Стратегия предусматривает инновационный путь развития экономики и социальных процессов в Пензенской области, основу которого составляет эффективная реализация как имеющихся региональных преимуществ, так и создание новых, связанных с диверсификацией экономики и формированием высокотехнологичных производств, превращением инновационных факторов в главный источник регионального экономического роста.
Темпы роста экономики к 2021 года возрастут в 2,5 раза по сравнению с 2006 годом.
10.1. Сценарии развития Пензенской области
Можно выделить следующие сценарии инновационного развития:
- инерционный (пессимистичный);
- активный (оптимистичный).
Сценарии инновационного развития
Факторы | Инерционный (пессимистичный) | Активный (оптимистичный) |
Внешние | - снижение цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые ресурсы; - сокращение и приостановка инвестиционных государственных и муниципальных программ | - рост цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые ресурсы; - увеличение доходов крупных корпораций, федерального бюджета; - возобновление инвестиционных проектов и рост объемов инвестиций с использованием механизмов ФЦП, ФАИП, Инвестиционного фонда, Российского Банка развития и др. |
Внутренние | - опора на имеющийся производственный, природный и кадровый потенциал; - сохранение существующей структуры экономики; - высокая социальная нагрузка на бюджет области при отсутствии реального роста бюджета развития; - пассивная политика исполнительных органов государственной и муниципальной власти | - модернизация и техническое перевооружение базовых секторов экономики; - развитие кадрового потенциала, формирование научно-образовательного комплекса; - диверсификация региональной экономики за счет создания новых высокотехнологичных производств, базирующихся на использовании инновационных достижений; - освоение и эффективное использование природных ресурсов; - благоприятные условия для привлечения инвестиций; - рост бюджета развития при реализации активной социальной политики; - эффективное управление на региональном и муниципальном уровнях |
Конкурентоспособности | Доступные естественные факторы: - экономико-географическое положение; - природные ресурсы; - кадровый потенциал; - традиционные отрасли с накопленным потенциалом и сформировавшейся рыночной позицией | - инновационная инфраструктура; - научно-образовательный комплекс; - использование высоких технологий в промышленном производстве, агропромышленном комплексе; - благоприятный инвестиционный климат и бизнес-среда; - формирование отраслевых и территориальных центров экономического роста; - рост качества продукции региональных товаропроизводителей |
Экономико-организационные | - "ручной" режим управления экономикой; - традиционные механизмы управления по основным видам экономической деятельности; - упрощенная структура базовых секторов; - целевой поиск инвесторов | - совершенствование менеджмента на предприятиях региона; - вхождение пензенских предприятий в крупные промышленные холдинги; - территориальный маркетинг, - ориентация на внешние рынки; - рекрутинг новых производств; - кластеризация производства и создание технопарков в сфере высоких технологий (в том числе, медицинских, приборостроения, новых материалов) |
Демографические | - снижение естественного прироста населения; - усиление процессов урбанизации; - старение населения области; - медленные темпы роста продолжительности жизни | - замедление темпов снижения естественного прироста населения; - ускорение темпов роста продолжительности жизни |
Занятости и рынка труда | - традиционные методы регулирования рынка труда; - миграционный отток трудоспособного населения с лучшими квалификациями; - привлечение дешевой иностранной рабочей силы; - незначительный уровень безработицы | - формирование конкурентной среды на региональном рынке труда; - привлечение квалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья; - использование иностранной рабочей силы; - создание новых инструментов стимулирования эффективной занятости; - обновление рынка труда за счет появления на нем носителей новых компетенций; - обеспечение социальных гарантий со стороны работодателей и государства |
Пространственной организации | - сохранение сложившейся пространственной, производственной и расселенческой структуры; - дифференциация в уровне экономического и социального развития между территориями муниципальных образований; - оптимизация сложившейся производственной и социальной инфраструктуры | - развитие областного центра (г. Пензы) и повышение его межрегионального культурно-делового статуса; - развитие транспортной и информационной связности с Москвой и другими крупными центрами Российской Федерации; - выравнивание уровней экономического и социального развития муниципальных образований; - формирование оптимальной структуры расселения на основе эффективной занятости и новых пропорций региональной экономики; - развитие базовых инфраструктур с использованием инновационных технологий |
