Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 28.09.2010)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Международное и внешнеторговое сотрудничество - важный фактор динамичного развития хозяйственного комплекса Пензенской области, внедрения передового опыта и прогрессивных технологий, привлечения внешних инвестиций в Пензенскую область. Развитие взаимовыгодных международных и внешнеэкономических связей позволяет привлечь дополнительные средства в бюджет Пензенской области и направлять их на решение наиболее значимых региональных социально-экономических задач.

Для развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций в экономику Пензенской области необходимы деловые встречи и личные контакты с зарубежными партнерами, презентации экономического и инвестиционного потенциала Пензенской области. В последние несколько лет регион посетили десятки иностранных делегаций, как представителей официальных властей, так и деловых кругов многих зарубежных стран: Китая, Индии, США, Германии, Великобритании, Италии, Финляндии и ряда других. Упрочивается экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество, а также сотрудничество в образовательной сфере между Пензенской областью и регионами стран СНГ. Официальные делегации и делегации деловых кругов из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Беларуси в последнее время неоднократно посещали Пензенскую область. Установлены тесные контакты с представителями бизнеса вышеназванных стран.

В свою очередь официальные делегации Правительства Пензенской области и пензенских предприятий неоднократно осуществляли визиты в такие зарубежные страны, как Германия, Италия, Израиль, Китай, Нидерланды, США, Финляндия, Чехия и ряд других, с целью налаживания прямых торгово-экономических и культурных контактов с регионами данных государств. Визиты в страны СНГ давно стали частью развивающегося многогранного диалога Пензенской области с регионами стран Содружества, в первую очередь - Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, Узбекистана и других членов СНГ.

В период, когда Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), вопросы развития внешнеэкономической деятельности, подготовки регионов к работе в новых условиях приобретают особое значение. Внешнеторговая либерализация после присоединения России к ВТО может привести к значительным изменениям в функционировании региональных экономик. Внешние факторы станут преобладать над факторами внутренними, обострится конкуренция между регионами не только на международном, но и на внутреннем национальном рынке. В этих условиях возникает необходимость подготовки организаций всех отраслей экономики к изменяющимся экономическим условиям, выпуска конкурентоспособной продукции.

Как связующее звено между производителями и потребителями товаров (услуг) и способ продвижения продукции на внешние рынки выступают выставки, ярмарки, форумы. Они становятся местом сосредоточения деловой активности конкретных секторов рынка и представляют собой пока еще до конца не используемый ценнейший источник информации о положении дел и перспективах развития производственных отраслей, региональных рынков и отдельных сегментов рынка по группам товаров и услуг. Рассматривая выставочную деятельность как наиболее эффективную форму продвижения пензенских товаров и услуг, следует применять скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий в регионе, России и за рубежом, в которых принимает участие экспозиция Пензенской области, необходимо также формировать общую идеологию представляемых на них экспозиций, в первую очередь, имеющих большое значение для развития экономики Пензенской области.

Несмотря на положительную тенденцию в развитии внешнеэкономической деятельности в Пензенской области, основными проблемами остаются:

недостаточное количество рынков сбыта продукции, производимой предприятиями области, в связи с чем недостаточно высокий рост внешнеторгового оборота;

усиление конкуренции на мировом рынке при недостаточно высокой конкурентоспособности большинства видов продукции (услуг), выпускаемых (оказываемых) предприятиями Пензенской области;

недостаточное развитие инфраструктуры содействия развитию внешнеэкономической деятельности (страховые, консультационные, банковские и другие услуги);

дефицит квалифицированных кадров в области международной и внешнеэкономической деятельности.

К числу важнейших направлений внешнеэкономической деятельности следует отнести привлечение в Пензенскую область иностранных инвестиций. Их эффективное использование должно способствовать решению таких задач, как трансфер технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; насыщение внутреннего рынка товаров и услуг; дальнейшее развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих производств; выход региона на зарубежные рынки и постепенная адаптация его экономики к системе мирового хозяйства с приоритетом экспорта высоких технологий и инновационной продукции.

Настоящая Программа разработана для того, чтобы преодолеть возникающие проблемы в международном и внешнеторговом сотрудничестве путем внедрения и реализации согласованных мер, предусматривающих создание условий для формирования в стране и в мире положительного имиджа Пензенской области, роста ее экспортного потенциала и инвестиционной привлекательности, расширения рынков сбыта продукции, производимой предприятиями Пензенской области.