Недействующий

Об утверждении Лесного плана Пензенской области (с изменениями на 22 августа 2018 года)



Таблица 1.2.5.1 - Характеристика путей транспорта по лесничествам Пензенской области

N п/п

Наименование лесничества

Протяженность дорог, км

Автомобильные дороги

Протяженность дорог на 1000 га лесного фонда, км

Всего

ж/д

автомобильных

лесохозяйственные

в том числе круглогодового действия

дороги общего пользования

всех дорог

автомобильных

лесохозяйственных

с твердым покрытием

грунтовые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Ахунское

567

27

540

3

370

62

167

12,4

11,8

8,2

2.

Белинское

1052

42

1010

-

222

87

788

24,1

23,1

5,1

3.

Б.-Вьясское

510

3

507

-

426

19

81

9,8

9,7

8,2

4.

Кададинское

1294

-

1294

1

942

279

351

14,4

14,4

10,5

5.

Камешкирское

813

-

813

6

313

170

494

22,2

22,2

8,7

6.

Кузнецкое

982

-

982

-

847

260

135

12,5

12,5

10,8

7.

Ленинское

1642

4

1038

-

133

65

1505

61,7

61,7

5,0

8.

Ломовское

746

15

731

-

430

47

301

10,4

10,2

6,0

9.

Лопатинское

600

-

600

-

170

77

430

17,0

17,0

4,8

10.

Лунинское

535

85

450

1

339

6

110

11,9

10,0

7,6

11.

Мокшанское

549

7

542

-

320

-

222

10,9

10,7

6,3

12.

Никольское

753

15

738

-

606

380

132

9,9

9,7

8,0

13.

Сердобское

859

111

748

-

281

41

467

21,4

18,6

7,0

14.

Чаадаевское

1038

44

994

-

462

380

532

13,7

13,1

6,1

15.

Шемышейское

655

-

655

-

392

128

263

13,9

13,9

8,3

16.

Юрсовское

1133

18

1115

6

948

245

161

16,4

16,2

13,7

Итого:

13728

371

13357

17

7201

2246

6139

15,5

15,1

8,2


Для лесного хозяйства особую важность имеют дороги, проходящие по лесным массивам, их протяженность, состояние, пропускная способность и т.д.


Общая протяженность дорог составляет 13728 км, в том числе общего пользования 6139 км, лесохозяйственных - 7218 км, из них круглогодового действия - 2246 км или 31,1%. Остальные лесохозяйственные дороги являются проезжими только в сухое время года и многие из них доступны только для машин с повышенной проходимостью и, естественно, требуют ремонта.


Важным показателем для лесохозяйственной деятельности является относительная густота транспортной сети. Густота всех расположенных на территории лесничеств дорог составляет в среднем 15,5 км на 1000 га лесного фонда с колебаниями от 9,8 до 61,7 км, в том числе средняя протяженность железных дорог на 1000 га - 0,4 км, автомобильных дорог - 15,1 км. Густота грунтовых лесохозяйственных дорог составляет 8,2 км на 1000 га, с колебаниями от 4,8 до 13,7 км. Наибольшую густоту автомобильных дорог общего пользования имеют Ленинское, Белинское, Камешкирское Лопатинское лесничества, лесохозяйственных дорог - Юрсовское, Кузнецкое и Кададинское лесничества.


Для освоения расчетной лесосеки в целях заготовки спелых и перестойных лесных насаждений независимо от породного состава спелых древостоев в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 7 км всех видов дорог на 1000 га, а в защитных лесах - 11 - 14 км. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, то есть обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование (С.Г. Синицын, 1987 г.). Для рубок ухода за лесом дороги нужны еще в большей степени. Для полного же охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10 - 15 км дорог на 1000 га лесного фонда (В.А. Николаюк, 1977 г.).


Леса на землях лесного фонда на территории области наряду с большими лесными массивами представлены значительной площадью колочных лесов с большим разбросом их по территории, и в этих условиях используются все имеющиеся автомобильные дороги. Фактическую обеспеченность путями транспорта (18,1 км дорог на 1000 га, в том числе лесохозяйственных - 13,3 км) в среднем следует признать достаточной для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями, но более половины лесничеств области - 81,3% имеют недостаточную протяженность грунтовых лесохозяйственных дорог, то есть менее 10 км на 1000 га. Кроме того, эти дороги в весеннее и осеннее время и летом после дождей приходят в неудовлетворительное состояние и создают большие затруднения в лесохозяйственной деятельности лесничеств. Грунтовые дороги в лесу не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов, так как служат максимум 4 - 5 лет, затем разрушаются и требуют капитального ремонта.


Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшения их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда требуют более интенсивного строительства лесных дорог необходимой густоты. При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены.


В связи с этим одной из основных задач обустройства лесного фонда Пензенской области необходимо считать реконструкцию существующей сети лесохозяйственных дорог и строительство новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения с твердым покрытием.