Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (далее - Стратегия) - это система политик и мер государственного управления, нацеленных на создание условий для инновационного развития, укрепление позиций Пензенской области среди субъектов Российской Федерации и в системе мирохозяйственных связей.
Высокий уровень социального и культурного развития населения области является приоритетной целью деятельности органов государственной власти Пензенской области.
При этом следует подчеркнуть, что Стратегия определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Пензенской области (законодательной и исполнительной), но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов.
Исторически Пензенская область являлась развитым сельскохозяйственным регионом. С середины ХХ века стал динамично развиваться промышленным сектор, ориентированный на потребности базовых секторов экономики России - нефтегазового и энергетического комплексов, оборонного сектора и железнодорожного транспорта. Традиционной миссией для Пензенской области является обеспечение Москвы и городов Поволжья и Центральной России сельхозпродукцией и продуктами питания, а базовых секторов хозяйства страны - широким спектром технологического оборудования.
В 1960-1980 гг. произошел значительный отток экономически активного населения Пензенской области. Это было связано с реализацией крупнейших промышленных и инфраструктурных проектов в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке. В 1970-е гг. область потеряла более 100 тыс. человек трудоспособного населения, что существенно сократило потенциал развития региона и заложило основы существующего в регионе демографического спада. Потребность в трудовых ресурсах для реализации крупных индустриальных проектов в Восточной Сибири и Забайкалье создает риск новой волны оттока населения.
Стратегия направлена на сохранение и укрепление позиций Пензенской области в экономике Российской Федерации за счет эффективного использования производственного, человеческого и культурно-исторического потенциала, перехода на инновационный путь развития. Пензенская область должна стать важным элементом складывающейся современной экономики Европейской части Российской Федерации и активно включиться в процессы глобализации. Выполнение этой миссии возможно при условии обеспечения высокого качества и уровня жизни населения, создания широких возможностей для самореализации граждан.
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня:
ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").
Основные цели разработки Стратегии:
1) усиление взаимосвязи между долгосрочными приоритетами развития и реализацией мероприятий среднесрочной и краткосрочной социально-экономической политики в регионе;
2) формирование основы для совместных действий органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций.
Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Пензенской области и служит основой для мероприятий Программы социально-экономического развития Пензенской области на среднесрочную перспективу, долгосрочных областных и муниципальных целевых программ, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и законодательных инициатив. Стратегия разработана с учетом оценки потенциала социально-экономического развития Пензенской области, анализа конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений.
При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт построения социально ориентированного общества с устойчивой экономикой.
Траектория выхода экономики на инновационный путь развития и достижения поставленных долгосрочных целей должна учитывать риски, связанные с мировым финансовым кризисом.