Бюджетной обеспеченности | - дотационный характер бюджета области; - рост нагрузки на бюджет в силу необходимости обеспечения увеличивающихся социальных расходов; - ограниченные возможности бюджета развития | - рост налоговой базы и сокращение уровня дотационности бюджета области; - рост эффективности бюджетных расходов за счет использования БОР и программно-целевого подхода в расходовании средств бюджета; - совершенствование межбюджетных отношений; - увеличение доли расходов на бюджет развития |
Государственного и муниципального управления | - оптимизация структуры управления на региональном и муниципальном уровнях; - использование действующих систем оценки эффективности и стимулирования труда государственных и муниципальных служащих; - внедрение регламентов оказания государственных и муниципальных услуг | - совершенствование структуры и методов управления на региональном и муниципальном уровне; - внедрение механизмов аутсорсинга; - использование оценки эффективности результатов деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти при формировании консолидированного бюджета области и стимулировании труда государственных и муниципальных служащих; - формирование и использование информационных технологий при выполнении функций государственного и муниципального управления; - снижение рисков возникновения коррупционных действий в органах власти; - повышение уровня транспарентности деятельности органов власти, усиление их взаимодействия с институтами гражданского общества |
Реализация активного (оптимистичного) варианта сценария позволит Пензенской области в результате фактической реиндустриализации превратиться в регион технологического трансфера со средним потенциалом роста, интенсивно обновляющий свою технологическую и производственную базу как в базовых секторах, так и формирующий новые высокотехнологичные сектора региональной экономики.
10.2. Этапы реализации Стратегии
Стратегия определяет систему основных целей и приоритетов социально-экономической политики Правительства Пензенской области, важнейшие направления и средства их реализации.
Успешность ее реализации зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия Правительства области и органов местного самоуправления муниципальных образований, то есть в систему актов, регулирующих оперативные цели и тактические задачи данных органов:
- стратегии и концепции развития отдельных отраслей региональной экономики;
- долгосрочные целевые программы социально-экономического развития Пензенской области (3-5 лет);
- ведомственные программы;
- отдельные региональные проекты;
- комплексы мероприятий.
Реализация Стратегии социально-экономического развития Пензенской области до 2021 года будет проходить в несколько этапов, различающихся по условиям, факторам, рискам и приоритетам социально-экономического развития.
Первый этап - этап подготовки проектов и программ развития (2007-2009 годы).
В ходе этого этапа необходимо осуществить:
а) подготовку проектов и программ, обеспечивающих реализацию Стратегии, проведение необходимых институциональных преобразований (нормативно-проектных работ), создание системы документов территориального планирования области, согласованных со Стратегией;
б) разработку концепций по созданию инфраструктуры развития инновационной деятельности (технопарки, сеть бизнес-инкубаторов, венчурный фонд, офисы коммерциализации, центры трансфера технологий, кластерных ассоциаций и т.д.);
в) разработку стратегических планов развития базовых и новых секторов экономики области на перспективу 5-7 лет (в виде корпоративных стратегий и пакета проектов);
г) совершенствование основного блока мероприятий по административной и бюджетной реформе, направленного на переход к "результативному управлению" и бюджетированию, ориентированному на результат, в деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти.
Второй этап (2009-2013 годы) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика Пензенской области в "традиционных" сферах - машиностроении, приборостроении, агропромышленном секторе, строительном комплексе. Одновременно будут создаваться и совершенствоваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе последовательный перевод региональной экономики в режим инновационного развития.
Данный этап характеризуется: