ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В области экспорта - развитие экспортного потенциала с отданием предпочтения вариантам, при которых производится экспорт продукции максимально глубокой переработки исходного сырья и материалов.
Предпочтение должно отдаваться экспорту готовой продукции и промежуточных комплектующих глубокого цикла обработки.
Следует экономическими и политическими мерами способствовать успешному развитию технологоемких и наукоемких экспортеров, чтобы прийти к ситуации, когда сырье и первичные полуфабрикаты - лес, заготовки для мебели, первичная продукция сельхозпереработки, не вывозились бы производителями за пределы области, тем более - страны, а проходили бы на ее территории как можно более глубокий технологический и экономический цикл, чтобы вывозимые с территории области товары содержали бы в себе как можно больший процент от нормативного для конечного продукта объема трудозатрат (рабочие места) и прибавочной стоимости (налоги).
Одним из основных аргументов в этой проблеме может стать учет степени переработки экспортируемой продукции при решении вопроса о предоставлении предприятию - экспортеру каких-либо льгот и протекций со стороны правительства.
В сфере импорта политика Правительства области должна строиться, исходя из формирования тенденции к импортозамещению, прежде всего по продуктам питания и другим товарам первой необходимости. При отсутствии возможности импортозамещения по объективным показателям наличия и соответствия качества импортозаместителей предпочтение должно отдаваться импорту "ноу-хау", современного технологического оборудования и технологий, имеющих перспективу производства конкурентоспособной продукции. Недостаточный ассортимент собственной ресурсной базы области определяет правомерность постановки вопроса о поддержке импорта сырья, применяемого для создания конечных технологических продуктов.
Принципиальный характер имеет географическая направленность вектора приложения усилий Правительства области по развитию внешнеторговой деятельности и стимулированию экспорта.
Практика ВЭД последних лет показывает нарастание трудностей для пензенских экспортеров при попытках продвижения на рынки промышленно развитых стран со своей технологоемкой продукцией. Пензенская продукция не выдерживает конкуренции прежде всего из-за отсутствия характерной для западных компаний системы продвижения товара на рынок, рекламы и маркетинга, подразумевающей серьезные финансовые затраты в этой области и высочайшую квалификацию маркетингового персонала. Кроме того, для успешного продвижения на определенном рынке необходимо, при сопоставимом уровне затрат, иметь технологическое преимущество над другими участниками рынка. Это далеко не всегда получается у пензенских предприятий на рынках Западной Европы и США. Практически не работают пензенские предприятия на японском рынке - одном из самых высокотехнологичных в мире.
Наиболее прагматичным в данной ситуации станет подход, при котором правительство ориентирует предприятия на наращивание усилий на тех рынках, где технологическое преимущество нашей промышленности ощутимо, а более низкие издержки производства, связанные в том числе с отсутствием расходов на продвижение товара в структуре себестоимости определяют, в совокупности с другими факторами, их конкурентные преимущества перед западными аналогами.
Прежде всего, это - азиатские рынки, от Ближнего Востока до Китая, Южная Америка, Африка. Особое внимание правительства заслуживает вопрос укрепления связей с государствами СНГ, со многими из которых область связана многолетними кооперационными связями, а также со странами Восточной и Центральной Европы.
В тесной связи с предыдущими положениями будет рассматриваться вопрос о финансовых результатах внешнеторговой деятельности и межрегиональной кооперации. Составной частью вопроса о расширении налогооблагаемой базы внешнеторговых операций и, как следствие, увеличения бюджетной отдачи этой сферы деятельности, наряду с задачей максимизации областной составляющей в структуре себестоимости конечного продукта, является проблема перенесения на областную налогооблагаемую базу максимального количества доходов третьих лиц от обслуживания внешнеэкономической деятельности. Прямо на увеличение налоговых поступлений от обслуживания ВЭД повлияет перенаправление финансовых потоков через банки - плательщики местного бюджета (дополнительные облагаемые налогами доходы от банковского обслуживания ВЭД), активизация и поощрение деятельности местных страховых и консалтинговых фирм, косвенно - через подоходный доход сотрудников и текущие расходы - деятельность таможни.
В стратегической перспективе возрастает роль такого современного аспекта, как информационно - протекционная функция правительства.
Ключевыми факторами здесь выступают использование правительством современных информационных технологий для информирования максимального количества потенциальных партнеров о внешнеторговых и кооперационных возможностях предприятий и фирм области. (Интернет - технологии, мультимедийные презентации, возможности специализированных СМИ), а также оказание, в рамках своих полномочий, поддержки перспективным экспортерам и предприятиям, импортирующим современные технологии.
6 июня 2000 года постановлением Председателя Правительства Пензенской области утверждена Концепция программы развития внешнеэкономической, межрегиональной деятельности и экспортного потенциала в Пензенской области на 2000 - 2005 годы. Концепция определяет приоритетные направления деятельности Правительства в интересах укрепления и развития внешнеэкономического комплекса Пензенской области, повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций региона, увеличения социальной и бюджетной эффективности экспортно - импортных и инвестиционных операций.
Активизацию развития внешнеэкономической деятельности в Пензенской области определяют следующие основные направления:
- совершенствование нормативно - правовой базы Пензенской области, регламентирующей вопросы внешнеэкономической деятельности;
- финансово - банковское обеспечение внешнеэкономической деятельности;
- создание информационной среды для участников внешнеэкономической деятельности;
- меры по привлечению иностранных инвестиций и стимулированию экспорториентированных производств;
- продвижение продукции, производимой предприятиями Пензенской области на внешний рынок;
- внешнеэкономическая деятельность в области образования, науки, культуры, спорта;
- кадровое обеспечение предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Основными задачами в области развития внешнеэкономической деятельности являются:
- постепенная и эффективная интеграция экономики области как субъекта Российской Федерации в систему мирового хозяйства;
- обеспечение расширения рынков сбыта продукции, производимой в области, и достижение на этой основе устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения области;
- рационализация структуры импорта, преодоление необоснованной зависимости от импортных поставок;
- развитие экспортного потенциала и расширение структуры экспорта, стабилизация экспортно - импортного баланса области;
- оптимизация использования ресурсов региона путем перехода от экспорта сырья и первичных полуфабрикатов к экспорту продукции с высокой степенью переработки;