Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 ноября 2007 года N 378-рП


Об утверждении целевой программы "Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы

________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства  Пензенской области от 14 мая 2008 года N 308-пП
_________________________________________________________________


В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", и руководствуясь пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства":

1. Утвердить целевую программу "Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы.

2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства - начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области Н.М. Ащеулова.



Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
В.А.Сатин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Пензенской области
от 28 ноября 2007 года 2007 N 378-рП


ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы

I. Паспорт
Целевой программы "Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы

Наименование

"Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008-2011 годы (далее - Программа).

Законодательная база для разработки Программы

- Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";

- постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Государственный заказчик

- Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области

Основные разработчики

- Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области; - Органы местного самоуправления муниципальных образований.

Основные цели и задачи

- Основной целью Программы является обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан.

- Основными задачами Программы являются:

- приведение состояния многоквартирных домов в соответствие с требованиями нормативно-технических документов;

 - улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик существующего жилищного фонда;

- улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

 - сохранение существующей застройки, отвечающей запросам различных групп населения.

Важнейшие целевые показатели

- Доведение технического состояния конструкций, крыш, кровель и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов до показателей соответствующих нормативным срокам проведения их капитального ремонта;

- создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для разработки механизма привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, в том числе инвестиций, для решения проблемы модернизации общего имущества многоквартирных домов;

-обеспечение сохранности и увеличение сроков эксплуатации жилищного фонда, безопасности проживания, уменьшение доли физически и морально устаревшего жилищного фонда;

- обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда, оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энергоресурсов;

- финансовая поддержка управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, юридических лиц, уполномоченных собственниками жилых помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме в случаях участия их в реализации мероприятий Программы;

- реализация механизма софинансирования работ по модернизации и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов за счет бюджетных и внебюджетных источников;

- содействие реализации на территории области различных способов управления многоквартирными домами в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства

Сроки и этапы реализации

2008-2011 годы

Исполнители

- Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области;

 - Управление государственной жилищной инспекции Пензенской области;

- органы местного самоуправления муниципальных образований;

 - управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, подрядные организации, собственники помещений многоквартирных домов (по согласованию)

Объемы и источники финансирования

- На реализацию Программы необходимо 2159,46 млн.рублей,

 в том числе:

- федеральный бюджет - 1558,4 млн.рублей,

- бюджет Пензенской области - 155,8 млн.руб.

- муниципальные бюджеты - 337,2 млн.рублей;

- средства собственников помещений многоквартирных домов - 107,97 млн.рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации

- Повышение комфортности проживания граждан, улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания, надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения; соответствие многоквартирных домов требованиям нормативно-технических документов;

- снижение расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

- оснащение общедомовыми приборами учета и регулирования энергоресурсов до 100 процентов многоквартирных домов на территории области

Контроль за исполнением

- Правительство Пензенской области;

- Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области;

- Управление государственной жилищной инспекции Пензенской области


II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Пензенской области.

Модернизация общего имущества многоквартирных домов на территории области осуществляется с учетом принципов государственной политики совершенствования и развития сложившейся застройки, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, совершенствования финансовых механизмов обеспечения государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении ими управления многоквартирными домами.

Анализ проводимых с 1997 года преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве области показывает, что планируемый переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства в связи со сложным социальным положением граждан-потребителей не завершен. Несмотря на то, что в настоящее время население области оплачивает 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построенные до 1993 года, предприятия и организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, были не в состоянии обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.

В соответствии с принятым в 2004 году Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов. В соответствии с действующим законодательством собственникам жилых помещений не предоставляются льготы и субсидии на проведение капитального ремонта. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Общая площадь жилищного фонда Пензенской области составляет 31307,6 тыс. кв. метра и насчитывает 295465 жилых домов, из которых 48133 дома многоквартирные. Из общего числа многоквартирных домов 58,9% (28370 домов) построены в период строительства многоквартирных домов первых массовых серий (1946-1990 годы), износ которых на 01.01.2007 находится в пределах от 31 до 65 процентов. Объем недоремонта составляет 10241,6 тыс.кв.м. общеполезной площади жилья.

В 2006 году на проведение капитального ремонта жилищного фонда Пензенской области затрачено 69,7 млн.рублей, из них 2,9 млн.рублей средства собственников жилья. Рост затрат на проведение капитального ремонта в 2006 году к 2005 году составил 105%. Однако эти средства составляют всего 0,5 процента от необходимой суммы для приведения жилищного фонда Пензенской области в нормативное состояние.

Проведенный анализ финансирования капитального ремонта жилищного фонда за последние пять лет показал, что на проведение капитального ремонта жилых домов в среднем по Пензенской области ежегодно направлялось от 0,5 до 1,1 процента финансовых средств от необходимой суммы.



Сравнительные данные по необходимому и фактическому финансированию капитального ремонта жилищного фонда

2004

2005

2006

2007

Требуемые затраты на проведение капитального ремонта жилфонда, (млн.руб.)

8328,7

12814

14603,4

19459

Фактические затраты на капитальный ремонт жилфонда, (млн.руб.)

96,9

66,4

69,7

99,4


В связи с ежегодной финансовой необеспеченностью работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, вопрос о приведении жилищного фонда Пензенской области в нормативное состояние стоит очень остро и делает невозможным перевод жилищного хозяйства в сферу рыночных отношений.

