____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Пензенской области от 18 декабря 2008 года N 1659-ЗПО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
16 ноября 2007 года
Внести в Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 915-ЗПО "Об областной целевой программе "Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области (2006-2008 годы)" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2006, N 30 часть 1, N 33 часть 1, N 35 часть 1, N 36 часть 1, N 37 часть 1; 2007, N 39 часть 1, N 41 часть 1, N 42 часть 1) следующие изменения:
1) в наименовании и статье 1 Закона цифры "2008" заменить цифрами "2010";
2) областную целевую программу "Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области (2006-2008 годы)" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 22 декабря 2005 года N 915-ЗПО
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области (2006-2010 годы)"
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области (2006-2010 годы)"
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области (2006-2010 годы)" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | - | Правительство Пензенской области |
Основной разработчик Программы | - | государственное бюджетное учреждение "Управление автомобильных дорог Пензенской области" |
Цель Программы | - | повышение эффективности и безопасности функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального значения Пензенской области (далее - автомобильные дороги регионального значения) |
Задачи Программы | - | 1) приоритетное финансирование модернизации (капитального ремонта), ремонта и содержания существующей сети автомобильных дорог; 2) повышение эффективности системы государственного управления автомобильными дорогами; 3) совершенствование методов перспективного и оперативного планирования; 4) повышение ответственности за сохранность автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационное состояние; 5) повышение качества дорожных работ; 6) снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения; 7) развитие рынка дорожных работ |
Основной исполнитель | - | государственное бюджетное учреждение "Управление автомобильных дорог Пензенской области" |
Сроки реализации | - | 2006-2010 годы |
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования из бюджета Пензенской области - 5 221 575,6 тыс.рублей (67,5 процента); из федерального бюджета - 2 512 020,0 тыс.рублей (32,5 процента) |
Общая сумма расходов на реализацию Программы | - | 7 733 595,6 тыс.рублей, в том числе по годам: 2006 год - 736 958,2 тыс.рублей, в том числе: 533 958,2 тыс.рублей из бюджета Пензенской области; 203 000,0 тыс.рублей из федерального бюджета; 2007 год - 1 548 618,5 тыс.рублей, в том числе: 947 858,4 тыс.рублей из бюджета Пензенской области; 600 760,0 тыс.рублей из федерального бюджета; 2008 год - 1 653 102,5 тыс.рублей, в том числе: 1 145 342,5 тыс.рублей из бюджета Пензенской области; 507 760,0 тыс.рублей из федерального бюджета (при условии выделения); 2009 год - 1 875 322,3 тыс.рублей, в том числе: 1 275 322,3тыс.рублей из бюджета Пензенской области; 600 000,0 тыс.рублей из федерального бюджета (при условии выделения); 2010 год - 1 919 594,1 тыс.рублей, в том числе: 1 319 094,1 тыс.рублей из бюджета Пензенской области; 600 500,0 тыс.рублей из федерального бюджета (при условии выделения) |
Ожидаемые результаты | - | сокращение отставания по срокам ремонтов сети автомобильных дорог; строительство 88,27 км автомобильных дорог регионального значения; повышение технического уровня 983,62 км автомобильных дорог регионального значения на наиболее перегруженных участках внутри Пензенской области и на транспортных связях с соседними регионами |
Система контроля | - | Правительство Пензенской области осуществляет контроль за своевременным и полным проведением мероприятий Программы. Исполнители Программы ежемесячно представляют в Правительство Пензенской области (Министерство финансов Пензенской области) подробную информацию об использовании средств, выделенных на ее реализацию |
1. Введение
Областная целевая программа "Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области (2006-2010 годы)" основывается на положениях федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848.
Программа содержит основные показатели развития территориальной сети автодорог общего пользования Пензенской области, связанные с прогнозируемым сценарием развития экономики государства и региона, освещаются различные аспекты реализации Программы - финансовые, социальные, хозяйственные, экологические и другие.
2. Основные цели и задачи, сроки, этапы реализации Программы
Главной целью реализации Программы обозначено создание минимально необходимой сети территориальных автомобильных дорог общего пользования и автомобильных дорог населенных пунктов, эффективно содействующей развитию экономики, решению социальных проблем, повышению жизненного и культурного уровней населения.
