Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Пензенской области.
Модернизация общего имущества многоквартирных домов на территории области осуществляется с учетом принципов государственной политики совершенствования и развития сложившейся застройки, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, совершенствования финансовых механизмов обеспечения государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении ими управления многоквартирными домами.
Анализ проводимых с 1997 года преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве области показывает, что планируемый переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства в связи со сложным социальным положением граждан-потребителей не завершен. Несмотря на то, что в настоящее время население области оплачивает 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построенные до 1993 года, предприятия и организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, были не в состоянии обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.
В соответствии с принятым в 2004 году Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов. В соответствии с действующим законодательством собственникам жилых помещений не предоставляются льготы и субсидии на проведение капитального ремонта. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Общая площадь жилищного фонда Пензенской области составляет 31307,6 тыс. кв. метра и насчитывает 295465 жилых домов, из которых 48133 дома многоквартирные. Из общего числа многоквартирных домов 58,9% (28370 домов) построены в период строительства многоквартирных домов первых массовых серий (1946-1990 годы), износ которых на 01.01.2007 находится в пределах от 31 до 65 процентов. Объем недоремонта составляет 10241,6 тыс.кв.м. общеполезной площади жилья.
В 2006 году на проведение капитального ремонта жилищного фонда Пензенской области затрачено 69,7 млн.рублей, из них 2,9 млн.рублей средства собственников жилья. Рост затрат на проведение капитального ремонта в 2006 году к 2005 году составил 105%. Однако эти средства составляют всего 0,5 процента от необходимой суммы для приведения жилищного фонда Пензенской области в нормативное состояние.
Проведенный анализ финансирования капитального ремонта жилищного фонда за последние пять лет показал, что на проведение капитального ремонта жилых домов в среднем по Пензенской области ежегодно направлялось от 0,5 до 1,1 процента финансовых средств от необходимой суммы.
Сравнительные данные по необходимому и фактическому финансированию капитального ремонта жилищного фонда
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Требуемые затраты на проведение капитального ремонта жилфонда, (млн.руб.) | 8328,7 | 12814 | 14603,4 | 19459 |
Фактические затраты на капитальный ремонт жилфонда, (млн.руб.) | 96,9 | 66,4 | 69,7 | 99,4 |
В связи с ежегодной финансовой необеспеченностью работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, вопрос о приведении жилищного фонда Пензенской области в нормативное состояние стоит очень остро и делает невозможным перевод жилищного хозяйства в сферу рыночных отношений.
Кроме того, дома, построенные в соответствии с техническими нормативами середины прошлого века, не отвечают современным требованиям по тепло- и шумоизоляции, имеют изношенные инженерные сети и малогабаритные квартиры неудобной планировки. Теплоизоляционные материалы того времени не обладали необходимой долговечностью, давно обветшали или полностью разрушились, что ухудшило теплозащиту.
Проведение комплекса мероприятий по капитальному ремонту и модернизации общего имущества многоквартирных домов, кроме предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования, требуются кардинальные меры по улучшению технического состояния лифтов, иначе процесс их разрушения станет необратимым, и безопасность населения должным образом не будет обеспечиваться. Темпы износа лифтового хозяйства в области превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов, установленный межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95, составляет 25 лет. Лифтовой парк с начала его существования в области обновляется крайне медленно, отработавшие назначенный срок лифты не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации.
Еще одной проблемой является отсутствие системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета составляет не более 25 процентов.
Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг, что ложится бременем на бюджеты муниципальных образований и не стимулирует граждан к экономии энергетических ресурсов и надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем.
Оснащение приборами учета позволит вести учет потребления энергоресурсов и взимания платы с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.
Актуальность разработки Программы обусловлена как социальными, так и экономическими факторами.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.
Сохраняется необходимость в оказании собственникам помещений в многоквартирных домах содействия в реализации различных способов управления многоквартирными домами. В связи с этим необходимо оказание содействия в решении вопросов инвентаризации и регистрации имущественного комплекса многоквартирного дома. Однако реализация данных мер затруднена из-за отсутствия достаточных ресурсов. В органах местного самоуправления отсутствует первичная техническая документация по объектам жилищного фонда, не сформированы в установленном порядке земельные участки под многоквартирными домами.
Учитывая техническое состояние многоквартирных домов, а также многообразие форм собственности на жилые помещения, необходимо решение проблемы проведения модернизации общего имущества многоквартирных домов, оснащения многоквартирных домов приборами учета, инвентаризации и регистрации объектов жилищного фонда путем программно-целевого метода. Объем потребности средств по основным видам работ приведен в таблице 1.
Таблица 1
ОБЪЕМ
потребности финансовых средств на проведение реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов по годам <*>
Наименование работ | Потребность в финансировании, всего (млн. руб.) | в т.ч. по годам | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
Оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета | 62,3 | 18,7 | 18,7 | 18,7 | 6,2 |
Реконструкция и капитальный ремонт кровли | 726,7 | 218 | 218 | 218 | 72,7 |
Капитальный ремонт систем инженерно-технического обеспечения | 1086,52 | 326,97 | 327,07 | 327,07 | 105,42 |
Реконструкция, капитальный ремонт и замена лифтового хозяйства | 97,0 | 28,1 | 28,0 | 28,0 | 12,9 |
Прочий капитальный ремонт | 186,96 | 56,07 | 56,07 | 56,07 | 18,75 |
Итого потребность: | 2159,46 | 647,84 | 647,84 | 647,84 | 215,95 |
--------------------------------
<*> - рассчитан на основании потребности в проведении капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях по данным, представленным органами местного самоуправления на основании проведенных обследований.