оптимизация бюджетных расходов, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат. · Использование и внедрение передовых и единых по Пензенской области информационных технологий, позволяющих объединить бюджетный процесс | · Возникновение дополнительной нагрузки вследствие администрирования расходов по передаваемым полномочиям от одного уровня бюджета другому. · Высокая зависимость от дотаций из федерального бюджета |
2. СВОТ-анализ уровня и качества жизни населения Пензенской области
Компоненты | Сильные стороны, потенциальные возможности | Слабые стороны, потенциальные угрозы |
Уровень жизни населения | · Высокие темпы роста среднедушевых денежных доходов населения и темпы роста заработной платы в Пензенской области | · Относительно низкий уровень доходов населения. · Усиление дифференциации населения по уровню доходов. · Значительная доля населения, нуждающегося в социальной поддержке со стороны государства |
Жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура | · Положительная динамика создания ТСЖ в многоквартирных жилых домах, составляющих 23,5% площади многоквартирных домов. · Наличие инвестиционных планов комплексной застройки. (Общая площадь земельных участков составляет 3185,7 га, на которых планируется построить и ввести в эксплуатацию 4 663 477 кв.м. жилья). | · Отсутствие реальной конкуренции на рынке услуг по управлению домами. · Большой износ жилищного фонда, наличие значительного объема ветхого и аварийного жилищного фонда. · Недостаточная обеспеченность земельных участков под строительство жилья инженерной инфраструктурой. · Наличие риска по водоснабжению для населенных пунктов, в т.ч. связанных со строительством рядом с водохранилищем завода по утилизации химического оружия. · Неустойчивое финансовое положение предприятий жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области |
Экология | · Отсутствие крупных предприятий, способных нанести значительный ущерб экологии Пензенской области. · Наличие системы утилизации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками | · Опасность загрязнения сточными водами источников питьевого водоснабжения. · Недостаточное развитие системы вторичной переработки отходов. · Отсутствие предприятия по переработке твердых бытовых отходов (ТБО). · Отсутствие достаточного количества специальных (разрешенных) мест захоронения отходов. · Слабое развитие сети экологически ориентированного предпринимательства с целью вовлечения отходов в хозяйственный оборот |
Здравоохранение | · Наличие высококвалифицированного медицинского персонала и современных медицинских технологий. · Развитие телемедицинских технологий, широкое внедрение средств информатизации в ЛПУ. · Снижение уровня младенческой смертности. · Стабилизация уровня заболеваемости по управляемым вакцинацией инфекциям | · Недостаточная эффективность догоспитального этапа медицинской помощи. · Высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, инвалидизации населения |
Образование | · Наличие высококвалифицированных кадров. · Наличие современной материальной базы для внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. · Развитая сеть профессионального образования, способная осуществлять подготовку квалифицированных специалистов и рабочих кадров для всех отраслей экономики региона. · Активное развитие профильного обучения в общеобразовательных учреждениях. · Развитие эффективных форм жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. · Внедрение инновационных технологий работы с семьей | · Недостаточная обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями. · Низкий уровень оплаты труда в отрасли. · Трудности прогнозирования потребности подготовки кадров для народного хозяйства Пензенской области в отраслевом и территориальном разрезах в связи с неотрегулированностью рынка труда. · Недостаток специалистов по опеке и попечительству. · Низкая обеспеченность жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. · Недостаток педагогов-психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях |
Молодежная политика | · Рост количества детских и молодежных общественных организаций и объединений. · Наличие институтов содействия молодежной занятости. · Наличие возможности для роста численности молодых семей, участвующих в областных и федеральных программах по улучшению жилищных условий. · Организация движения оперативного молодежного отряда дружинников Пензенской области | · Низкая обеспеченность жильем молодых семей. · Недостаточное финансирование мероприятий молодежной политики на муниципальном уровне. · Недостаток специалистов по работе с молодежью. · Отсутствие сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью. · Недостаточная работа по профессиональной ориентации молодежи, направленная на обеспечение потребностей регионального рынка труда |
Физическая культура и спорт | · Сложившиеся благоприятные традиции по подготовке спортсменов для сборных команд России по видам спорта: художественной гимнастике, прыжкам в воду, легкой атлетике, плаванию. · Широкая сеть спортивных объектов и учреждений для занятий спортом. · Рост охвата населения физкультурой и спортом. · Положительный опыт и традиции по проведению массовых мероприятий | · Недостаточное вовлечение населения в занятия физической культурой в сельской местности |
Культура | · Уникальное историко-культурное наследие. · Наличие благоприятных условий для сохранения и развития традиционных национальных культур народов, населяющих Пензенскую область. · Развитие сети социокультурных центров в сельских территориях | · Недостаток квалифицированных кадров работников культуры, особенно в сельской местности. · Недостаточность площадей областной библиотеки и отсутствие современного киноконцертного зала. · Негативное влияние СМИ, телевидения на культурный уровень населения, особенно молодежи |
