Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие кадетского движения в Пензенской области (2007-2010 годы)" (утратил силу с 01.01.2009 на основании Закона Пензенской области от 18.12.2008 N 1659-ЗПО)

 I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Заметным явлением в системе образования Пензенской области стал новый вид общеобразовательных учреждений - кадетские школы.

Важную роль в развитии кадетских общеобразовательных учреждений сыграло возрождение лучших традиций и обычаев прошлого, обеспечение жизненно важного для развития страны гражданского и патриотического воспитания.

За небольшой период кадетские школы не только заняли достойное место в системе образования Пензенской области, став ее неотъемлемой частью, но и оказали влияние на ее развитие.

Кадетские общеобразовательные учреждения области стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новые технологии обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.

В настоящее время в Пензенской области созданы муниципальное образовательное учреждение "Кадетская школа N 46 г.Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус", муниципальное общеобразовательное учреждение "Кадетская школа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 70" г.Пензы, классы с углубленным изучением предметов военно-патриотической и оборонно-спортивной направленностей, в которых обучаются 1409 учащихся.

На сегодняшний день в области функционируют 72 класса, реализующие программу военно-патриотического воспитания (в январе 2006 года - 67).

Востребованность этого образования высока. Эффективность его превышает показатели общеобразовательных учреждений. Некоторые педагогические технологии, используемые кадетскими школами, уникальны и требуют дальнейшего распространения и совершенствования. Главное отличие кадетского образования - это, прежде всего, системное образование в рамках организованной структуры, а также ярко выраженная военная составляющая. Кадетские школы главной целью своей ставят не подготовку ребят к армии, а воспитание гражданина.

Законом Пензенской области от 10 апреля 2006 года N 987-ЗПО утверждена областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Пензенской области (2006-2010 годы)". Объем финансирования из бюджета Пензенской области мероприятий, предусмотренных Программой на период 2006-2010 гг., составляет 12 809 тыс.рублей, объем внебюджетного финансирования - 1 394,9 тыс.рублей. Совокупный объем финансирования мероприятий Программы составляет 14 203,9 тыс.рублей.

Однако этого недостаточно. Сдерживающим фактором в организации кадетских (казачьих) школ, классов и объединений остается недостаточное финансирование.

Существующая сеть кадетских школ размещена в Пензенской области неравномерно, что создает определенные трудности для обучающихся и их родителей (законных представителей), отсутствуют квалифицированные кадры воспитателей.

Не урегулированы отношения между образовательными учреждениями общего образования и общественными организациями, создавшими кадетские, казачьи, милицейские и другие классы при некоторых школах.

Серьезной проблемой остается недостаточное материально-техническое, учебно-методическое и спортивное обеспечение кадетских школ, мест для проведения практических полевых занятий в соответствии с дополнительными образовательными программами.

Замедляют развитие кадетского движения несовершенство нормативной правовой базы, отсутствие единых типовых дополнительных образовательных программ, научно-методических разработок, недостаточное обеспечение кадетских школ специальными учебниками и учебными пособиями, отвечающими современным требованиям.

Принятие Программы позволит к 2010 году охватить кадетским движением значительное количество детей и подростков, оградив тем самым их от влияния улицы, направить значительные финансовые средства на формирование современной учебно-материальной базы образовательных учреждений, целенаправленно заниматься формированием высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств обучающихся.