Пензенская область и г. Пенза имеют исключительно выгодное транспортно-географическое положение. Территорию области пересекает одна из важнейших сверхмагистралей страны - Донбасс - Урал (южный участок - Пенза - Ртищево и восточный - Пенза - Самара), а также железные дороги Пенза - Н. Новгород, Пенза - Москва, связывающие область со столицей и крупнейшими городами страны.
Общая протяженность железных дорог, проходящих через лесной фонд области, составляет 371 км.
Практически все лесничества, по которым проходят железнодорожные пути, имеют пункты погрузки древесины. Наиболее крупные из них ст. Кузнецк, Чаадаевка, Канаевка, Елюзань, Сердобск, Лунино и др. В настоящее время пункты погрузки древесной продукции, за небольшим исключением, находятся в неудовлетворительном состоянии из-за падения объемов заготовки, разрушения межгосударственных торговых связей, данные пункты стали невостребованными.
Протекающие по территории области реки, как транспортные артерии, существенной роли не играют, так как не судоходны и молевой сплав по ним запрещен.
Важнейшую роль во внутриобластных перевозках играет автомобильный транспорт. Автомобильные дороги представлены дорогами общего пользования федерального, областного и местного значения, которые связывают все населенные пункты области.
Наибольшее значение имеет автомагистраль федерального значения Москва - Пенза - Самара, пересекающая территорию области с запада на восток, а также дороги республиканского значения Н. Новгород - Саратов и Пенза - Тамбов. Почти все основные дороги общего пользования имеют твердое покрытие - асфальт или гравий.
Кроме дорог общего пользования, в области имеется густая сеть проселочных и лесохозяйственных грунтовых дорог, соединяющих между собой сельские населенные пункты и проходящих по лесным массивам. Многие из этих дорог имеют удовлетворительное состояние и в условиях засушливого климата области являются проезжими в течение всего года, играя большую роль в обеспечении доступа к объектам лесохозяйственных работ (таблица 1.2.5.1).