В связи с изменениями бюджетного законодательства, регламентирующего деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в бюджетной сфере, приоритетной задачей становится совершенствование управления бюджетным процессом.
Текущее состояние управления бюджетным процессом в Пензенской области свидетельствует о том, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы государственных и муниципальных финансов, управлению собственностью Пензенской области, внедрению новых технологий в процесс формирования и исполнения бюджетов. В Пензенской области принята и реализуется Программа реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005-2008 годы, которая утверждена Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года N 688-ЗПО "О реформировании региональных финансов Пензенской области на 2004-2008 годы" (с последующими изменениями). По итогам выполнения двух ее этапов в бюджетный процесс внедрены элементы бюджетирования, ориентированного на результат: утверждены перечень государственных услуг и стандарты качества их предоставления; установлены требования к деятельности бюджетных учреждений, индикаторы оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области; усовершенствованы программно-целевые методы планирования путем принятия ведомственных целевых программ; в соответствии с законодательством Российской Федерации разработаны и утверждены нормативные акты, в том числе порядки по исполнению бюджета Пензенской области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации средства от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности учитываются в бюджете Пензенской области и бюджетах муниципальных образований Пензенской области и утверждаются законом о бюджете Пензенской области и решением о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности относятся к неналоговым поступлениям и являются источником осуществления отдельных видов государственных (муниципальных) услуг, оказываемых государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями.
Текущее состояние учета средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности в муниципальных образованиях Пензенской области существенно отличается от порядка учета указанных средств, принятого в Министерстве финансов Пензенской области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений Пензенской области в счет обеспечения заявок на участие в конкурсе, учитываются на лицевых счетах получателей средств бюджета Пензенской области, открытых им в установленном законодательством порядке.
В муниципальных образованиях Пензенской области учет поступлений средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение, осуществляется на счетах, открытых каждому муниципальному бюджетному учреждению в подразделении расчетной сети Банка России или кредитных организациях в установленном порядке с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации. В то же время учет поступлений указанных средств, заработанных бюджетными учреждениями Пензенской области, осуществляется Министерством финансов Пензенской области на счете, открытом ему в подразделении расчетной сети Банка России.
Таким образом, на текущий момент к основным задачам совершенствования учета средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение при исполнении бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области, можно отнести следующие:
- необходимость осуществления надлежащего контроля со стороны финансовых органов за поступлением и расходованием средств, получаемых бюджетными учреждениями от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение;
- внедрение автоматизации в деятельность финансовых органов Пензенской области по учету средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение;
- повышение уровня взаимодействия специалистов финансовых органов Пензенской области, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов муниципальных образований Пензенской области в процессе учета средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение.
К существенным проблемам при исполнении бюджета и составлении отчетности можно отнести следующие:
- ограничение возможности интеграции автоматизированных систем исполнения бюджета и составления консолидированной отчетности вследствие использования различных программных продуктов бюджетными учреждения-ми либо отсутствие каких-либо программных продуктов;
- внедрение автоматизированных систем не на всех этапах бюджетного процесса;
- низкая квалификация специалистов, выполняющих функции по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
В части совершенствования бюджетного учета в Пензенской области стоит задача проведения мониторинга состояния бюджетного учета в бюджетных учреждениях Пензенской области и муниципальных бюджетных учреждениях Пензенской области, обоснование необходимости централизации бюджетного учета, привлечение и внедрение автоматизированной системы ведения бюджетного учета в условиях централизации.