Кроме того, дома, построенные в соответствии с техническими нормативами середины прошлого века, не отвечают современным требованиям по тепло- и шумоизоляции, имеют изношенные инженерные сети и малогабаритные квартиры неудобной планировки. Теплоизоляционные материалы того времени не обладали необходимой долговечностью, давно обветшали или полностью разрушились, что ухудшило теплозащиту.

Проведение комплекса мероприятий по капитальному ремонту и модернизации общего имущества многоквартирных домов, кроме предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.

В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования, требуются кардинальные меры по улучшению технического состояния лифтов, иначе процесс их разрушения станет необратимым, и безопасность населения должным образом не будет обеспечиваться. Темпы износа лифтового хозяйства в области превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов, установленный межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95, составляет 25 лет. Лифтовой парк с начала его существования в области обновляется крайне медленно, отработавшие назначенный срок лифты не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации.

Еще одной проблемой является отсутствие системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета составляет не более 25 процентов.

Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг, что ложится бременем на бюджеты муниципальных образований и не стимулирует граждан к экономии энергетических ресурсов и надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем.

Оснащение приборами учета позволит вести учет потребления энергоресурсов и взимания платы с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.

Актуальность разработки Программы обусловлена как социальными, так и экономическими факторами.

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.

Сохраняется необходимость в оказании собственникам помещений в многоквартирных домах содействия в реализации различных способов управления многоквартирными домами. В связи с этим необходимо оказание содействия в решении вопросов инвентаризации и регистрации имущественного комплекса многоквартирного дома. Однако реализация данных мер затруднена из-за отсутствия достаточных ресурсов. В органах местного самоуправления отсутствует первичная техническая документация по объектам жилищного фонда, не сформированы в установленном порядке земельные участки под многоквартирными домами.

Учитывая техническое состояние многоквартирных домов, а также многообразие форм собственности на жилые помещения, необходимо решение проблемы проведения модернизации общего имущества многоквартирных домов, оснащения многоквартирных домов приборами учета, инвентаризации и регистрации объектов жилищного фонда путем программно-целевого метода. Объем потребности средств по основным видам работ приведен в таблице 1.


Таблица 1

ОБЪЕМ
потребности финансовых средств на проведение реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов по годам <*>

Наименование работ

Потребность в финансировании, всего (млн. руб.)

в т.ч. по годам

2008

2009

2010

2011

Оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета

62,3

18,7

18,7

18,7

6,2

Реконструкция и капитальный ремонт кровли

726,7

218

218

218

72,7

Капитальный ремонт систем инженерно-технического обеспечения

1086,52

326,97

327,07

327,07

105,42

Реконструкция, капитальный ремонт и замена лифтового хозяйства

97,0

28,1

28,0

28,0

12,9

Прочий капитальный ремонт

186,96

56,07

56,07

56,07

18,75

Итого потребность:

2159,46

647,84

647,84

647,84

215,95


--------------------------------

<*> - рассчитан на основании потребности в проведении капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях по данным, представленным органами местного самоуправления на основании проведенных обследований.

Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда на территории области, социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области.

Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в реализации указанной Программы предполагается через совершенствование нормативной правовой базы в жилищной сфере, стимулирование проведения ряда организационных мероприятий по возможным объемам бюджетных гарантий, а также через непосредственное использование средств бюджета для решения основных задач Программы.

В целях оказания помощи гражданам необходимо привлечение на эти цели бюджетных финансовых средств. Такая возможность предусмотрена статьей 165 ЖК РФ и Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".


III. Цели и задачи программы

Цели реализации Программы 2008-2011 гг.

- обеспечить сохранность многоквартирных домов существующей застройки, отвечающей запросам различных групп населения, улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик жилого фонда;

- улучшить жилищные условия проживания граждан:
содействие качественному преобразованию сложившейся застройки населенных пунктов для целей эффективной организации на территории муниципальных образований области электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения;

- обеспечить показатели технического состояния крыш, систем инженерно-технического обеспечения и конструкций многоквартирных домов, соответствующие нормативным срокам проведения их капитального ремонта;

- создать условия для перехода на проведение капитального ремонта многоквартирных домов полностью за счет средств собственников;

- создать конкурентную среду на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами; .

- привлечь средства частных инвесторов для проведения реконструкции многоквартирных домов.

Задачи 2008-2011 гг.

- обеспечение сохранности и увеличение сроков эксплуатации жилищного фонда, безопасности проживания, уменьшение доли физически и морально устаревшего жилищного фонда;

- обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда, оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энергоресурсов;

- проведение разъяснительной работы с собственниками жилых помещений по их ответственности за содержание общей собственности многоквартирных домов;

 - привлечение собственников жилых помещений многоквартирных домов к управлению путем организации в товарищества собственников жилья;

- привлечение на рынок управления многоквартирными домами управляющих организаций всех форм собственности;

- создание условий для заинтересованности частных инвесторов и собственников жилых помещений в реконструкции многоквартирных домов;

- финансовая поддержка управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, юридических лиц, уполномоченных собственниками жилых помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме в случаях участия их в реализации мероприятий Программы;

- реализация механизма софинансирования работ по капитальному ремонту и модернизации общего имущества многоквартирных домов за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»