Недействующий

О ПРОГРАММЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2012 ГОДЫ (с изменениями на: 10.07.2012)

1.1.2.13. Транспорт


Транспортный комплекс Пензенской области включает в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт.

За 2006 год объем грузоперевозок, выполненный транспортом Пензенской области, составил 22,1 млн. т, пассажироперевозок - 173,7 млн. человек, причем автомобильным (с учетом городского электрического) перевозится около 96% от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта.

В пассажирском парке Пензенской области насчитывается свыше 2,7 тыс. автобусов и 142 единицы троллейбусов. Общая протяженность контактной линии на 8 маршрутах составляет 126 км.

Сеть автомобильных дорог области составляет 9 тыс. км. Важнейшие из них: Москва - Челябинск, Саратов - Нижний Новгород, Пенза - Тамбов. Все районные центры и большинство населенных пунктов имеют надежное дорожное сообщение. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 155 км на 1000 кв. км территории, их удельный вес - 99,95%.

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Пензенской области осуществляет 513 субъектов различной формы собственности, в том числе 86 юридических лиц и 427 предпринимателей, на 525 маршрутах, в том числе 88 междугородных, 25 межобластных, 259 пригородных, 104 внутригородских, 49 дачных. Протяженность маршрутных линий достигла 22 тыс. км и охватывает свыше 70% населенных пунктов области (43 города областного и районного значения, а также 392 рабочих поселка и сельских совета). Население Пензенской области получает комплекс автовокзальных услуг на 32 линейных сооружениях (автовокзалах и автостанциях).

По территории региона пролегают крупнейшие железные дороги страны - Куйбышевская и Юго-Восточная, частично - Московская. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 828 км, из них 54% (443 км) - электрифицированные. Они связывают Пензу с Центром и Югом России, регионами Поволжья, Украиной, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Функционируют железнодорожные вокзалы в г. Пензе, Кузнецке, Сердобске, Каменке и других городах.

В то же время развитие транспортной системы Пензенской области сталкивается с рядом серьезных проблем, значительно снижающих ее эффективность. К ним в первую очередь необходимо отнести:

- медленное развитие нормативно-правовой базы в сфере организации перевозок пассажиров и грузов на автотранспорте, неэффективность ранее принятых документов (нет возможности органам исполнительной власти, органам местного самоуправления в должной мере влиять на процессы, происходящие в транспортном комплексе);

- дорожно-транспортная аварийность;

- перегруженность уличной дорожной сети, ее низкая пропускная способность.

В условиях развивающейся экономики транспорт региона обязан не только обеспечить потребность экономики и населения в перевозках, но и служить материальной базой формирования и социально-экономического развития региона.

Транспортный комплекс Пензенской области - часть единой транспортной системы Российской Федерации, и особенности развития транспортного комплекса России характерны и для Пензенской области. Это прежде всего:

- изменение условий работы транспорта и изменение характера спроса на транспортные услуги;

- относительно высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции;

- неполное удовлетворение спроса на транспортные услуги из-за недостаточного технического уровня транспортной системы и накопленного отставания в области транспортных технологий;

- рост объемов перевозок сдерживается дефицитом пропускных и провозных возможностей;

- отсутствие необходимой комплексности в управлении развитием и функционированием транспортной системы, а также в координации и взаимодействии различных видов транспорта;

- отсутствие эффективных механизмов финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным убыткам транспортных организаций;

- низкий уровень безопасности транспортного комплекса и др.

Проблемы в развитии транспорта усиливают инфраструктурные ограничения.

Одной из основных целей содействия экономическому росту и повышению благосостояния населения Пензенской области через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам является развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике. Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и социальное развитие, укрепить связи как между муниципальными образованиями Пензенской области, так и между регионами России, повысить конкурентоспособность и эффективность других отраслей экономики, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.