Среди основных задач в деле развития сферы торговли Пензенской области приоритетным было и остается прежде всего обеспечение экономического роста всех основных показателей, характеризующих состояние торговли, общественного питания, создание условий по повышению качества оказываемых услуг.
Оборот розничной торговли в 2006 году составил 47,5 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2005 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 43,7%, непродовольственных товаров - 56,3% (в 2004 году - соответственно 42,2 и 57,8%).
Важным направлением является упорядочение работы сельскохозяйственных и смешанных рынков по продаже продовольственных и промышленных товаров, в том числе следует отметить ввод в эксплуатацию и строительство крупных торговых центров.
Также подтверждением развития сферы торговли в Пензенской области является приход в регион крупных розничных сетей торговых марок "Паттерсон", "Магнит" и др.
Расширение сети продовольственных, смешанных рынков, их благоустройство, обеспечение необходимым торгово-технологическим оборудованием позволят создать современную инфраструктуру оптовой торговли.
Основные показатели, характеризующие оборот розничной торговли, представлены в таблице 5.