Подпрограмма направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышение благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также предоставления сведений из государственного земельного кадастра составляет 1 месяц. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов капитального строительства, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров.
В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и противоречивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
В настоящее время в Пензенской области только около 27 процентов дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации, имеются в электронном виде. Для создания государственного кадастра недвижимости необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о более чем 550 тыс. земельных участков и 476 тыс.объектов капитального строительства.
Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, увеличивает как сроки, так и стоимость проведения землеустроительных работ, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.
Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.
Другой важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в 2006 году введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако при невыполнении через каждые 3-5 лет мероприятий по актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.
Объемы работ, сроки выполнения, планируемые затраты по актуализации кадастровой стоимости земель приведены в прилагаемой таблице.
Таблица
Актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель
N п/п | Категория (вид использования земель) | Всего 2009-2011 годы | Годы выполнения работ | |||||||
2009 | 2010 | 2011 | ||||||||
площадь, тыс.га | количество земельных участков | стоимость работ, тыс.руб. всего | количество земельных участков | стоимость работ, тыс.руб., всего | количество земельных участков | стоимость работ, тыс.руб., всего | количество земельных участков | стоимость работ, тыс.руб., всего | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Земли сельскохозяйственного назначения | 3067,1 | 3704 | 1000,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3704 | 1000,0 |
2 | Садоводческие и огороднические объединения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Земли поселений | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Земли промышленности и иного специального назначения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | Земли особо охраняемых территорий и объектов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | Земли лесного фонда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | Земли водного фонда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 3067,1 | 3704 | 1000,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3704 | 1000,0 |