Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 сентября 2009 года N 1783-ЗПО


О внесении изменений в Закон Пензенской области "О Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
11 сентября 2009 года

Статья 1


Внести в Программу экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы, утвержденную Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года N 1369-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2007, N 43 часть 2; 2008, N 8 часть 1; 2009, N 12 часть 1) следующие изменения:

1) в паспорте Программы:

в разделе "Основные разработчики программы" слова "Управление экономики Пензенской области" заменить словами "Управление экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области";

в разделе "Исполнители основных мероприятий" слова "органы местного самоуправления," исключить;

раздел "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:

"Общий объем финансирования по Программе за 2008-2012 гг. составляет 125 900,199 млн. рублей, из них:

федеральный бюджет - 61 239,159 млн. рублей;

средства Российского Банка Развития - 22,5 млн. рублей;

бюджет Пензенской области - 29 825,213 млн. рублей;

собственные средства предприятий - 18 352,131 млн. рублей;

коммерческие кредиты банков - 2 477,9 млн. рублей;

иностранные кредиты - 40,0 млн. рублей;

другие источники финансирования - 13 943,296 млн. рублей;

Распределение финансирования по годам:

2008 год - 43 302,266 млн. рублей;

2009 год - 15 562,829 млн. рублей;

2010 год - 20 282,238 млн. рублей;

2011 год - 17 528,830 млн. рублей;

2012 год - 29 224,037 млн. рублей";

раздел "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"В результате реализации мероприятий Программы ожидается увеличение в реальном выражении к 2012 году по сравнению с уровнем 2006 года: валового регионального продукта - в 1,34 раза, промышленного производства - в 1,33 раза, реальных доходов населения - в 1,51 раза";

2) в разделе 1 Программы:

в пункте 1.2:

наименование пункта 1.2 изложить в следующей редакции "Основные проблемы социально-экономического развития Пензенской области, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития Пензенской области";

в абзаце третьем слова "в таблице 6" заменить словами "в таблице 6.1";

дополнить абзацем четвертым "В таблице 6.2 представлен анализ факторов развития Пензенской области, определены слабые и сильные стороны, потенциальные возможности и угрозы развития Пензенской области (СВОТ-анализ).";

в таблице 6:

наименование изложить в следующей редакции:

"Таблица 6.1. Перечень основных проблем, определяющих барьеры социального и экономического развития Пензенской области";

в столбце "Краткое описание" строки 1.3 слова "Пензенская область," исключить;

в столбце "Краткое описание" строки 2.2 слова "Производство и распределение электроэнергии воды" заменить словами "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды";

в строках 3.2, 3.6 слова "Износ основных фондов" исключить;

в строке 3.5 слова "Старение население" заменить словами "Старение населения";

в столбце "Наименование проблемы" строки 4.1 слова "доля в общероссийском инвестиционном потенциале в 2006-2006 годах, %" заменить словами "доля в общероссийском инвестиционном потенциале в 2005-2006 годах, %";

в столбце "Краткое описание" строки 5.1 слова "(особенно в г. Пензы)" заменить словами "(особенно в г. Пензе)";

в столбце "Краткое описание" строки 5.4 слово "жилого" заменить словом "жилищного";

дополнить таблицей 6.2 следующего содержания:

"Таблица 6.2. СВОТ-анализ факторов развития Пензенской области

1. СВОТ-анализ факторов развития Пензенской области

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

Географическое положение

· Возможности для развития логистической системы, а именно близость крупных промышленных центров, удобное транспортно-географическое положение позволяют использовать привозное сырье и топливо, обеспечивают связи по кооперированию, сбыту готовой продукции

· Близость привлекательных для населения Пензенской области регионов: г. Москва, Московская, Самарская и Саратовская области

Природные ресурсы

· Наличие подготовленной минерально-сырьевой базы для реализации инвестиционных проектов в производстве строительных материалов и для аграрного комплекса.

· Разнообразие ресурсов лечебно-минеральных вод.

· Наличие на территории Пензенской области государственного природного заповедника "Приволжская лесостепь", 78 особо охраняемых природных территорий.

· Значительный потенциал для роста рыбопродуктивности на основе рыбохозяйственного оборота свободного водного фонда, людских ресурсов и интенсификации рыбоводства.

· Наличие значительной площади земель (22,5% от общей площади Пензенской области), покрытых лесами. Более половины площади покрытых лесом земель заняты защитными лесами, которые имеют особое социально-экологическое и экономическое значение

· Недостаточно развита лесоперерабатывающая промышленность с использованием низкосортной древесины.

· Недостаточное исследование минерально-сырьевой базы Пензенской области

Трудовой потенциал

· Наличие высокого образовательного и квалификационного уровня рабочей силы

· Снижение численности трудовых ресурсов в условиях демографического кризиса. Старение населения.

· Несоответствие спроса и предложения на региональном рынке труда

Основные фонды и инвестиции

· Наличие привлекательных для инвестирования секторов, прежде всего в АПК

· Высокая степень износа основных фондов.

· Низкий объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного человека (ниже общероссийского уровня).

· Недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры

· Ограниченная собственная сырьевая база - отсутствие добычи углеводородного сырья

Транспортная инфраструктура

· Наличие многовидовой транспортной системы (автомобильный, железнодорожный, авиационный транспорт).

· Достаточно высокая густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием территории (155 км на 1000 кв. км), высокий транзитный потенциал.

· Пролегание по территории Пензенской области Куйбышевской, Юго-Восточной и частично Московской железных дорог.

· Наличие аэропортового комплекса с возможностью дальнейшего его расширения и модернизации до уровня международного

· Высокий уровень износа транспортных средств.

· Перегруженность улично-дорожной сети и ее низкая пропускная способность, состояние и темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации.

· Дорожно-транспортная аварийность.

· Необходимость строительства и модернизации объектов транспортной инфраструктуры

Инфокоммуникационная инфраструктура

· Все районные центры Пензенской области имеют выход на автоматическую международную телефонную станцию (АМТС) г. Пензы через волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), протяженность которых составляет 1200 км

· Недостаточное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности.

· Низкий уровень конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг.

· Отсутствие помещений под отделения почтовой связи (ОПС), недостаточное выделение помещений для открытия ОПС в новых микрорайонах.

· Недостаточное количество принимаемых населением телеканалов.

· Медленное внедрение цифрового телевидения

Энергетический потенциал

· Инвестиционные программы ОАО "Пензаэнерго" и Федеральной сетевой компании, предусматривающие рост энергетических мощностей.

· Высокий уровень газификации

· Территориальная диспропорция в обеспечении электроэнергией в Пензенской области.

· Риски возникновения дефицита электроэнергии к 2010 году в ряде муниципальных образований Пензенской области.

· Высокий уровень износа машин и оборудования по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 65,7%, из них силовые -70,9%

· Ограниченные возможности по выработке собственной электроэнергии

Научно-технический и инновационный потенциал

· Развитая система образования и переподготовки кадров, имеющая инновационно ориентированную базу, способная осуществлять подготовку специалистов любого уровня.

· Наличие Регионального Ресурсного Центра в рамках Президентской Программы подготовки управленческих кадров.

· Развитая инфраструктура инновационной деятельности: 5 региональных бизнес-инкубаторов, формирование муниципальных бизнес-инкубаторов в каждом районе Пензенской области и др.

· Наличие широкой сети научно-исследовательских институтов (далее - НИИ) с высококвалифицированными кадрами.

· Наличие готовых к реализации инновационных проектов

· Слабая инфраструктура и отсутствие в Пензенской области консалтинговых фирм.

· Высокая стоимость нововведений.

· Недостаточная эффективность взаимодействия науки и производства

Бюджетная обеспеченность

· Завершение реформирования бюджетной системы, оптимизация бюджетных расходов, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.

· Использование и внедрение передовых и единых по Пензенской области информационных технологий, позволяющих объединить бюджетный процесс

· Возникновение дополнительной нагрузки вследствие администрирования расходов по передаваемым полномочиям от одного уровня бюджета другому.

· Высокая зависимость от дотаций из федерального бюджета



2. СВОТ-анализ уровня и качества жизни населения Пензенской области

Компоненты

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

Уровень жизни населения

· Высокие темпы роста среднедушевых денежных доходов населения и темпы роста заработной платы в Пензенской области

· Относительно низкий уровень доходов населения.

· Усиление дифференциации населения по уровню доходов.

· Значительная доля населения, нуждающегося в социальной поддержке со стороны государства

Жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура

· Положительная динамика создания ТСЖ в многоквартирных жилых домах, составляющих 23,5% площади многоквартирных домов.

· Наличие инвестиционных планов комплексной застройки. (Общая площадь земельных участков составляет 3185,7 га, на которых планируется построить и ввести в эксплуатацию 4 663 477 кв.м. жилья).
Участие Пензенской области в реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

· Отсутствие реальной конкуренции на рынке услуг по управлению домами.

