________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Пензенской области от 14 мая 2008 года N 308-пП
_________________________________________________________________
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", и руководствуясь пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства":
1. Утвердить целевую программу "Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства - начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области Н.М. Ащеулова.
Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
В.А.Сатин
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы
Наименование | "Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы (далее - Программа). | |
Законодательная база для разработки Программы | - Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; | |
Государственный заказчик | - Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области | |
Основные разработчики | - Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области; - Органы местного самоуправления муниципальных образований. | |
Основные цели и задачи | - Основной целью Программы является обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. - Основными задачами Программы являются: - приведение состояния многоквартирных домов в соответствие с требованиями нормативно-технических документов; - улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик существующего жилищного фонда; - улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. - сохранение существующей застройки, отвечающей запросам различных групп населения. | |
Важнейшие целевые показатели | - Доведение технического состояния конструкций, крыш, кровель и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов до показателей соответствующих нормативным срокам проведения их капитального ремонта; - создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для разработки механизма привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, в том числе инвестиций, для решения проблемы модернизации общего имущества многоквартирных домов; -обеспечение сохранности и увеличение сроков эксплуатации жилищного фонда, безопасности проживания, уменьшение доли физически и морально устаревшего жилищного фонда; - обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда, оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энергоресурсов; - финансовая поддержка управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, юридических лиц, уполномоченных собственниками жилых помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме в случаях участия их в реализации мероприятий Программы; - реализация механизма софинансирования работ по модернизации и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов за счет бюджетных и внебюджетных источников; - содействие реализации на территории области различных способов управления многоквартирными домами в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства | |
Сроки и этапы реализации | 2008-2011 годы | |
Исполнители | - Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области; - Управление государственной жилищной инспекции Пензенской области; - органы местного самоуправления муниципальных образований; - управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, подрядные организации, собственники помещений многоквартирных домов (по согласованию) | |
Объемы и источники финансирования | - На реализацию Программы необходимо 2159,46 млн.рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 1558,4 млн.рублей, - бюджет Пензенской области - 155,8 млн.руб. - муниципальные бюджеты - 337,2 млн.рублей; - средства собственников помещений многоквартирных домов - 107,97 млн.рублей; | |
Ожидаемые конечные результаты реализации | - Повышение комфортности проживания граждан, улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания, надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения; соответствие многоквартирных домов требованиям нормативно-технических документов; - снижение расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; - оснащение общедомовыми приборами учета и регулирования энергоресурсов до 100 процентов многоквартирных домов на территории области | |
Контроль за исполнением | - Правительство Пензенской области; - Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области; - Управление государственной жилищной инспекции Пензенской области |
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Пензенской области.
Модернизация общего имущества многоквартирных домов на территории области осуществляется с учетом принципов государственной политики совершенствования и развития сложившейся застройки, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, совершенствования финансовых механизмов обеспечения государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении ими управления многоквартирными домами.
Анализ проводимых с 1997 года преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве области показывает, что планируемый переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства в связи со сложным социальным положением граждан-потребителей не завершен. Несмотря на то, что в настоящее время население области оплачивает 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построенные до 1993 года, предприятия и организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, были не в состоянии обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.
В соответствии с принятым в 2004 году Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов. В соответствии с действующим законодательством собственникам жилых помещений не предоставляются льготы и субсидии на проведение капитального ремонта. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Общая площадь жилищного фонда Пензенской области составляет 31307,6 тыс. кв. метра и насчитывает 295465 жилых домов, из которых 48133 дома многоквартирные. Из общего числа многоквартирных домов 58,9% (28370 домов) построены в период строительства многоквартирных домов первых массовых серий (1946-1990 годы), износ которых на 01.01.2007 находится в пределах от 31 до 65 процентов. Объем недоремонта составляет 10241,6 тыс.кв.м. общеполезной площади жилья.
В 2006 году на проведение капитального ремонта жилищного фонда Пензенской области затрачено 69,7 млн.рублей, из них 2,9 млн.рублей средства собственников жилья. Рост затрат на проведение капитального ремонта в 2006 году к 2005 году составил 105%. Однако эти средства составляют всего 0,5 процента от необходимой суммы для приведения жилищного фонда Пензенской области в нормативное состояние.
Проведенный анализ финансирования капитального ремонта жилищного фонда за последние пять лет показал, что на проведение капитального ремонта жилых домов в среднем по Пензенской области ежегодно направлялось от 0,5 до 1,1 процента финансовых средств от необходимой суммы.
Сравнительные данные по необходимому и фактическому финансированию капитального ремонта жилищного фонда
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Требуемые затраты на проведение капитального ремонта жилфонда, (млн.руб.) | 8328,7 | 12814 | 14603,4 | 19459 |
Фактические затраты на капитальный ремонт жилфонда, (млн.руб.) | 96,9 | 66,4 | 69,7 | 99,4 |
В связи с ежегодной финансовой необеспеченностью работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, вопрос о приведении жилищного фонда Пензенской области в нормативное состояние стоит очень остро и делает невозможным перевод жилищного хозяйства в сферу рыночных отношений.
