N п/п | Наименование лесничества | Протяженность дорог, км | Автомобильные дороги | Протяженность дорог на 1000 га лесного фонда, км | |||||||
Всего | ж/д | автомобильных | лесохозяйственные | в том числе круглогодового действия | дороги общего пользования | всех дорог | автомобильных | лесохозяйственных | |||
с твердым покрытием | грунтовые | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Ахунское | 567 | 27 | 540 | 3 | 370 | 62 | 167 | 12,4 | 11,8 | 8,2 |
2. | Белинское | 1052 | 42 | 1010 | - | 222 | 87 | 788 | 24,1 | 23,1 | 5,1 |
3. | Б.-Вьясское | 510 | 3 | 507 | - | 426 | 19 | 81 | 9,8 | 9,7 | 8,2 |
4. | Кададинское | 1294 | - | 1294 | 1 | 942 | 279 | 351 | 14,4 | 14,4 | 10,5 |
5. | Камешкирское | 813 | - | 813 | 6 | 313 | 170 | 494 | 22,2 | 22,2 | 8,7 |
6. | Кузнецкое | 982 | - | 982 | - | 847 | 260 | 135 | 12,5 | 12,5 | 10,8 |
7. | Ленинское | 1642 | 4 | 1038 | - | 133 | 65 | 1505 | 61,7 | 61,7 | 5,0 |
8. | Ломовское | 746 | 15 | 731 | - | 430 | 47 | 301 | 10,4 | 10,2 | 6,0 |
9. | Лопатинское | 600 | - | 600 | - | 170 | 77 | 430 | 17,0 | 17,0 | 4,8 |
10. | Лунинское | 535 | 85 | 450 | 1 | 339 | 6 | 110 | 11,9 | 10,0 | 7,6 |
11. | Мокшанское | 549 | 7 | 542 | - | 320 | - | 222 | 10,9 | 10,7 | 6,3 |
12. | Никольское | 753 | 15 | 738 | - | 606 | 380 | 132 | 9,9 | 9,7 | 8,0 |
13. | Сердобское | 859 | 111 | 748 | - | 281 | 41 | 467 | 21,4 | 18,6 | 7,0 |
14. | Чаадаевское | 1038 | 44 | 994 | - | 462 | 380 | 532 | 13,7 | 13,1 | 6,1 |
15. | Шемышейское | 655 | - | 655 | - | 392 | 128 | 263 | 13,9 | 13,9 | 8,3 |
16. | Юрсовское | 1133 | 18 | 1115 | 6 | 948 | 245 | 161 | 16,4 | 16,2 | 13,7 |
Итого: | 13728 | 371 | 13357 | 17 | 7201 | 2246 | 6139 | 15,5 | 15,1 | 8,2 |
Для лесного хозяйства особую важность имеют дороги, проходящие по лесным массивам, их протяженность, состояние, пропускная способность и т.д.
Общая протяженность дорог составляет 13728 км, в том числе общего пользования 6139 км, лесохозяйственных - 7218 км, из них круглогодового действия - 2246 км или 31,1%. Остальные лесохозяйственные дороги являются проезжими только в сухое время года и многие из них доступны только для машин с повышенной проходимостью и, естественно, требуют ремонта.
Важным показателем для лесохозяйственной деятельности является относительная густота транспортной сети. Густота всех расположенных на территории лесничеств дорог составляет в среднем 15,5 км на 1000 га лесного фонда с колебаниями от 9,8 до 61,7 км, в том числе средняя протяженность железных дорог на 1000 га - 0,4 км, автомобильных дорог - 15,1 км. Густота грунтовых лесохозяйственных дорог составляет 8,2 км на 1000 га, с колебаниями от 4,8 до 13,7 км. Наибольшую густоту автомобильных дорог общего пользования имеют Ленинское, Белинское, Камешкирское Лопатинское лесничества, лесохозяйственных дорог - Юрсовское, Кузнецкое и Кададинское лесничества.
Для освоения расчетной лесосеки в целях заготовки спелых и перестойных лесных насаждений независимо от породного состава спелых древостоев в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 7 км всех видов дорог на 1000 га, а в защитных лесах - 11 - 14 км. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, то есть обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование (С.Г. Синицын, 1987 г.). Для рубок ухода за лесом дороги нужны еще в большей степени. Для полного же охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10 - 15 км дорог на 1000 га лесного фонда (В.А. Николаюк, 1977 г.).
Леса на землях лесного фонда на территории области наряду с большими лесными массивами представлены значительной площадью колочных лесов с большим разбросом их по территории, и в этих условиях используются все имеющиеся автомобильные дороги. Фактическую обеспеченность путями транспорта (18,1 км дорог на 1000 га, в том числе лесохозяйственных - 13,3 км) в среднем следует признать достаточной для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями, но более половины лесничеств области - 81,3% имеют недостаточную протяженность грунтовых лесохозяйственных дорог, то есть менее 10 км на 1000 га. Кроме того, эти дороги в весеннее и осеннее время и летом после дождей приходят в неудовлетворительное состояние и создают большие затруднения в лесохозяйственной деятельности лесничеств. Грунтовые дороги в лесу не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов, так как служат максимум 4 - 5 лет, затем разрушаются и требуют капитального ремонта.
Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшения их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда требуют более интенсивного строительства лесных дорог необходимой густоты. При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены.
В связи с этим одной из основных задач обустройства лесного фонда Пензенской области необходимо считать реконструкцию существующей сети лесохозяйственных дорог и строительство новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения с твердым покрытием.