· Большой износ жилищного фонда, наличие значительного объема ветхого и аварийного жилищного фонда.

· Недостаточная обеспеченность земельных участков под строительство жилья инженерной инфраструктурой.

· Наличие риска по водоснабжению для населенных пунктов, в т.ч. связанных со строительством рядом с водохранилищем завода по утилизации химического оружия.

· Неустойчивое финансовое положение предприятий жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области

Экология

· Отсутствие крупных предприятий, способных нанести значительный ущерб экологии Пензенской области.

· Наличие системы утилизации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками

· Опасность загрязнения сточными водами источников питьевого водоснабжения.

· Недостаточное развитие системы вторичной переработки отходов.

· Отсутствие предприятия по переработке твердых бытовых отходов (ТБО).

· Отсутствие достаточного количества специальных (разрешенных) мест захоронения отходов.

· Слабое развитие сети экологически ориентированного предпринимательства с целью вовлечения отходов в хозяйственный оборот

Здравоохранение

· Наличие высококвалифицированного медицинского персонала и современных медицинских технологий.

· Развитие телемедицинских технологий, широкое внедрение средств информатизации в ЛПУ.

· Снижение уровня младенческой смертности.

· Стабилизация уровня заболеваемости по управляемым вакцинацией инфекциям

· Недостаточная эффективность догоспитального этапа медицинской помощи.

· Высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, инвалидизации населения

Образование

· Наличие высококвалифицированных кадров.

· Наличие современной материальной базы для внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

· Развитая сеть профессионального образования, способная осуществлять подготовку квалифицированных специалистов и рабочих кадров для всех отраслей экономики региона.

· Активное развитие профильного обучения в общеобразовательных учреждениях.

· Развитие эффективных форм жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

· Внедрение инновационных технологий работы с семьей

· Недостаточная обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями.

· Низкий уровень оплаты труда в отрасли.

· Трудности прогнозирования потребности подготовки кадров для народного хозяйства Пензенской области в отраслевом и территориальном разрезах в связи с неотрегулированностью рынка труда.

· Недостаток специалистов по опеке и попечительству.

· Низкая обеспеченность жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

· Недостаток педагогов-психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях

Молодежная политика

· Рост количества детских и молодежных общественных организаций и объединений.

· Наличие институтов содействия молодежной занятости.

· Наличие возможности для роста численности молодых семей, участвующих в областных и федеральных программах по улучшению жилищных условий.

· Организация движения оперативного молодежного отряда дружинников Пензенской области

· Низкая обеспеченность жильем молодых семей.

· Недостаточное финансирование мероприятий молодежной политики на муниципальном уровне.

· Недостаток специалистов по работе с молодежью.

· Отсутствие сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью.

· Недостаточная работа по профессиональной ориентации молодежи, направленная на обеспечение потребностей регионального рынка труда

Физическая культура и спорт

· Сложившиеся благоприятные традиции по подготовке спортсменов для сборных команд России по видам спорта: художественной гимнастике, прыжкам в воду, легкой атлетике, плаванию.

· Широкая сеть спортивных объектов и учреждений для занятий спортом.

· Рост охвата населения физкультурой и спортом.

· Положительный опыт и традиции по проведению массовых мероприятий

· Недостаточное вовлечение населения в занятия физической культурой в сельской местности

Культура

· Уникальное историко-культурное наследие.

· Наличие благоприятных условий для сохранения и развития традиционных национальных культур народов, населяющих Пензенскую область.

· Развитие сети социокультурных центров в сельских территориях

· Недостаток квалифицированных кадров работников культуры, особенно в сельской местности.

· Недостаточность площадей областной библиотеки и отсутствие современного киноконцертного зала.

· Негативное влияние СМИ, телевидения на культурный уровень населения, особенно молодежи

Безопасность и криминогенная обстановка

· Более низкий, чем среднероссийский, уровень преступности по тяжким и особо тяжким преступлениям в расчете на 100 тыс. населения на протяжении пяти последних лет

· Высокая доля уличной преступности и преступности в общественных местах в общем количестве преступлений.

· Рост аварийности на автодорогах из-за несоответствия дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и низкой дисциплины участников дорожного движения



3. СВОТ-анализ экономики Пензенской области

Компоненты

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

Общий уровень экономического развития и структура экономики

· Наличие запасов общераспространенных минерально-сырьевых ресурсов.

· Дифференцированная структура валового регионального продукта (ВРП).

· Соответствие темпов экономического развития среднероссийским.

