Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 28.09.2010)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Пензенская область обеспечивала в среднем незначительный объем (не более 1%) совокупного экспорта России в 1999 - 2007 годах.

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации Пензенская область в 2007 году отгрузила на экспорт товаров на 146,1 млн. долларов США. Темпы прироста регионального экспорта составили: около 72% в 2006 году, 30,8% в 2007 году. По объему экспорта в 2007 году Пензенская область была на 64-м месте среди 83 субъектов Российской Федерации.

Незначительная доля Пензенской области в совокупном экспорте России объясняется тремя основными факторами:

1) в регионе отсутствуют крупные запасы нефти, газа, угля, леса, рудных полезных ископаемых, других минерально-сырьевых и природных ресурсов;

2) в регионе практически нет крупных градообразующих предприятий, выпускающих конкурентоспособную экспортную продукцию;

3) Пензенская область не является пограничным регионом и поэтому не вовлечена в трансграничное торгово-экономическое сотрудничество.

Основными экспортными товарными группами региона в 2007 году являлись: продукция машиностроения, продовольственные товары, сырье для их производства, древесина и изделия из нее, черные и цветные металлы.

В страны ближнего и дальнего зарубежья традиционно поставляются: дизели и дизель-генераторы, химическое оборудование, турбокомпрессоры и компрессорное оборудование, крупногабаритная и малая запорная арматура, средства связи и защиты информации, сигнальные охранные системы, специальные автомобили, топливозаправщики, часы, бумажные изделия, медикаменты и другие изделия пензенских товаропроизводителей.

Анализ динамики валового регионального продукта (далее - ВРП) и экспортных поставок в его структуре за период с 1999 по 2007 год свидетельствует о том, что максимальную долю в ВРП экспорт составлял в 2000 и 2001 годах до 3,5% с тенденцией к росту. Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (далее - Пензастат) на 1 января 2008 года экспорт составлял около 3,15% от ВРП.

По сведениям Приволжского таможенного управления (г. Нижний Новгород), экспортерами и импортерами товаров в Пензенской области в 2007 году являлись 287 организаций, включая 52 индивидуальных предпринимателей, в том числе экспортом занимались 140 организаций региона. Предоставление экспортных услуг производили 18 организаций Пензенской области.

Наиболее крупными предприятиями-экспортерами Пензенской области в 2007 году являлись: ОАО "Радиозавод" (сложная машиностроительная продукция); ОАО "Фанерный завод "Власть труда" (фанера березовая клееная, детали для кроватей и другой мебели); ОАО "Пензтяжпромарматура" (арматура для трубопроводов); ОАО "Биосинтез" (антибиотики, лекарственные средства); ОАО "Пензхиммаш" (холодильники и компрессорные установки); ОАО "ГРАЗ" (полуприцепы, тягачи, топливозаправщики); ФГУП "ППО ЭВТ" (части к бытовым электрическим и газовым плитам); ОАО "Пензадизельмаш" (турбокомпрессоры, дизели и их части); ООО "Маяк-Канц" (различные тетради). Данный список практически не изменился и в 2008 году.

Динамика поставок и методы ведения внешней торговли организациями Пензенской области характеризуются тем, что экспорт сосредоточен преимущественно в крупных организациях: за период с 1999 по 2008 год доля поставок десятью крупнейшими организациями-экспортерами выросла с 57% до 67% в совокупном объеме экспорта региона. В 2007 году на долю 10 организаций (7% всех экспортеров) приходилось более 77% стоимостного объема экспорта. В то же время экспорт у 73 процентов организаций не превышает 100 тыс. долларов в год, а у 20% объемы составляют менее 10 тыс. долларов в год.

По данным Приволжского таможенного управления на 1 января 2008 года, основной объем продукции с высокой степенью переработки произведен в машиностроении, эта продукция составляет более 65% от объема регионального экспорта.

Анализ товарной структуры экспорта свидетельствует о том, что на долю трех основных товарных групп за последние два с половиной года в среднем приходится 75 - 80% от общего объема экспорта:

в группе "машиностроительная продукция" отмечается рост объемов экспорта с 53,7 млн. долларов в 2006 году до 84,3 млн. долларов в 2007 году;

в группе "продовольственные товары и сырье для их производства" отмечается рост объема экспорта с 10,3 млн. долларов в 2006 году до 26,1 млн. долларов в 2007 году;

группа "черные и цветные металлы" растет динамично, составляя 3,5 - 4,5 млн. долларов ежегодно.

В 2007 году годовой экспортный оборот сферы услуг составил чуть более 600 тыс. долларов, включая научно-исследовательские разработки, услуги гостиниц, некоторые коммерческие, консалтинговые и образовательные услуги.

Для организаций Пензенской области экспорт является привлекательным и эффективным стимулом развития, так как создает новые рабочие места, способствует росту квалификации персонала, содействует производству конкурентоспособной продукции, увеличивает объемы производства. Органы государственной власти Пензенской области заинтересованы в развитии экспорта, так как это увеличивает доходную часть бюджета и инвестиционный потенциал Пензенской области. В условиях кризиса его рост особо необходим.

Географическая структура экспорта Пензенской области свидетельствует о предпочтении организаций-экспортеров к работе на территориально близких рынках стран СНГ и Евросоюза в радиусе двух-трех тысяч километров, преимущественно бассейнах Балтийского, Каспийского и Черного морей. Диверсификация географии экспорта незначительна: свыше 60% организаций-экспортеров (из 140 в 2007 году), включая почти 90% индивидуальных предпринимателей, поставляет товары на рынок только какой-то одной конкретной страны, и лишь несколько (до 7) крупных и средних предприятий региона осуществляет поставки в 2 - 4 страны.

За 1999 - 2007 годы соотношение объемов экспортных поставок в страны ближнего и дальнего зарубежья практически не претерпело изменений: около двух третей товаров и услуг поставлялось в страны СНГ, чуть более одной трети - в страны дальнего зарубежья, включая государства Балтии. Потенциально привлекательными могут стать рынки развивающихся стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Южной и Восточной Азии.