Основными целями Программы являются:
- приоритетное финансирование модернизации (капитального ремонта), содержания существующей сети автодорог в целях ее сохранения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния;
- повышение эффективности системы государственного управления дорожным хозяйством, использование аккумулируемых в бюджете Пензенской области средств, направляемых на совершенствование и развитие дорожной сети;
- совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом выделяемого финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;
- повышение ответственности за сохранность автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационное состояние, в том числе и для пропуска по ним тяжеловесных грузов по наиболее рациональным маршрутам;
- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса;
- снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения;
- развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет совершенствования конкурсной системы предоставления подряда.
Данные цели должны быть достигнуты путем реализации следующих задач:
- улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети дорог;
- увеличение протяженности автомобильных дорог регионального значения с твердым покрытием - 88,27 километра;
- обеспечение постоянной связью по дорогам с твердым покрытием с максимально возможным количеством населенных пунктов;
- улучшение социальных условий жизни сельского населения;
- уменьшение отрицательного воздействия автомобильных дорог на окружающую среду;
- улучшение экологической обстановки;
- повышение эффективности инвестиций в дорожное хозяйство путем определения экономических приоритетов.
В силу финансовых ограничений, с учетом приоритетности общих задач и потребностей экономического и социального развития, выполнение полного комплекса задач создания автодорожной сети Пензенской области, адекватной развивающимся потребностям дорожного обслуживания населения и экономики страны, выходит за пределы предусмотренного программного периода. В последующие годы будет продолжаться наращивание общей протяженности дорожной сети с твердым покрытием, соединение населенных пунктов с сетью дорог общего пользования подъездами, обеспечивающими круглогодичную всепогодную связь. Автомобильные дороги, обеспечивающие пропуск транспортных потоков в обход перегруженных движением автодорожных узлов Пензенской области и обслуживающие транспортно-экономические межрегиональные связи, будут требовать формирования и рационализации прохождения. Существенная доля участков, входящих в состав основных автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающих межрегиональные связи, будет требовать повышения технических и транспортно-эксплуатационных характеристик. Эти, а также новые задачи, которые будут возникать по мере экономического и социального развития страны, намечено решать на последующих этапах реализации дорожных программ.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
3.1. Анализ современного состояния дорожной сети
Сеть автомобильных дорог регионального значения - один из важнейших элементов транспортно-коммуникационной системы Пензенской области, оказывающий огромное влияние на развитие экономики и социальной сферы.
Между тем, состояние дорожной сети Пензенской области далеко не в полной мере соответствует экономическим и социальным потребностям общества. Проблема особенно обострялась в последнее время в связи с недостаточным финансированием для сохранения существующей сети дорог, а тем более для ее модернизации (капитального ремонта).
Протяженность сети автомобильных дорог регионального значения Пензенской области на 1 января 2006 года составляет 5990 км. Из них с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием - 4987 км, со щебеночным покрытием - 1001 км, грунтовых дорог - 2 километра.
Одним из основных показателей развития дорожной сети является плотность автомобильных дорог, составляющая по Пензенской области 138 км на 1000 кв.км территории.
Плотность сети дорог общего пользования по районам колеблется в значительных пределах. Наиболее высокая плотность дорог в Тамалинском районе - 200 км на 1000 кв.км территории, наиболее низкая в Спасском районе - 110 км на 1000 кв.км территории. Все 27 районных центров Пензенской области имеют устойчивую автомобильную связь с областным центром. Дорогами с твердым покрытием связано все 376 центральных усадьб сельскохозяйственных предприятий.
Однако транспортно-эксплуатационное состояние многих существующих автомобильных дорог не отвечает современным, а тем более перспективным требованиям. Параметры автомобильных дорог регионального значения на ряде участков не соответствуют интенсивности движения по ним, практически отсутствует сервисное обслуживание пользователей дорог.
Большая часть автомобильных дорог регионального значения имеет недостаточную прочность и ровность покрытия со значительной сеткой трещин и низким коэффициентом сцепления.