· Высокий уровень оснащенности региона основными инженерными инфраструктурами, высокая плотность транспортного сообщения, близкое расположение к главным транспортным магистралям и развитая система перевозок различными видами транспорта.

· Благоприятный инвестиционный климат (ресурсное обеспечение, финансовые инструменты стимулирования, низкая криминогенность и др.)

· Недостаток собственных ресурсов для проведения активной инвестиционной политики.

· Относительная технологическая отсталость.

· Отставание Пензенской области по ряду инвестиционных показателей от среднероссийских.

· Недостаточная доля расходов инвестиционной направленности в бюджете Пензенской области

Промышленный комплекс

· Наличие свободных производственных площадей и технологических мощностей для создания новых производств.

· Наличие региональной нормативно-правовой базы, стимулирующей техперевооружение и обновление продукции.

· Наличие международных сертификатов качества большинства производств и видов производимой продукции

· Высокий уровень физического и морального износа оборудования.

· Неполная загрузка производственных мощностей промышленных организаций.

· Высокая ресурсоемкость применяемых технологических процессов.

· Недостаток высококвалифицированных кадров основных рабочих профессий и в области маркетинга, особенно на предприятиях, расположенных в районных центрах Пензенской области.

· Неустойчивость финансово-экономического положения ряда предприятий промышленности.

· Зависимость предприятий ОПК от гособоронзаказов, недостаточное финансирование существующих мобилизационных мощностей

Сельское хозяйство

· Высокие темпы роста производства сельскохозяйственной продукции.

· Рост уровня материально-технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

· Положительные результаты реализации национального проекта по развитию АПК.

· Высокая динамика развития субъектов малого предпринимательства в АПК, в том числе кооперативов, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств

· Изношенность материально-технической базы у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

· Значительное опережение роста цен на материально-технические ресурсы, особенно горюче-смазочные материалы, электроэнергию, а также сельскохозяйственную технику, относительно динамики цен на реализуемую товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию.

· Недостаточная действенность проводимых мероприятий по обеспечению плодородия и сохранения почв, защиты растений от сорняков, вредителей, болезней и по содействию реализации мер по охране окружающей среды.

· Дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого уровня доходов в сельскохозяйственном производстве.

· Недостаточная эффективность заготовительной системы, находящейся на стадии развития

Строительный комплекс

· Положительная динамика роста отрасли.

· Рост объемов жилищного строительства и объектов социокультурного назначения.

· Рост средней обеспеченности населения Пензенской области жильем.

· Развитая система профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли

· Недостаточное развитие производства строительных материалов.

· Высокая себестоимость строительства

";


в пункте 1.3:

подпункт 1.3.1:

дополнить таблицей 6.3 следующего содержания:

"Таблица 6.3. Результаты реализации Программы экономического и социального развития Пензенской области на 2003-2008 гг.

Показатель

Ожидаемый результат в 2008 году

Фактический результат в 2008 году

Снижение количества убыточных предприятий

на 16%

на 16%

Увеличение объема инвестиций к уровню 2002 года (в сопоставимых ценах)

на 39%

в 3,2 раза

Увеличение валового регионального продукта к уровню 2002 года (в сопоставимых ценах)

в 1,5 раза

в 1,52 раза (оценка)

Увеличение объема отгруженных товаров собственного производства

до 68 млрд. руб.

до 81,5 млрд. руб.

Увеличение налоговых поступлений в бюджет Пензенской области

до 9,2 млн. руб.

до 15,8 млн. руб.

Увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах)

в 1,27 раза

в 1,43 раза

";


дополнить абзацами следующего содержания:

"Несмотря на преимущественно положительные результаты реализации предыдущей Программы экономического и социального развития Пензенской области (которые были достигнуты, прежде всего, благодаря низкой начальной базе) потребовалась разработка нового документа. Это было обусловлено рядом причин:

- была разработана Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (далее - Стратегия), которая потребовала проведения мероприятий по согласованию долгосрочной и среднесрочной политики Пензенской области. Необходимо было привести в соответствие перечень основных программных и непрограммных мероприятий, реализуемых на территории Пензенской области, с целевыми ориентирами долгосрочного планирования, в том числе с основными задачами, расчетами показателей эффективности, механизмами выделения финансовых средств;

- на федеральном уровне были внедрены новые инструменты государственной политики в различных секторах экономики и социальной сферы: осуществлен запуск национальных проектов, активизирована работа по реализации федеральных институциональных реформ, внедрена система муниципального планирования и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»