1. Бюджетная политика
Основной проблемой территориальных бюджетов, особенно бюджетов муниципальных образований, является несбалансированность ресурсов и обязательств. Не обеспечивается в полном объеме финансирование льгот и социальной помощи ветеранам и инвалидам. Задолженность по детским пособиям составляет более 250 млн. руб. Высока задолженность бюджетов за потребленные энергоресурсы: задолженность по областному бюджету на 01.10.00 за электроэнергию составляет 1115 тыс. руб., за теплоэнергию - 224 тыс. руб.; задолженность местных бюджетов на 01.10.00 за электроэнергию составляет 101950 тыс. руб. (в т.ч. Пенза - 17136 тыс. руб.), за теплоэнергию - 425237 тыс. руб. (в т.ч. Пенза - 386136 тыс. руб.). Задолженность местных бюджетов за природный газ составляет на 18.10.00 22947 тыс. руб.
Бюджетная несбалансированность усугубляется недостаточно четким разграничением полномочий и ответственности бюджетов различных уровней. Правительство области отвечает за исполнение функций, находящихся в компетенции муниципальных властей, по выплате заработной платы в бюджетной сфере, выплате пособий и оплате за потребленные энергоресурсы.
Оценка эффективности осуществляемых бюджетных расходов в большинстве случаев отсутствует, что приводит к недостаточной концентрации ресурсов для решения приоритетных задач бюджета.
Основным инструментом повышения эффективности управления финансовыми ресурсами и контроля за расходованием государственных средств являются:
- расширение информационных технологий управления государственными финансами;
- переход к казначейской системе исполнения бюджетов.
Правительством области будет продолжена реализация Программы экономии государственных расходов. Будут продолжены выверка и урегулирование кредиторской задолженности бюджета.
С 2001 будут поэтапно пересматриваться объем и структура обязательств исполнительных органов власти области и осуществляться переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся граждан.
Будет проведена работа по сокращению и полному отказу от безадресного дотирования жилищно - коммунального хозяйства, совершенствоваться система предоставления адресных жилищных субсидий малообеспеченным слоям населения.
Бюджетная политика в области расходов на государственное управление будет направлена на разумное уменьшение численности государственных служащих.
Ассигнования на деятельность учреждений социальной сферы будут зависеть от конечного результата их деятельности.
Изменять условия финансирования предполагается постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого учреждения.
Предусматривается поэтапное повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы.
С 2001 г. предусматривается изменение принципа оказания финансовой помощи предприятиям АПК. Вместо кредитования из бюджета будет использоваться кредитование банками с компенсацией части процентной ставки из бюджета.
Будет продолжена работа по реформированию межбюджетных отношений, исходя из следующих принципов:
- сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношении;
- усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе как собственных, так и регулируемых налогов;
- повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;
- применение в бюджетном регулировании единых для всех территориальных образований, а внутри каждого из них - для всех муниципальных образований, методологии, критериев, факторов, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности;
- распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания до минимально необходимого уровня обеспеченности и социально - экономического развития территориальных образований;
- обязательность компенсации бюджетам недостающих средств в случае уменьшения доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня;
- недопустимость изъятия или централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, дополнительно полученных доходов или сэкономленных бюджетных средств без согласования с соответствующими органами власти;
- взаимная ответственность органов власти всех уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;
- наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджетов другого уровня;
- ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений. Будет проведена адаптация новой системы финансовой поддержки регионов на уровне местных бюджетов.
Предусматривается проведение реструктуризации государственного долга области. В первую очередь Правительство будет принимать меры к своим должникам, применяя при этом тактику обращения взыскания долгов на имущество и активы заемщиков, а также перевода долгов хозяйствующим субъектам.
В целях проведения эффективной стратегии в области управления государственным долгом Правительство области будет руководствоваться следующими положениями: целесообразностью займов, эффективностью использования полученных средств, обеспечением возврата заемных средств, распределением риска между ссудодателями и заемщиками, в т.ч. достижением полного покрытия задолженности активами заемщика.