Кроме того, дома, построенные в соответствии с техническими нормативами середины прошлого века, не отвечают современным требованиям по тепло- и шумоизоляции, имеют изношенные инженерные сети и малогабаритные квартиры неудобной планировки. Теплоизоляционные материалы того времени не обладали необходимой долговечностью, давно обветшали или полностью разрушились, что ухудшило теплозащиту.
Проведение комплекса мероприятий по капитальному ремонту и модернизации общего имущества многоквартирных домов, кроме предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования, требуются кардинальные меры по улучшению технического состояния лифтов, иначе процесс их разрушения станет необратимым, и безопасность населения должным образом не будет обеспечиваться. Темпы износа лифтового хозяйства в области превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов, установленный межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95, составляет 25 лет. Лифтовой парк с начала его существования в области обновляется крайне медленно, отработавшие назначенный срок лифты не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации.
Еще одной проблемой является отсутствие системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета составляет не более 25 процентов.
Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг, что ложится бременем на бюджеты муниципальных образований и не стимулирует граждан к экономии энергетических ресурсов и надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем.
Оснащение приборами учета позволит вести учет потребления энергоресурсов и взимания платы с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.
Актуальность разработки Программы обусловлена как социальными, так и экономическими факторами.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.
Сохраняется необходимость в оказании собственникам помещений в многоквартирных домах содействия в реализации различных способов управления многоквартирными домами. В связи с этим необходимо оказание содействия в решении вопросов инвентаризации и регистрации имущественного комплекса многоквартирного дома. Однако реализация данных мер затруднена из-за отсутствия достаточных ресурсов. В органах местного самоуправления отсутствует первичная техническая документация по объектам жилищного фонда, не сформированы в установленном порядке земельные участки под многоквартирными домами.
Учитывая техническое состояние многоквартирных домов, а также многообразие форм собственности на жилые помещения, необходимо решение проблемы проведения модернизации общего имущества многоквартирных домов, оснащения многоквартирных домов приборами учета, инвентаризации и регистрации объектов жилищного фонда путем программно-целевого метода. Объем потребности средств по основным видам работ приведен в таблице 1.
Таблица 1
ОБЪЕМ
потребности финансовых средств на проведение реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов по годам <*>
Наименование работ | Потребность в финансировании, всего (млн. руб.) | в т.ч. по годам | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
Оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета | 62,3 | 18,7 | 18,7 | 18,7 | 6,2 |
Реконструкция и капитальный ремонт кровли | 726,7 | 218 | 218 | 218 | 72,7 |
Капитальный ремонт систем инженерно-технического обеспечения | 1086,52 | 326,97 | 327,07 | 327,07 | 105,42 |
Реконструкция, капитальный ремонт и замена лифтового хозяйства | 97,0 | 28,1 | 28,0 | 28,0 | 12,9 |
Прочий капитальный ремонт | 186,96 | 56,07 | 56,07 | 56,07 | 18,75 |
Итого потребность: | 2159,46 | 647,84 | 647,84 | 647,84 | 215,95 |
--------------------------------
<*> - рассчитан на основании потребности в проведении капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях по данным, представленным органами местного самоуправления на основании проведенных обследований.
Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда на территории области, социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области.
Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в реализации указанной Программы предполагается через совершенствование нормативной правовой базы в жилищной сфере, стимулирование проведения ряда организационных мероприятий по возможным объемам бюджетных гарантий, а также через непосредственное использование средств бюджета для решения основных задач Программы.
В целях оказания помощи гражданам необходимо привлечение на эти цели бюджетных финансовых средств. Такая возможность предусмотрена статьей 165 ЖК РФ и Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Цели реализации Программы 2008-2011 гг. | |
- обеспечить сохранность многоквартирных домов существующей застройки, отвечающей запросам различных групп населения, улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик жилого фонда; | |
- улучшить жилищные условия проживания граждан: | |
- обеспечить показатели технического состояния крыш, систем инженерно-технического обеспечения и конструкций многоквартирных домов, соответствующие нормативным срокам проведения их капитального ремонта; | |
- создать условия для перехода на проведение капитального ремонта многоквартирных домов полностью за счет средств собственников; | |
- создать конкурентную среду на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами; . | |
- привлечь средства частных инвесторов для проведения реконструкции многоквартирных домов. | |
Задачи 2008-2011 гг. | |
- обеспечение сохранности и увеличение сроков эксплуатации жилищного фонда, безопасности проживания, уменьшение доли физически и морально устаревшего жилищного фонда; | |
- обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда, оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энергоресурсов; | |
- проведение разъяснительной работы с собственниками жилых помещений по их ответственности за содержание общей собственности многоквартирных домов; | |
- привлечение собственников жилых помещений многоквартирных домов к управлению путем организации в товарищества собственников жилья; | |
- привлечение на рынок управления многоквартирными домами управляющих организаций всех форм собственности; | |
- создание условий для заинтересованности частных инвесторов и собственников жилых помещений в реконструкции многоквартирных домов; | |
- финансовая поддержка управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, юридических лиц, уполномоченных собственниками жилых помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме в случаях участия их в реализации мероприятий Программы; | |
- реализация механизма софинансирования работ по капитальному ремонту и модернизации общего имущества многоквартирных домов за счет бюджетных и внебюджетных источников. |