Недействующий

Об утверждении целевой программы "Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Пензенской области от 14.05.2008 N 308)

II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Пензенской области.

Модернизация общего имущества многоквартирных домов на территории области осуществляется с учетом принципов государственной политики совершенствования и развития сложившейся застройки, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, совершенствования финансовых механизмов обеспечения государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении ими управления многоквартирными домами.

Анализ проводимых с 1997 года преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве области показывает, что планируемый переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства в связи со сложным социальным положением граждан-потребителей не завершен. Несмотря на то, что в настоящее время население области оплачивает 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построенные до 1993 года, предприятия и организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, были не в состоянии обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.

В соответствии с принятым в 2004 году Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов. В соответствии с действующим законодательством собственникам жилых помещений не предоставляются льготы и субсидии на проведение капитального ремонта. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Общая площадь жилищного фонда Пензенской области составляет 31307,6 тыс. кв. метра и насчитывает 295465 жилых домов, из которых 48133 дома многоквартирные. Из общего числа многоквартирных домов 58,9% (28370 домов) построены в период строительства многоквартирных домов первых массовых серий (1946-1990 годы), износ которых на 01.01.2007 находится в пределах от 31 до 65 процентов. Объем недоремонта составляет 10241,6 тыс.кв.м. общеполезной площади жилья.

В 2006 году на проведение капитального ремонта жилищного фонда Пензенской области затрачено 69,7 млн.рублей, из них 2,9 млн.рублей средства собственников жилья. Рост затрат на проведение капитального ремонта в 2006 году к 2005 году составил 105%. Однако эти средства составляют всего 0,5 процента от необходимой суммы для приведения жилищного фонда Пензенской области в нормативное состояние.

Проведенный анализ финансирования капитального ремонта жилищного фонда за последние пять лет показал, что на проведение капитального ремонта жилых домов в среднем по Пензенской области ежегодно направлялось от 0,5 до 1,1 процента финансовых средств от необходимой суммы.



Сравнительные данные по необходимому и фактическому финансированию капитального ремонта жилищного фонда

2004

2005

2006

2007

Требуемые затраты на проведение капитального ремонта жилфонда, (млн.руб.)

8328,7

12814

14603,4

19459

Фактические затраты на капитальный ремонт жилфонда, (млн.руб.)

96,9

66,4

69,7

99,4


В связи с ежегодной финансовой необеспеченностью работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, вопрос о приведении жилищного фонда Пензенской области в нормативное состояние стоит очень остро и делает невозможным перевод жилищного хозяйства в сферу рыночных отношений.

Кроме того, дома, построенные в соответствии с техническими нормативами середины прошлого века, не отвечают современным требованиям по тепло- и шумоизоляции, имеют изношенные инженерные сети и малогабаритные квартиры неудобной планировки. Теплоизоляционные материалы того времени не обладали необходимой долговечностью, давно обветшали или полностью разрушились, что ухудшило теплозащиту.

Проведение комплекса мероприятий по капитальному ремонту и модернизации общего имущества многоквартирных домов, кроме предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.

В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования, требуются кардинальные меры по улучшению технического состояния лифтов, иначе процесс их разрушения станет необратимым, и безопасность населения должным образом не будет обеспечиваться. Темпы износа лифтового хозяйства в области превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов, установленный межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95, составляет 25 лет. Лифтовой парк с начала его существования в области обновляется крайне медленно, отработавшие назначенный срок лифты не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации.

Еще одной проблемой является отсутствие системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета составляет не более 25 процентов.

Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг, что ложится бременем на бюджеты муниципальных образований и не стимулирует граждан к экономии энергетических ресурсов и надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем.

Оснащение приборами учета позволит вести учет потребления энергоресурсов и взимания платы с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.

Актуальность разработки Программы обусловлена как социальными, так и экономическими факторами.

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.

Сохраняется необходимость в оказании собственникам помещений в многоквартирных домах содействия в реализации различных способов управления многоквартирными домами. В связи с этим необходимо оказание содействия в решении вопросов инвентаризации и регистрации имущественного комплекса многоквартирного дома. Однако реализация данных мер затруднена из-за отсутствия достаточных ресурсов. В органах местного самоуправления отсутствует первичная техническая документация по объектам жилищного фонда, не сформированы в установленном порядке земельные участки под многоквартирными домами.

Учитывая техническое состояние многоквартирных домов, а также многообразие форм собственности на жилые помещения, необходимо решение проблемы проведения модернизации общего имущества многоквартирных домов, оснащения многоквартирных домов приборами учета, инвентаризации и регистрации объектов жилищного фонда путем программно-целевого метода. Объем потребности средств по основным видам работ приведен в таблице 1.


Таблица 1

ОБЪЕМ
потребности финансовых средств на проведение реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов по годам <*>

Наименование работ

Потребность в финансировании, всего (млн. руб.)

в т.ч. по годам

2008

2009

2010

2011

Оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета

62,3

18,7

18,7

18,7

6,2

Реконструкция и капитальный ремонт кровли

726,7

218

218

218

72,7

Капитальный ремонт систем инженерно-технического обеспечения

1086,52

326,97

327,07

327,07

105,42

Реконструкция, капитальный ремонт и замена лифтового хозяйства

97,0

28,1

28,0

28,0

12,9

Прочий капитальный ремонт

186,96

56,07

56,07

56,07

18,75

Итого потребность:

2159,46

647,84

647,84

647,84

215,95


--------------------------------

<*> - рассчитан на основании потребности в проведении капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях по данным, представленным органами местного самоуправления на основании проведенных обследований.