Актуальной является проблема транспортно-эксплуатационного состояния мостовых переходов и путепроводов. На автомобильных дорогах регионального значения эксплуатируются 274 моста и путепровода общей протяженностью 16182 метра.
Наиболее распространенными дефектами железобетонных мостов являются:
- нарушение системы водоотвода, разрушение гидроизоляции и коррозия арматуры, сколы бетона в напорных сечениях балок;
- трещины и разрушения, несовпадение диафрагм и искривление накладок;
- увеличение толщины покрытия проезжей части, что приводит к перегрузке мостов.
Производственные мощности подрядных организаций в состоянии обеспечить строительство и ремонт автомобильных дорог согласно требованиям СНиП и ТУ. В большинстве подрядных организаций имеются центральные лаборатории, укомплектованные всем необходимым оборудованием и инструментом.
В условиях недостатка средств на строительство и ремонт дорог производственные мощности дорожных организаций востребованы не полностью. Однако, исходя из степени изношенности сооружений и оборудования, необходимости обеспечения уровня содержания, отвечающего безопасности и удобству движения, а также перспективного развития, производственная база также нуждается в развитии.
Существующая опорная сеть автомобильных дорог выполняет функции объектов регионального значения, по которым осуществляются не только внутриобластные, но и транзитные перевозки из соседних областей.
По территории Пензенской области проходит семь транспортных коридоров, соединяющих по кратчайшему направлению областные центры Саратовской, Ульяновской, Тамбовской, Рязанской областей и Республику Мордовия. Восемьдесят процентов от общей интенсивности движения транспорта составляют транзитные перевозки.
Конфигурация автомобильных дорог Пензенской области в целом соответствует направлениям транспортно-экономических связей как на территории в целом, так и на выходах в соседние регионы - Тамбовскую, Саратовскую, Ульяновскую области и Республику Мордовия. На первом этапе (2006-2010 годы) необходимо выполнять работы, направленные на обеспечение функционирования существующей дорожной сети. Приоритетное направление - прежде всего сохранение действующей сети, приведение ее в нормативные параметры. Для выполнения этой задачи необходимо ежегодно, начиная с 2006 года, ремонтировать до 500-550 км автодорог. При определении видов ремонта подходить дифференцированно к каждому километру дороги, основываясь на диагностических данных, прежде всего по прочностным параметрам.
Одновременно необходимо отметить, что сегодня существуют отдельные участки дороги, а иногда и целые направления, где необходима уже сейчас модернизация (капитальный ремонт).
Необходимость такого вида ремонта, учитывая его стоимость, должна быть строго адресной и исходить из перспектив развития Пензенской области и в целом инфраструктуры данного транспортного направления.
При этом необходимо по возможности предотвращать причины преждевременного разрушения автомобильных дорог:
- бесконтрольное движение транспортных средств с тяжеловесными грузами или движение по дорогам внедорожных транспортных средств;
- материальные потери от последствий ДТП при разрушении дорог и дорожных сооружений;
- несанкционированная застройка придорожных полос;
- хищение и вандализм в отношении элементов обустройства дороги со стороны участников движения и жителей прилегающих к дорогам территорий.
Практически каждая из указанных причин преждевременного разрушения приносит ощутимый ущерб и приводит к увеличению затрат на содержание.
3.2. Оценка влияния состояния дорожной сети на социально-экономическое развитие
Основные показатели развития экономики - валовой региональный продукт, уровень цен, доходы бюджета, уровень безработицы находятся в прямой зависимости от плотности и состояния дорожной сети.
Неудовлетворительное состояние дорожной сети особенно сказывается на экономике сельского хозяйства. По данным исследований, в "бездорожных хозяйствах" транспортные затраты в 1,5-1,8 раза выше, чем в обеспеченных дорогами с твердым покрытием.
Экономический анализ показал, что степень воздействия дорожного фактора на эффективность сельскохозяйственного производства аналогична такому фактору, как механизация.
Состояние автодорожной сети Пензенской области оказывает значительное влияние на экономическую и социальную сферу агропромышленного комплекса.
В экономике:
- повышается производство промышленной продукции;
- увеличивается валовой сбор продукции растениеводства и животноводства;
- увеличиваются инвестиции в основной капитал.