Недействующий

О внесении изменений в Закон Пензенской области "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)"

10. Сценарии и этапы реализации Стратегии


Стратегия предусматривает инновационный путь развития экономики и социальных процессов в Пензенской области, основу которого составляет эффективная реализация как имеющихся региональных преимуществ, так и создание новых, связанных с диверсификацией экономики и формированием высокотехнологичных производств, превращением инновационных факторов в главный источник регионального экономического роста.

Темпы роста экономики к 2021 года возрастут в 2,5 раза по сравнению с 2006 годом.

10.1. Сценарии развития Пензенской области


Можно выделить следующие сценарии инновационного развития:

- инерционный (пессимистичный);

- активный (оптимистичный).

Сценарии инновационного развития

Факторы

Инерционный (пессимистичный)

Активный (оптимистичный)

Внешние

- снижение цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые ресурсы;

- сокращение и приостановка инвестиционных государственных и муниципальных программ

- рост цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые ресурсы;

- увеличение доходов крупных корпораций, федерального бюджета;

- возобновление инвестиционных проектов и рост объемов инвестиций с использованием механизмов ФЦП, ФАИП, Инвестиционного фонда, Российского Банка развития и др.

Внутренние

- опора на имеющийся производственный, природный и кадровый потенциал;

- сохранение существующей структуры экономики;

- высокая социальная нагрузка на бюджет области при отсутствии реального роста бюджета развития;

- пассивная политика исполнительных органов государственной и муниципальной власти

- модернизация и техническое перевооружение базовых секторов экономики;

- развитие кадрового потенциала, формирование научно-образовательного комплекса;

- диверсификация региональной экономики за счет создания новых высокотехнологичных производств, базирующихся на использовании инновационных достижений;

- освоение и эффективное использование природных ресурсов;

- благоприятные условия для привлечения инвестиций;

- рост бюджета развития при реализации активной социальной политики;

- эффективное управление на региональном и муниципальном уровнях

Конкурентоспособности

Доступные естественные факторы:

- экономико-географическое положение;

- природные ресурсы;

- кадровый потенциал;

- традиционные отрасли с накопленным потенциалом и сформировавшейся рыночной позицией

- инновационная инфраструктура;

- научно-образовательный комплекс;

- использование высоких технологий в промышленном производстве, агропромышленном комплексе;

- благоприятный инвестиционный климат и бизнес-среда;

- формирование отраслевых и территориальных центров экономического роста;

- рост качества продукции региональных товаропроизводителей

Экономико-организационные

- "ручной" режим управления экономикой;

- традиционные механизмы управления по основным видам экономической деятельности;

- упрощенная структура базовых секторов;

- целевой поиск инвесторов

- совершенствование менеджмента на предприятиях региона;

- вхождение пензенских предприятий в крупные промышленные холдинги;

- территориальный маркетинг,

- ориентация на внешние рынки;

- рекрутинг новых производств;

- кластеризация производства и создание технопарков в сфере высоких технологий (в том числе, медицинских, приборостроения, новых материалов)

Демографические

- снижение естественного прироста населения;

- усиление процессов урбанизации;

- старение населения области;

- медленные темпы роста продолжительности жизни

- замедление темпов снижения естественного прироста населения;

- ускорение темпов роста продолжительности жизни

Занятости и рынка труда

- традиционные методы регулирования рынка труда;

- миграционный отток трудоспособного населения с лучшими квалификациями;

- привлечение дешевой иностранной рабочей силы;

- незначительный уровень безработицы

- формирование конкурентной среды на региональном рынке труда;

- привлечение квалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья;

- использование иностранной рабочей силы;

- создание новых инструментов стимулирования эффективной занятости;

- обновление рынка труда за счет появления на нем носителей новых компетенций;

- обеспечение социальных гарантий со стороны работодателей и государства

Пространственной организации

- сохранение сложившейся пространственной, производственной и расселенческой структуры;

- дифференциация в уровне экономического и социального развития между территориями муниципальных образований;