Безопасность и криминогенная обстановка | · Более низкий, чем среднероссийский, уровень преступности по тяжким и особо тяжким преступлениям в расчете на 100 тыс. населения на протяжении пяти последних лет | · Высокая доля уличной преступности и преступности в общественных местах в общем количестве преступлений. · Рост аварийности на автодорогах из-за несоответствия дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и низкой дисциплины участников дорожного движения |
3. СВОТ-анализ экономики Пензенской области
Компоненты | Сильные стороны, потенциальные возможности | Слабые стороны, потенциальные угрозы | ||
Общий уровень экономического развития и структура экономики | · Наличие запасов общераспространенных минерально-сырьевых ресурсов. · Дифференцированная структура валового регионального продукта (ВРП). · Соответствие темпов экономического развития среднероссийским. · Высокий уровень оснащенности региона основными инженерными инфраструктурами, высокая плотность транспортного сообщения, близкое расположение к главным транспортным магистралям и развитая система перевозок различными видами транспорта. · Благоприятный инвестиционный климат (ресурсное обеспечение, финансовые инструменты стимулирования, низкая криминогенность и др.) | · Недостаток собственных ресурсов для проведения активной инвестиционной политики. · Относительная технологическая отсталость. · Отставание Пензенской области по ряду инвестиционных показателей от среднероссийских. · Недостаточная доля расходов инвестиционной направленности в бюджете Пензенской области | ||
Промышленный комплекс | · Наличие свободных производственных площадей и технологических мощностей для создания новых производств. · Наличие региональной нормативно-правовой базы, стимулирующей техперевооружение и обновление продукции. · Наличие международных сертификатов качества большинства производств и видов производимой продукции | · Высокий уровень физического и морального износа оборудования. · Неполная загрузка производственных мощностей промышленных организаций. · Высокая ресурсоемкость применяемых технологических процессов. · Недостаток высококвалифицированных кадров основных рабочих профессий и в области маркетинга, особенно на предприятиях, расположенных в районных центрах Пензенской области. · Неустойчивость финансово-экономического положения ряда предприятий промышленности. · Зависимость предприятий ОПК от гособоронзаказов, недостаточное финансирование существующих мобилизационных мощностей | ||
Сельское хозяйство | · Высокие темпы роста производства сельскохозяйственной продукции. · Рост уровня материально-технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей. · Положительные результаты реализации национального проекта по развитию АПК. · Высокая динамика развития субъектов малого предпринимательства в АПК, в том числе кооперативов, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств | · Изношенность материально-технической базы у сельскохозяйственных товаропроизводителей. · Значительное опережение роста цен на материально-технические ресурсы, особенно горюче-смазочные материалы, электроэнергию, а также сельскохозяйственную технику, относительно динамики цен на реализуемую товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию. · Недостаточная действенность проводимых мероприятий по обеспечению плодородия и сохранения почв, защиты растений от сорняков, вредителей, болезней и по содействию реализации мер по охране окружающей среды. · Дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого уровня доходов в сельскохозяйственном производстве. · Недостаточная эффективность заготовительной системы, находящейся на стадии развития | ||
Строительный комплекс | · Положительная динамика роста отрасли. · Рост объемов жилищного строительства и объектов социокультурного назначения. · Рост средней обеспеченности населения Пензенской области жильем. · Развитая система профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли | · Недостаточное развитие производства строительных материалов. · Высокая себестоимость строительства | "; |
в пункте 1.3:
подпункт 1.3.1:
дополнить таблицей 6.3 следующего содержания:
"Таблица 6.3. Результаты реализации Программы экономического и социального развития Пензенской области на 2003-2008 гг.
Показатель | Ожидаемый результат в 2008 году | Фактический результат в 2008 году | ||
Снижение количества убыточных предприятий | на 16% | на 16% | ||
Увеличение объема инвестиций к уровню 2002 года (в сопоставимых ценах) | на 39% | в 3,2 раза | ||
Увеличение валового регионального продукта к уровню 2002 года (в сопоставимых ценах) | в 1,5 раза | в 1,52 раза (оценка) | ||
Увеличение объема отгруженных товаров собственного производства | до 68 млрд. руб. | до 81,5 млрд. руб. | ||
Увеличение налоговых поступлений в бюджет Пензенской области | до 9,2 млн. руб. | до 15,8 млн. руб. | ||
Увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) | в 1,27 раза | в 1,43 раза | "; |
дополнить абзацами следующего содержания:
"Несмотря на преимущественно положительные результаты реализации предыдущей Программы экономического и социального развития Пензенской области (которые были достигнуты, прежде всего, благодаря низкой начальной базе) потребовалась разработка нового документа. Это было обусловлено рядом причин:
- была разработана Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (далее - Стратегия), которая потребовала проведения мероприятий по согласованию долгосрочной и среднесрочной политики Пензенской области. Необходимо было привести в соответствие перечень основных программных и непрограммных мероприятий, реализуемых на территории Пензенской области, с целевыми ориентирами долгосрочного планирования, в том числе с основными задачами, расчетами показателей эффективности, механизмами выделения финансовых средств;
- на федеральном уровне были внедрены новые инструменты государственной политики в различных секторах экономики и социальной сферы: осуществлен запуск национальных проектов, активизирована работа по реализации федеральных институциональных реформ, внедрена система муниципального планирования и др.