- оптимизация сложившейся производственной и социальной инфраструктуры

- развитие областного центра (г. Пензы) и повышение его межрегионального культурно-делового статуса;

- развитие транспортной и информационной связности с Москвой и другими крупными центрами Российской Федерации;

- выравнивание уровней экономического и социального развития муниципальных образований;

- формирование оптимальной структуры расселения на основе эффективной занятости и новых пропорций региональной экономики;

- развитие базовых инфраструктур с использованием инновационных технологий

Бюджетной обеспеченности

- дотационный характер бюджета области;

- рост нагрузки на бюджет в силу необходимости обеспечения увеличивающихся социальных расходов;

- ограниченные возможности бюджета развития

- рост налоговой базы и сокращение уровня дотационности бюджета области;

- рост эффективности бюджетных расходов за счет использования БОР и программно-целевого подхода в расходовании средств бюджета;

- совершенствование межбюджетных отношений;

- увеличение доли расходов на бюджет развития

Государственного и муниципального управления

- оптимизация структуры управления на региональном и муниципальном уровнях;

- использование действующих систем оценки эффективности и стимулирования труда государственных и муниципальных служащих;

- внедрение регламентов оказания государственных и муниципальных услуг

- совершенствование структуры и методов управления на региональном и муниципальном уровне;

- внедрение механизмов аутсорсинга;

- использование оценки эффективности результатов деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти при формировании консолидированного бюджета области и стимулировании труда государственных и муниципальных служащих;

- формирование и использование информационных технологий при выполнении функций государственного и муниципального управления;

- снижение рисков возникновения коррупционных действий в органах власти;

- повышение уровня транспарентности деятельности органов власти, усиление их взаимодействия с институтами гражданского общества



Реализация активного (оптимистичного) варианта сценария позволит Пензенской области в результате фактической реиндустриализации превратиться в регион технологического трансфера со средним потенциалом роста, интенсивно обновляющий свою технологическую и производственную базу как в базовых секторах, так и формирующий новые высокотехнологичные сектора региональной экономики.

10.2. Этапы реализации Стратегии


Стратегия определяет систему основных целей и приоритетов социально-экономической политики Правительства Пензенской области, важнейшие направления и средства их реализации.

Успешность ее реализации зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия Правительства области и органов местного самоуправления муниципальных образований, то есть в систему актов, регулирующих оперативные цели и тактические задачи данных органов:

- стратегии и концепции развития отдельных отраслей региональной экономики;

- долгосрочные целевые программы социально-экономического развития Пензенской области (3-5 лет);

- ведомственные программы;

- отдельные региональные проекты;

- комплексы мероприятий.

Реализация Стратегии социально-экономического развития Пензенской области до 2021 года будет проходить в несколько этапов, различающихся по условиям, факторам, рискам и приоритетам социально-экономического развития.

Первый этап - этап подготовки проектов и программ развития (2007-2009 годы).

В ходе этого этапа необходимо осуществить:

     а) подготовку проектов и программ, обеспечивающих реализацию Стратегии, проведение необходимых институциональных преобразований (нормативно-проектных работ), создание системы документов территориального планирования области, согласованных со Стратегией;

     б) разработку концепций по созданию инфраструктуры развития инновационной деятельности (технопарки, сеть бизнес-инкубаторов, венчурный фонд, офисы коммерциализации, центры трансфера технологий, кластерных ассоциаций и т.д.);

     в) разработку стратегических планов развития базовых и новых секторов экономики области на перспективу 5-7 лет (в виде корпоративных стратегий и пакета проектов);

     г) совершенствование основного блока мероприятий по административной и бюджетной реформе, направленного на переход к "результативному управлению" и бюджетированию, ориентированному на результат, в деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти.

Второй этап (2009-2013 годы) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика Пензенской области в "традиционных" сферах - машиностроении, приборостроении, агропромышленном секторе, строительном комплексе. Одновременно будут создаваться и совершенствоваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе последовательный перевод региональной экономики в режим инновационного развития.

Данный этап характеризуется: